Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 01, 2013

Лариса Селезнева: Речь воспринимайте как праздник

Заканчивается осенний семестр. Для многих студентов это время окончания вуза, защиты диплома. Выступать публично надо, а риторику в вузе изучают не все. Как подготовиться к защите, как справиться с волнением? Об этом мы поговорили с кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского языка РГСУ и МУМ Ларисой Васильевной СЕЛЕЗНЕВОЙ.

– Лариса Васильевна, как Вы считаете, может ли человек, разбирающийся в предмете, хорошо выступить с ходу? Или без подготовки не обойтись?

– Безусловно, может. Если человек знает предмет, это дает хорошую основу для речи. Но при этом, если специально не готовиться к выступлению, возможны разные ошибки, которых не должно быть в публичном выступлении: нечеткая структура речи, отсутствие вступления и часто – заключения («Ну, у меня все» – это не заключение), повтор одного и того же, перескакивание с одного предмета на другой, нарушение временного регламента.

При этом человек может хорошо знать предмет, но не знать законов речи. Поэтому нужна специальная подготовка к публичному выступлению. Прежде всего – работа над содержанием и композицией речи, которая включает вступление – основную часть – заключение. И у каждой свои задачи: во вступлении надо рассказать о теме выступления, в основной части раскрыть эту тему, а в заключении подвести итоги. Не нужно думать, что эта схема устарела. Все будет зависеть от того, каким содержанием вы ее наполните, какие слова подберете для выражения мыслей. При этом нужно помнить о времени выступления и уложиться в тот регламент, который вам предложен.

Некоторые считают, если человек может свободно и много говорить, он и выступит без проблем. Безусловно, словоохотливому легче подготовиться к выступлению. В каких-то областях он может импровизировать, например, при произнесении поздравления, в бытовых речах. А кому-то приходится готовиться и к такого рода выступлениям. Если есть проблема – страх публичного выступления, который парализует человека, и он забывает все слова, – начинать нужно именно с небольших выступлений перед знакомыми, в дружеских компаниях. Надо работать над собой, недаром греческая пословица гласит: «Поэтами рождаются, ораторами становятся».

И риторическая подготовка должна начинаться со школы. Как говорил Вольтер: «Все главнейшие иностранные языки можно выучить за шесть лет, но для изучения своего недостаточно целой жизни». Должна быть база: знание русского языка, литературы, истории. Ведь речевые структуры связаны с мыслительной деятельностью человека, поэтому нужно расширять как запас знаний, так и запас слов.

– В чем специфика защиты дипломной работы?

– Защита дипломной работы – это особое событие, которое строится по сложившимся канонам. Участники его – члены аттестационной комиссии и студент, который защищает свою работу. Действия каждой стороны мотивированы: задача комиссии – выслушать дипломника, а студенту – раскрыть содержание своего исследования. Поэтому во вступительном слове студенту нужно обозначить актуальность, цели, задачи, объект, предмет исследования и сообщить о результатах. Для этого можно использовать введение и заключение, но только поработать со структурой предложений: упростить длинные предложения, вставить обращения. Это связано с особенностями письменной и устной речи.

Нужно подумать и о том, сколько времени отводится на защиту, и отобрать самые необходимые слова. При этом учитывать, что обычный темп – 100–120 слов в минуту. Зачастую студенты начинают пересказывать диплом и вместо 10 минут выступают 30. Выбрать самое главное – это важное риторическое умение.

При защите дипломных работ также важна презентация. Бывает, что студенты включают в нее большие фрагменты диплома. Не перегружайте презентацию текстом – его трудно воспринимать. Используйте ключевые понятия, графики, схемы. И не зачитывайте текст с экрана, это сделают слушатели. Главное – ваша звучащая речь, а презентация – дополнение к ней.

– При выступлении на защите есть свой этикет. Расскажите о нем.

– Я уже говорила, что на защите диплома действуют правила, которые надо знать. Экстравагантность, креативность в речевом поведении, в одежде здесь просто неуместны. Если мы и говорим о креативности, то лишь о такой, которая проявляется в содержании исследования, в особом подходе к предмету. Научная среда требует строгости, поэтому в речи не используются слова с эмоциональной оценкой, как бы вам ни нравились результаты вашего исследования.

Нужно четко строить предложения для выражения мыслей и причинно-следственных связей. Здесь важно помнить: «Кто ясно мыслить, тот ясно излагает». Во вступительном слове используется традиционное обращение: «Уважаемые преподаватели и члены аттестационной комиссии!» и далее «На ваше рассмотрение выносится квалификационная работа... (ее тема)». Для научной речи характерна подчеркнутая логичность, поэтому используются такие обороты, как: необходимо отметить (выделить), прежде всего, рассмотрим, во-первых (-вторых, -третьих), подводя итог и т.п.

– Что делать, если человек сильно волнуется перед выступлением?

– Есть специальные упражнения: задержка дыхания на три-пять секунд, переключение внимания на другие предметы. Не стоит сравнивать свое выступление с другими, пытаться что-то переделать прямо перед выступлением или все перечеркнуть, что написали, и выступать экспромтом. Представление, что у вас работа хуже всех, часто складывается от неуверенности в себе. Поэтому уверенность в себе надо воспитывать. А для этого можно использовать прием «визуализация успеха»: закройте глаза и представьте свое удачное выступление, вплоть до деталей. Во что вы одеты, где выступаете, какова реакция слушателей. Это ощущение сохраняйте в себе, и успех придет к вам.

Скажите себе: «это такое замечательное событие, как я счастлив, что могу показать себя, свои знания». Любую речь воспринимайте как праздник, получайте от нее удовольствие.

– Что лучше: читать или рассказывать?

– Речь лучше воспринимается, когда выступающий смотрит на публику. Возникает визуальный контакт. Если вам надо привлечь внимание аудитории к какому-то вопросу, убедить ее, ни о каком листочке не может быть и речи. Но есть протокольные мероприятия, на которых речь зачитывается. Так и на защите диплома. Вступительное слово зачитывается студентом. Безусловно, можно отрывать взгляд от текста и смотреть на публику. Но чтение также должно быть подготовлено: расставлены нужные логические акценты, отработаны паузы, трудные для произношения слова.

– Не менее важная часть защиты диплома – вопросы комиссии. Как надо их воспринимать и на них отвечать? Вот, например, тема: «Постмодернистское понимание игры в современной журналистике». Что по ней могут спросить?

– При защите любой работы вопросы будут. Относитесь к ним спокойно. Это важная составляющая защиты любой работы. Можно некоторые вопросы подготовить заранее, прочитав отзыв руководителя, рецензию.

При ответе на вопросы нужно выделить ключевое слово. Чтобы дать себе возможность подумать, можно повторить вопрос, перефразировав его. В вашем случае могут спросить: «Что вы включаете в понятие «современная журналистика»? Что я включаю в понятие «современная журналистика»? Современная журналистика, безусловно, занимает в информационном пространстве ведущее место. И ученые по-разному обозначают объем этого понятия...» Далее вы используете схему «две стороны одного предмета» –одни ученые считают, что..., другие ученые.... – и рассказываете о разных взглядах на этот предмет.

Обязательно нужно понимать все термины, которые употребляются в самом названии дипломной работы.

– Что порекомендуете читать тем, кто интересуется риторикой?

– Читайте речи юристов XIX века. Если говорить об истории русской риторики, можно почитать работы В.И. Аннушкина, хорошие практические советы дает И.А. Стернин. Учебников и пособий сейчас выходит достаточно много, необходимо понять, какой аспект в риторике вас интересует. Если читаете зарубежных исследователей – Поля Сопера, Ника Моргана, Карстена Бредемайера ,– делайте поправку на нашу действительность.

Беседу вела Екатерина БРЮХОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива