Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 01, 2013

Таганка: Комедия, да не только!

Новый сезон Театра на Таганке под руководством Валерия Золотухина начался с новой, шестой за год, премьеры – спектакля режиссера Владимира Мирзоева по пьесе великого русского драматурга Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

Новый сезон Театра на Таганке под руководством Валерия Золотухина начался с новой, шестой за год, премьеры – спектакля режиссера Владимира Мирзоева по пьесе великого русского драматурга Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты»
Новый сезон Театра на Таганке под руководством Валерия Золотухина начался с новой, шестой за год, премьеры – спектакля режиссера Владимира Мирзоева по пьесе великого русского драматурга Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты»
Новый сезон Театра на Таганке под руководством Валерия Золотухина начался с новой, шестой за год, премьеры – спектакля режиссера Владимира Мирзоева по пьесе великого русского драматурга Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты»
Новый сезон Театра на Таганке под руководством Валерия Золотухина начался с новой, шестой за год, премьеры – спектакля режиссера Владимира Мирзоева по пьесе великого русского драматурга Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты»
Новый сезон Театра на Таганке под руководством Валерия Золотухина начался с новой, шестой за год, премьеры – спектакля режиссера Владимира Мирзоева по пьесе великого русского драматурга Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты»
Новый сезон Театра на Таганке под руководством Валерия Золотухина начался с новой, шестой за год, премьеры – спектакля режиссера Владимира Мирзоева по пьесе великого русского драматурга Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты»

В прежние годы по телевидению часто шли спектакли по пьесам А.Н. Островского «Бедность – не порок», «Доходное место», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Свои люди – сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты»... Постановки были интересные и напоминали по своей колоритности реалистическую жанровую живопись художника Павла Федотова.

В школах старшеклассники изучали «Грозу», а в гуманитарных вузах студенты вгрызались в творчество Островского, вопросы по его пьесам включали в экзаменационные испытания и будущих филологов-русистов, и журналистов. В постсоветский период Островский, так сказать, сошел со сцены, стал своего рода анахронизмом, уже как бы и не отвечающим духу обновленной России.

Поэтому когда несколько месяцев назад прошел слух, что Владимир Мирзоев ставит на сцене Таганки спектакль по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты», это удивило многих. Островский казался чересчур традиционным для такого современного, авангардного театра. Кое-кто даже предположил: а не превратится ли Таганка в еще один Малый театр?! А потом всполошились «староверы»: Мирзоев-то с Островским не церемонится, трактует и просит играть по-своему, аж с акробатикой.

В день открытия нового сезона на Таганке состоялась предпремьера. Причем при таком аншлаге, которого дай Бог каждому театру! В зале и на бельэтаже не было ни одного свободного места, зрители сидели даже в проходах между рядами, на приставных стульях, а кто-то – прямо на ступенях... Некоторые стояли у центральных дверей зала, между бордюрами, и смотрели спектакль оттуда.

Впрочем, я сидела на своем излюбленном боковом откидном кресле в четвертом ряду. И своими глазами видела и спектакль Островского-Мирзоева, и феноменальный успех представления у зрителей!

Напомню тем, кто подзабыл сюжет. Г лавный герой спектакля, молодой человек по фамилии Глумов живет в бедности и нищете, снимает на двоих с матерью комнату... Он мечтает найти «покровительство» в лице своего влиятельного дядюшки по фамилии Мамаев и жениться на богатой невесте, у которой 200 тысяч рублей приданого. Выбиться – наконец – в верхи общества, сделать карьеру.

Действуя по заранее разработанному плану, обводит всех вокруг пальца и почти достигает своей цели, но... разоблачает себя своим дневником, который регулярно ведет.

– Дневник Глумова – это записки подлеца, им же самим написанные! – самокритично восклицает Глумов. И готовится к худшему – так сказать, к суду «линча» над ним со стороны оскорбленных им людей.

Впрочем, поскольку «На всякого мудреца...» – комедия, все там, в конце концов, кончается не самым худшим образом. Представители элиты понимают, что Глумов, который не только «умен, зол и завистлив», но глумлив, талантлив и предприимчив, полезен им, а значит он им нужен, может быть полезен... Загладить возникший конфликт, взять проштрафившегося молодого человека под свое крыло берется жена Мамаева, которая питает к Глумову далеко не родственные чувства.

Глумова на премьерном показе сыграл студент четвертого курса Щукинского училища Сергей Беляев. Играл великолепно! Раньше я видела этого артиста в эпизодических ролях – в «Венецианских близнецах» (роль одного из солдат-гренадеров), в «Докторе Живаго» (студент). Теперь он заявил себя в главной роли и справился с задачей на пять с плюсом! На этом образе держится весь спектакль!

Другие артисты также не подкачали. И Иван Рыжиков (Мамаев), и Анастасия Колпикова (жена Мамаева), и Мария Матвеева (Машенька), и Филипп Котов (человек Мамаева), и Сергей Ушаков (Городулин), и Екатерина Рябушинская (мать Глумова), и Любовь Селютина (Манефа), и Лариса Маслова (Турусина), и Михаил Лукин (Курчаев), и Феликс Антипов (Крутицкий)...

Все создавали совершенно оригинальный спектакль, какого раньше не было ни на одной сцене страны. Нам показали Островского XXI века, показали, что он весьма и весьма современный драматург, сумевший разгадать такие слабости и недостатки людей, которые переходят из века в век, и никакая новая реальность не уводит человека от самого себя.

Общество одолевают все те же страсти – любовь, деньги, власть, карьера...

Пожалуй, меняются лишь какие-то внешние условия и реалии жизни и... наряды.

Герои нового века театра Островского пользуются душем и телефоном, обсуждают текущие политические новости и проблемы трудоустройства...

Мамаев пристраивает Глумова на службу к Крутицкому писарем, а точнее – «референтом», если говорить современным языком, и Глумов пишет трактат «О вреде реформ вообще».

– По-моему, «вообще» – это лишнее слово, говорит ему Крутицкий.

– Да нет, в нем-то и скрыт самый главный смысл, – отвечает Глумов и читает один из артикулов трактата: мелким чиновникам жалованье не прибавлять, а прибавлять жалованье только высшим чинам и большим начальникам.

Комедия полна юмора, как и подобает комедии. Причем в ней присутствует ирония не только Александра Николаевича Островского, но и Владимира Мирзоева, который, надо признать, своим ерничеством довел контекст комедии до гротеска.

Нельзя без смеха смотреть на эксцентрично-пикантные сцены с «клубничкой», когда Мамаева пытается соблазнить Глумова, и соблазняет его, и они предаются плотским утехам и наслаждениям, при этом делая такие виртуозные акробатические этюды и кульбиты, которые не каждый циркач сможет исполнить.

Есть в спектакле и более тонкий юмор, который артисты передают через мимику, через выражение лиц, через жесты, через интонации...

В конце спектакля все герои, все персонажи, включая и богомольных приживалок, вдруг погружаются в... рок-н-ролл! Неожиданный финал спектакля, которого, конечно, нет у Островского, но он есть в новом прочтении его пьесы! Комедия да и только!

За год в репертуаре Театра на Таганке прибавилось – такого не повторялось в истории Таганки с 1964 года! – шесть новых спектаклей:

«Венецианские близнецы» Карло Гольдони и Паоло Ланди,
«Калека с Инишмана» Мартина Макдонаха и Сергея Федотова,
«Король умирает» Эжена Ионеско и Кшиштофа Занусси,
«Двенадцатая ночь» Вильяма Шекспира и Ренаты Сотириади,
«Наташина мечта» молодого драматурга Ярославы Пулинович и Юрия Ардашева.
И вот – «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского и Владимира Мирзоева.
Каждый из них по-своему нов и хорош, ни один не похож на другой.

Валерий Золотухин, художественный руководитель театра Владимир Мирзоев
Валерий Золотухин, художественный руководитель театра
 
Владимир Мирзоев
 
Сергей Беляев Мария Матвеева
Сергей Беляев
 
Мария Матвеева
 

Я еще трижды побывала на премьерных спектаклях Островского – Мирзоева. Там играли и другие артисты, или те же самые, но выступавшие уже в других ролях, как бы менялись ролями один с другим. Глумова играл Филипп Котов, а человека Мамаева играл Сергей Беляев, а одну из приживалок – Игорь Ларин, а Машу – не Мария Матвеева, а Юлия Стожарова и Марфа Кольцова, При этом роль Турусиной исполняла Анастасия Колпикова, а Мамаеву играла Ирина Линдт. Играла, кстати, потрясающе. И демонстрировала свои шикарные наряды и себя в них, и свое универсальное искусство. Казалось, будто Островский написал свою пьесу, а Мирзоев поставил спектакль, именно для нее.

Валерий Золотухин только и сказал:

– Потрясающе! Браво! – и преподнес ей в желтой бумажной манжетке яркий букет разноцветных цветов размером с клумбу. А Ваня Золотухин закричал: «Моя мама – самая красивая!» и подарил ей свой букет.

В антракте Валерий Золотухин подписывал зрителям свои книги дневников «Знаю только я...» и говорил, то грустно, а то и многозначительно улыбаясь:

– Это дневники сегодняшнего Глумова...

В программке спектакля с нестандартным портретом Островского говорится, что пьеса «На всякого мудреца довольно простоты» написана в 1868 году. Первое представление состоялось 1 ноября 1868 года на сцене Александринского театра в Петербурге. Критика признала спектакль превосходным, приносящим истинное удовольствие.

Критика и зрители Театра на Таганке тоже признали спектакль, первое представление которого состоялось на сцене Театра на Таганке 20 сентября 2012 года, «превосходным, приносящим истинное удовольствие»...

Нина КРАСНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива