Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 2-6, 2013

Непостижимая Мона Лиза

Пожалуй, нет в мире картины более знаменитой, чем эта. Имя женщины, изображенной на ней, знают даже те, кто ни разу в жизни не побывал ни в одной галерее. Вы уже, наверное, догадались: речь идет о женском портрете Леонардо да Винчи «Джоконда».

Вот уже пять столетий ее загадочная улыбка завораживает людей и не дает покоя многочисленным исследователям, с поразительной настойчивостью продолжающим разгадывать ее тайну.

Увы, улыбка никак не поддается расшифровке. Даже в ее определении мнения кардинально расходятся. Одни считают, что улыбка женственна и лучезарна, чарующа и изысканна, дарит свет и радость. Другие утверждают, что она, скорее, саркастична и даже цинична.

Вот для примера одно из таких высказываний: «В царственном спокойствии улыбающейся женщины все ее жестокие инстинкты покорения, все зверское наследие ее природы, все жгучее стремление к обольщению, вся кошачья хитрость, вся грациозность обмана, скрывающееся под личиной доброты жестокое намерение – все это притаилось, то появляясь, то исчезая в таинственной дымке, в поэзии ее улыбки».

Не слишком-то лестная характеристика, но, прямо скажем, и не самая ужасная из всех.

Многие усматривают в этой улыбке вовсе не улыбку, а состояние женщины, которая вот-вот заплачет. Но для слез, как известно, должна быть причина. И тут на свет появляется множество версий, большинство из которых носит медицинский характер.

Стоматолог и по совместительству эксперт по живописи Джозеф Борковски считает, что выражение лица Моны Лизы типично для людей, потерявших передние зубы. О причинах он, правда, умалчивает. То ли кариес так свирепствовал в эпоху Возрождения, то ли супруг-дебошир погорячился. Остается только догадываться.

Японский доктор Накамура обнаружил, что уголок левого глаза Джоконды поражен холестерином, и, следовательно, она предрасположена к сердечным заболеваниям и страдает астмой. Оттого-то так вымученно и улыбается.

Коли речь идет о лице, конечно же, не обошлось без версии о параличе лицевого нерва. Такой диагноз ей поставили и отоларинголог Азур из Окленда, и датский врач Финн Беккер-Христиансен, который предложил обратить внимание на то, что Джоконда правой стороной улыбается, а левой гримасничает. Однако этого ему показалось мало, и он обнаружил у Моны Лизы симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке.

Смелое утверждение. Но не оригинальное. Еще до Беккер-Христиансена в 1960 году аналогичную версию выдвинул лондонский фотограф Лео Валла, разработавший систему, позволяющую преобразовать изображение анфас на фотографии в разворот на три четверти и в профиль. Метод прошел долгую проверку и получил официальное признание. Когда его опробовали на Джоконде, результат удивил: мало того, что она, оказывается, страдала болезнью Дауна, ко всему прочему ее профиль оказался... монголоидным.

Медицинские версии возникают в таком количестве, что невольно приходит в голову мысль: если бы доктора уделяли столько времени и внимания своим пациентам, человечество давно уже было бы гораздо здоровее.

Фантазии медиков можно только позавидовать. Американцы Леон Голдман и Аллен Уордвелл предположили, что Мона Лиза страдала алопецией – частичным или полным выпадением волос на теле и голове. Действительно, если присмотреться – на портрете у Джоконды отсутствуют брови, что, по мнению авторов гипотезы, и вызывает у нее страдальческую улыбку.

Бедная Лиза! Кто бы мог подумать, что, любуясь ее портретом, мы видим перед собой безнадежно больную женщину с таким букетом болезней.

Одно утешение: не все диагнозы столь жестоки. По мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете отчетливо передано состояние беременной женщины. Об этом же, но несколько грубее заявила и Эллен Мористон из Нью-Йорка: «Все очень ясно: улыбку Джоконды можно видеть на губах беременной самки кита».

Хорошо, что еще никакой микробиолог не догадался сравнить ее с палочкой Коха или бледной спирохетой.

Остановившись на беременности, мы постепенно переходим от медицинских версий к сексуальным. Версию улыбки от любовного экстаза выдвинули специалисты по гормонам из Германии. Они назвали ее послеоргазменной.

Еще дальше пошел австралийский профессор Хайес. Он ошарашил всех неожиданным заявлением, что усмешка (по его мнению, это именно усмешка) Моны Лизы вызвана повреждением мышцы верхней губы во время увлеченного занятия оральным сексом.

Вообще, сомневающихся в целомудренности Джоконды более чем достаточно. Профессор Карло Вечче и его сторонники утверждают, что улыбка ее принадлежит не добропорядочной женщине – жене флорентийского магната Франческо дель Джокондо, а проститутке Изабелле Гуаланди из Неаполя и является всего лишь профессиональным инструментом обольщения и зазывания.

Об Изабелле Гуаланди известно, что она вращалась в высшем свете и заслужила титул «благородной проститутки», неоднократно позировала Леонардо и была фавориткой Джулиано де Медичи, брата папы Льва Х.

Кстати говоря, версии о том, что на портрете изображена не Мона Лиза, а совершенно другая женщина, появляются довольно часто.

Наиболее убедительным выглядит предположение, что на самом деле это Пачифика Брандано, вдова испанского дворянина, чей портрет художник писал три года. Но так как в нашу задачу не входят попытки доказательства той или иной версии, мы не будем утомлять читателя ненужными подробностями. Скажем лишь, что эта версия вполне может заслуживать внимания. Правда, сразу возникает законный вопрос: если луврская «Джоконда» не является портретом Моны Лизы, то где же он? Ведь доподлинно известно, что, живя во Флоренции, Леонардо написал его. Сторонник «версии Пачифики» утверждает:

– Хотите настоящую Мону Лизу? Можете лицезреть ее на картине «Коломбина» в петербургском Эрмитаже.

Существует еще одна занятная гипотеза: будто бы Леонардо, питавший нежные чувства к своей матери, увековечил ее в этом портрете.

Как бы то ни было, в перечисленных версиях до сих пор еще не возникало сомнений в том, что Мона Лиза – женщина. Пусть –  идиотка, пусть –  монголка, пусть –  ветреница, пусть –  и не Джоконда вовсе. Но –  женщина!

Однако далеко не всех устраивал такой вариант, и кое-кто усматривает в изображении на картине переодетого юношу. А канадская исследовательница Сюзанн Жиру, многие годы создающая композиции на основе картины, сделала еще одно открытие. Оказывается, если увеличить губы Джоконды в несколько раз, а затем повернуть на 90 градусов, получится торс юноши, повернутый спиной к Мастеру и слегка изогнутый.

Опять выплывает сексуальная тема, но на сей раз нетрадиционной ориентации. То, что художник, возможно, был «голубым» – не секрет. В двадцать четыре года его обвинили в этом грехе, но за недостаточностью улик отпустили. Итальянская культурная ассоциация гомосексуалов по этому поводу заявила, что Леонардо никогда не делал тайны из своей «голубизны», а все его ученики всегда были более красивы, нежели талантливы.

Еще бы. Так приятно украсить свои ряды признанным гением! Но нас сейчас интересует больше не сексуальная ориентация художника, а тайна его знаменитой картины.

Известно, что настоящий художник, создавая произведение, вкладывает в него часть своего «Я». Но обычно эту фразу воспринимают в переносном, метафизическом смысле. А если ее в нашем случае воспринять в самом прямом? Тогда получится, что «Джоконда» – не портрет, а автопортрет, и уже пять веков, загадочно улыбаясь над нашими потугами приоткрыть завесу тайны, на нас смотрит лицо Мастера.

Да, и такая версия существует. Мало того, компьютерное сравнение картины с известным автопортретом Леонардо, исполненным красным карандашом и хранящимся в Турине, не опровергло этого сообщения.

Так что, дорогие читатели, можете выбрать себе любую версию на свой вкус, а если вам этого мало, поломайте голову и придумайте что-нибудь свеженькое. Но это, мы думаем, будет довольно сложно.

С годами лаки, покрывавшие картину, потемнели, и все цвета словно затянулись коричнево-зеленым соусом. Из-за техники, использованной да Винчи (сфумато) этот шедевр невозможно очистить, ибо лак врос в разные слои красок. Однако остается одно решение: виртуальное снятие лака! Именно такую операцию и проделали, благодаря революционному информационному оборудованию. Пред нами предстает помолодевшая Лиза, позирующая среди пейзажа, тонущего в синем небе.

 

Из биографии шедевра

Примерно 1502 год. Леонардо да Винчи начинает работать над Моной Лизой по заказу итальянского коммерсанта Франческо дель Джокондо.

1516 год. Картина следует за Леонардо, который поступает на службу к Франциску I и живет в замке Кло Люсе под Амбуазом.

1519 год. Леонардо умирает 2 мая. «Лиза» отправляется в замок Фонтенбло вместе с Франциском I.

После 1661 года. Полотно передается в Версаль Людовику XIV.

1800 год. Холст царит в спальне Бонапарта во дворце Тюильри.

1804 год. «Лиза» покидает императора и окончательно располагается в Лувре.

21 августа 1911 года. Полотно исчезло! В краже подозревают Пикассо и Аполлинера. Портрет находят в Италии у Винсенцо Перуджиа, стекольщика, работавшего в Лувре.

1919 год. Художник-дадаист Марсель Дюшан рисует Джоконду с усами и делает скандальную надпись.

1939-1945 годы. Картину прячут в пяти разных местах, в том числе в замке Амбуаз и в музее Энгра в Монтобане.

1963 год. Шедевр отправляется в США, где им наслаждаются 1,7 млн зрителей.

1974 год. «Лиза» осуществляет триумфальное путешествие в СССР и Японию.

2013 год. Скоро сорок лет, как Она не покидает Лувр и принимает до 6 млн зрителей в год.

Андрей Пиронов

 

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива