Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 02, 2005

О сложном мире Чебурашки

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», - заметил в свое время поэт и попал в точку. Сейчас Пушкин – классик. Александр Сергеевич обладал природным даром, но раскрыть талант помогло образование, а именно - учеба в лицее. До Пушкина, нам, простым смертным, конечно, далеко! И все же, думаю, почти у каждого есть свой «лицей». У меня тоже. Это факультет дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Общая энергетика

Когда однажды солнечным летним утром я увидела в перспективе тихой аллеи Госпитального вала красное кирпичное здание, то сразу поняла - мое! Должно быть, аура моя соответствует энергетике учебного заведения.

Вступительные экзамены были сданы на удивление легко. Начались студенческие будни, такие непохожие на школьную жизнь! Я с восторгом рассказывала маме про однокурсниц, преподавателей, новые предметы. А она, желавшая для меня будущего лингвиста-переводчика, только вздыхала и повторяла: «Ну что с тебя взять: дошкольный факультет!» Сейчас, если я совершаю что-то несуразное, она тоже называет меня «дошфаком».

1 сентября. Кроны деревьев старинного немецкого кладбища, расположенного по соседству, из чистых факультетских окон кажутся похожими на желтые помпоны. День знаний знаменуется праздничным концертом, на котором первокурсники показывают свои таланты: поют, декламируют, музицируют. А еще в первую учебную неделю проходит групповое фотографирование «новобранцев».

Мы, первачи, знакомимся с легендарными преподавателями, слава о которых передается от одного поколения студентов другому: физиологом Натальей Владимировной Холмогоровой, специалистом по раннему развитию детей Ириной Михайловной Кононовой, мэтром дошкольной педагогики Эммой Константиновной Сусловой…

Я и сейчас помню, как в просторную аудиторию на третьем этаже вошли сорокалетний мужчина в сером пиджаке и элегантная дама с крупными перстнями: доктора психологических наук Николай Евгеньевич Веракса и Татьяна Давыдовна Марцинковская. В год моего поступления факультет открыл дополнительную специальность «психология». Профессора беседовали с нами о своем предмете, о том, кто такой дошкольный психолог. Тогда они были для меня просто мужчиной в пиджаке и женщиной с кольцами. Потом выяснилось, что Николай Евгеньевич свободно владеет несколькими языками, читает в оригинале зарубежные публикации по развитию интеллекта у детей, донося до нас не только основные знания, но и самые последние открытия мировой науки. А Татьяна Давыдовна – автор и составитель учебников по истории психологии, захватывающий лектор.

Хотя на дошфаке все профессора и доценты – выдающиеся в своем роде личности! Большинство из них трудится в стенах этого достопримечательного кирпичного здания не один десяток лет. Молодые преподаватели, как правило, тоже – выпускники факультета. Преемственность здесь сильна.

Свойства материи

Факультет – это особый мир: немного наивный, светлый, теплый, радостный. Что его делает таким? Пространство. Причем начинается вотчина дошфака уже на Госпитальном валу, в районе остановки «Ухтомская улица». Пузатый трамвайчик открывает двери – и из его недр, словно семечки, сыплются говорливые барышни. Шумным роем, огибая киоск с цветами, они летят по тенистой аллее к красной пятиэтажке.

На пустынной улице хулиганит ветер, пытаясь сорвать объявление, вывешенное на всеобщее обозрение несчастным влюбленным: «Девушка в синем пальто, стоявшая на остановке во вторник в три часа. Придите в это же время сюда в четверг. Буду ОЧЕНЬ ждать с белой розой. Самизнаетекто». Рой барышень между тем приближается к зданию, минуя барельеф музыкантов из басни Крылова.

Чрево дошфака - просторные холлы с высокими потолками и укромные уголки, цветные витражи на лестницах и длинная вереница зеркал на первом этаже. Портреты видных ученых. Черно-белые фотографии из истории факультета. На некоторых - наши преподаватели в семидесятые-восьмидесятые годы. Почти такие же, как сейчас, только чуть-чуть моложе.

Дом наполнен особыми звуками: скрипом старого паркета на верхних этажах, шуршанием пишущих ручек и кисточек с акварелью по поверхности ватмана, цоканьем девичьих каблучков, молодым смехом, поставленными голосами лекторов. А после обеда – еще и музыкой фортепьяно. Ведь здесь обучают музыкальных руководителей для детских садов.

Запахами альма-матер для меня стали прохладная свежесть проветренных помещений, шерстяное дыхание пальто в гардеробе, аромат горячих сосисок, крабового салата и обжигающего капучино в буфете.

Немногословная человечность

Попав в вуз после средней школы с ее казарменными порядками, первое время я находилась в шоке из-за… человечного отношения преподавателей. Стыдно признаться, мне было не по себе. Почему никто не орет, не унижает, не требует?! Странно как-то! Потом привыкла. Неожиданно для себя я, тихая троечница с пятеркой по литературе, вдруг полюбила учиться. Раньше никогда бы не подумала, что узнавать новое интересно! Без особого надрыва закончила магистратуру с красным дипломом и сдала два кандидатских минимума. Они потом пригодились при поступлении в аспирантуру Социального университета.

В первые месяцы студенчества я заметила, что пожилые преподаватели чуть ли не больше школяра переживают, если тот плохо подготовился и не вытягивает на хорошую отметку. Кроткий укор: «Ну что же вы, дружочек?!», - действовал на меня сильнее, чем громы и молнии школьных учителей.

На самом деле, лицей, в котором я училась, был хороший. С платой за обучение, коврами и дорогими люстрами. Там регулярно проводились семинары по вальдорфской педагогике, на которые приезжали специалисты из Германии и педагоги со всего СНГ. Просто гуманизация и субъектный подход, декларируясь по десять раз на дню, применялись лишь на словах, становясь нам, старшеклассникам, своеобразным пинком в спину.

На дошкольном факультете по отношению к студентам ничего из ряда вон выдающегося не декларировалось. Просто декан Людмила Васильевна Поздняк в безденежные девяностые годы обеспечила неязыковые группы английским языком в размере трех-пяти пар в неделю. Изучая с ее подачи интенсивный английский в течение четырех лет, по окончании бакалавриата я смогла вполне сносно изъясняться с американцами, участвуя в американо-российском проекте по переписке школьников через Интернет. Несколько моих однокурсниц уроками английского сейчас зарабатывают на жизнь.

Неоцененные горшки

Будучи студенткой третьего курса, я однажды познакомилась с молодым человеком по имени Руслан. Он «университетов не кончал». Точнее, его образование сводилось к неполному среднему и одному курсу милицейской школы. С гордостью сообщила ему, что грызу гранит науки на дошкольном факультете.

- На каком? – переспросил молодой человек.

- На дошкольном.

- То есть, ты будешь заниматься с первоклассниками?

- Да нет! С дошкольниками. Теми, кто в детский сад ходит!

- И сколько учиться?

- Шесть лет.

- Светка, извини, но что там учить?! Как сопли вытирать да на горшки сажать?

- Видишь ли, - обиделась я, - чтобы знать, сколько горшков на все группы дошкольного учреждения закупать и как их правильно дезинфицировать, нужно время потратить. Ты же сам в сад ходил. Неужели ничего кроме горшков не помнишь?

- Помню, как манную кашу заставляли есть.

- Но в саду с детьми еще и занятия проводят! По развитию речи, рисованию, математике, экологии, физкультуре, музыке. Для каждого возраста разные.

Но Руслану его шутка понравилась, и он норовил повторить ее при каждом удобном случае. В такие моменты мне вспоминались слова одного из самых харизматичных лекторов – преподавателя педиатрии Владимира Викторовича Голубева: «Мы даем вам на факультете разносторонние знания. Вы изучаете историю, социологию, литературу, психологию, медицину. Лет семь назад выпускницы даже получали дополнительный сертификат медицинской сестры. Но, к сожалению, не все юноши по достоинству оценят вас и ваше образование!» Руслан не оценил.

Здравствуй, грусть!

Между тем, жизнь шла полным ходом. Мы учились различать механизмы передачи инфекции, наблюдали психическую жизнь лягушки с удаленным на уровне вторых зрительных бугров мозгом. Составляли меню для ребенка, который получает как грудное, так и искусственное вскармливание. Находили в стихах синтагмы, анафоры. Читали современные пьесы. Учили поэтические произведения и декламировали их. Пели хором. Рисовали. Лепили. Дискутировали о сложном мире Чебурашки и тяжелой судьбе Маугли. Посещали музеи с педагогами и без них. Грациозно танцевали под Марш маленьких оловянных солдатиков на практике в детском саду и отрывались на дискотеке под техно. Да мало ли как еще пробовали на вкус это чудо - жизнь!

Так сложилось, что по специальности я не работаю. Переквалифицировалась, обнаружив, что средний гонорар за статью превышает мою месячную зарплату преподавателя психологии в техникуме. Хотя, знание специфики детского возраста в свое время пригодилось и в журналистике.

В качестве корреспондента «Студенческого меридиана» я вновь на дошфаке. За четыре года здесь почти ничего не изменилось: тепло, светло, а из буфета доносятся соблазнительные запахи. Только юношей стало больше, чем раньше; и студенты кажутся какими-то слишком молодыми. Впереди - беседы с учащимися, интервью с деканом. Но так хочется еще несколько минут просто постоять, впитывая ауру этого замечательного дома, моего «лицея»!

Светлана РАХМАНОВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива