Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 2-6, 2013

Вспоминая Станислава...

Эта заметка рассказывает о нескольких встречах с своеобразным человеком, библиофилом и начинающим писателем Станиславом Рубинчиком. Он автор увлекательной повести «Рукопись, найденная в саквояже» (Рига, 1978). Ее оформила замечательная рижская художница Елена Антимонова. Текст повести Станислава Рубинчика «Рукопись, найденная в саквояже» проглатываешь, наслаждаясь…

Елена Антимонова

Пересказывать бессмысленно, ее надо читать.

И оформление у книжечки тоже яркое. Сочное. Елена Антимонова постаралась на славу.

Но самое удивительное в этой творческой истории заключается в том, что повесть создавалась ее автором для отвода глаз… милиции и общественности, которая преследовала Станислава за страсть к книгам.

Рубинчик был, как мы теперь говорим, профессиональным книжным дилером.

Меня с ним познакомил Валентин Пикуль, который покупал у Станислава постоянно. Зачастую Рубинчик искал книги прямо по его заказу. Такие же услуги он оказывал и другим рижским литераторам и ученым.

У Рубинчика была специальная записная книжка, в которой имелись не только адреса и телефоны рижских старожилов, но и более пространные сведения. В ней также помечались склонности, привычки и потребности тех людей, с которыми его сводила судьба и страсть к прошлому. Он знал, кто и что имеет из редкостей и в чем сам этот человек нуждается. Он не гнушался принести картошки, или убрать с дорожек снег, если пожилой человек жил где-то в окрестностях Риги в своем домишке.

Часто он становился, в том числе, и посредником в продаже каких-то настоящих ценностей. Не только книжных.

А Валентин Савич по просьбе своего молодого приятеля  порой надписывал книги и таким старикам, которых обихаживал Станислав, и таким начальникам, кто к нему придирался. Косвенно помогая писателю в работе, Станислав приобретал некий, конечно, призрачный статус. И даже перепродажа книг выглядела вполне пристойно.

Я бывал у Пикуля в 1973 по 1982 довольно часто. Трижды жил у него почти по месяцу. Сдружились на почве чтения и книжничества. У него была потрясающая историческая библиотека прочитанных книг. На всех экземплярах его библиотеки оставались многочисленные пометки красным карандашом. Ненужные ему более издания, он выкладывал на табуретку у двери, и любой приходящий в дом человек мог что-то себе из этого выбрать. Жаль, что я мало взял. Но обычно я и так вез чемодан книг, купленных в Риге и подарки-передачи в Питере, а потом – в Москве. Но вот томик Ан.Виноградова «Три цвета времени» со страницами, расчерканными пикулевским карандашом, у меня сохранился. Есть, конечно, и другие издания, но могло быть гораздо больше.

Однажды – это уже было в квартире на улице Весетас (а начал я приезжать еще в двухкомнатную, на П.Стучки) появился молодой человек, с которым меня Пикуль тут же познакомил.

Станислав принес писателю несколько заказанных книг и сказал, что у него неделя весьма удачная, и отслоилось еще много чего любопытного.

Они стали договариваться о том, чтобы придти к Станиславу домой, и посмотреть «новые» поступления. Помню, что Станислав настаивал, чтобы был выходной день. На том и порешили.

Адреса я, конечно, не помню. Когда пришли к Рубинчику, то он нас сразу провел не в комнату, а в книжный чулан, который оказался за тут же отдернутой шторкой. Это был пенальчик без окна метров 4-х – 6-ти. По стенам книжные полки до потолка. По условной середине – комнату разделял широкий, толщиной в две книги энциклопедического формата стеллаж, где тома стояли корешками на две стороны.

В сокровищнице Рубинчика хранились дореволюционные издания и произведения, увидевшие свет в Риге в предвоенный период.

Пикулю был предложен маленький стульчик возле такого же крошечного ломберного складного столика (в какой-то момент он нам его продемонстрировал), на котором хозяин предусмотрительно выложил тома для просмотра. Не крупный сложением мужчина, Пикуль с трудом расположился в выделенном ему уголке, занимая при этом часть прохода в чулан. А мне Рубинчик – по предложению Валентина Савича – стал показывать эмигрантские издания.

- Чтобы ты хотел увидеть?- спросил он.

Я тогда бредил Михаилом Булгаковым, и знал, что в 20-е годы в Риге выходили его книги. Он меня тут же подводит к полке и вот у меня в руках четыре издания. Да, вот они оказывается какие! И предисловие Петра Пильского.

Затем, не помню почему, но он мне стал рассказывать о Вере Крыжановской и ее многочисленных оккультных романах. Позже я многие из них прочитал, но тогда не имел никакого представления. Рубинчика это удивило и озадачило. Он мне сказал с многозначительным нажимом:

– Сейчас огромный спрос на такую литературу. Этого ты больше нигде в такой полноте не увидишь.

Из уважения к хозяину я стал рассматривать издания Крыжановской- Рочестер. Должен сказать, что в собрании С.Рубинчика оккультные издания занимали четыре длинные полки. Было ясно и то, что на первом плане у него стояла ходовая литература.

Место, за которым работал Пикуль, все же оказалось неудобным, он довольно шустро отобрал около 15-ти книг и сказал, чтобы я их убирал в сумку, которую мы предусмотрительно захватили.

Между собой они договорились о том, что через неделю Рубинчик зайдет к Пикулю, и тот скажет, какие из отобранных книг, он купит. Тогда же и расчет произойдет.

Перед уходом я спросил о стоимости булгаковских томиков. Цена оказалась высокая, и я прикусил язык. А Валентин Савич в этот время уже держал в руках какие-то несколько брошюрок, за которые тут же отдал деньги Рубинчику.

Обращаясь ко мне, писатель сказал:

- Вот нам с тобой достались четыре любопытные книжицы. Разделим по-братски, тебе – две и мне две. – И не выбирая, протягивает два буклета, поясняя: – У нас в Риге живет художник Юпатов. Он работает мастером в ремесленном училище, которое подготавливает рабочих для типографий. В процессе обучения у Юпатова есть возможность вместе с ребятами, как бы для практики, выпускать малыми тиражами самодельные издания. Таковые мы с тобой и приобрели. Бери! Может, редкостью станет! – и уже смеясь, добавляет, – И сумку, конечно, тебе тащить придется, а я понесу свои покупки.

Так я впервые услышал об Алексее Юпатове.

В следующий раз я приходил к Рубинчику уже один, со второй попыткой договориться о книгах М.Булгакова. Но он не пожелал скинуть цену. Предложил мне купить рижское издание Николая Рериха, том первый.

–  А второй где же, – опростоволосился я.

–  Второго, братец, не было. Война началась. Я был вынужден проглотить и эту пилюлю. Попросил его показать мне книги по иконописи, которой тогда сильно увлекался. В числе предъявленного оказались четыре тома Никодима Кондакова идеальной сохранности. Я был этими книгами буквально очарован. Конечно, купить их я не мог. Кондаковым меня одарила судьба много лет спустя в Праге, правда, издание было другое – пражское, эмигрантское.

Ну а книжки Булгакова я все же из Риги увез. В день моего отъезда в Москву мне их подарил В.С.Пикуль. Не знаю, в какой момент он их приобрел у Рубинчика.

Правда, булгаковских книг оказалось только три. Четвертую – с повестями и рассказами – Станислав Рубинчик не уступил.

Все-таки он тоже был собирателем книг, и, видимо, самых редких изданий. Та книжица до сих пор мне так и не встретилась. Это: Булгаков М. А. Роковые яйца. Рига: Литература, 1928.

Юрий Ростовцев

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива