Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 01, 2005

Люди подземелья

Каждый день мы куда-то спешим, торопимся, не успеваем – таков удел современного учащегося. В сутках всего 24 часа, а нам надо побывать в институте, на курсах, на работе, у друзей и еще в куче разных мест. Чтобы везде успеть и никуда не опоздать, мы пользуемся подземкой. Какой другой вид транспорта домчит тебя всего за полчаса на другой конец города? Несомненно, метро – это удобно, быстро и сравнительно недорого. Сколько преимуществ! Однако не стоит забывать, что, спускаясь в метрополитен, мы оказываемся в зоне, связанной с повышенной опасностью. В этом номере из рубрики «Уроки выживания», которую журнал «Ст.М» готовит совместно с сотрудником МЧС Людмилой Николаевной Скворцовой, вы узнаете о том, как обезопасить себя во время пребывания в метро, как избежать несчастных случаев. А также мы разберем правила поведения пассажиров, попавших в непредвиденную экстремальную ситуацию.

Все начинается с эскалатора. Этот хитрый механизм не упускает случая «зажевать» вашу одежду: полы длинных пальто, шуб, плащей или пользующиеся большой популярностью у молодежи широкие штаны - «трубы», края которых застревают в движущемся полотне. Часто человек просто не замечает, что эскалатор защемил его наряд, и не предпринимает попыток освободиться. А когда ничего не подозревающий пассажир подъезжает к его окончанию, ступени начинают выпрямляться и вещь застревает в гребне. Ситуация становится опасной, когда невнимательный гражданин понимает, что он не может пошевелиться и останавливается в проходе, пытаясь вырваться из ловушки. Но лестница-то продолжает двигаться, а вместе с ней и люди, стоящие сзади, которые, естественно, хотят поскорее сойти - таким образом получается затор. В данной ситуации страдает не только сам виновник происшествия, но и множество других пассажиров. Помимо одежды в движущемся полотне очень часто застревают дамские туфли и сапоги на шпильке. На станции «Киевская» в апреле 2002 года от своей любимой обуви пострадала одна дама, чей тонкий каблучок попал под гребенку эскалатора. Прежде чем ленту удалось остановить, она лишилась стопы. Теперь, наученные горьким опытом женщины и девушки проходят это препятствие, балансируя на краю ступени на мысочках, что не менее опасно. Мужские портфели и сумки типа барсетка тоже относят к «заторообразующим». Их ленивые владельцы, желая поскорее избавиться от нелегкой ноши, ставят свои ридикюли на эскалатор. Дело в том, что нижние углы этих сумок и портфелей имеют металлическую отделку, и поэтому они с легкостью проваливаются между рифлеными бороздами ступени. И вытащить их обратно становится уже проблематично. Но не только человеческий фактор влияет на поломку эскалаторов, в движущемся полотне может отказать механика. Некоторое время назад на движущейся лестнице произошел обрыв цепи. Люди, ехавшие на том эскалаторе, пытались спастись, перелезая на промежуточные барьеры - балюстрады. Непрочный материал конструкций не смог выдержать такой нагрузки и проломился.

А теперь поподробнее остановимся на общих правилах поведения во время движения на эскалаторе. Они наверняка вам известны, но будет не лишним их повторить еще раз. В первую очередь, взойдя на эскалатор встаньте справа и возьмитесь за резиновый поручень. Он не даст вам упасть, если полотно резко остановится или, наоборот, неожиданно начнет движение. Не касайтесь неподвижных предметов. Не забывайте присматривать за своей одеждой и лучше не выпускайте из рук сумки, чтобы случайно не оказаться пленниками эскалатора. Не садитесь на ступени лестницы и не бегайте по ней. Если движение эскалатора вдруг прекратилось, слушайте указания диспетчера или дежурного по эскалатору. Не надо самовольно предпринимать никаких действий и тем более пробираться вперед сквозь толпу. В таких случаях, как мы уже говорили, главное, не создавать затор. А нужно ли вам оставаться на своем месте или продолжать движение, держась за поручень, об этом объявит диспетчер по громкой связи. Поэтому внимательно слушайте его указания. Если же эскалатор разогнался, а тормоза не срабатывают, постарайтесь как можно скорее перескочить через балюстраду на соседнюю лестницу.

Нельзя забывать об осторожности, находясь и на платформе. Ожидая поезд, лучше не пересекать ограничительной линии до тех пор, пока поезд не прибудет на станцию и полностью не остановится. Два года назад произошло два несчастных случая, когда пострадали пассажиры, заступившие полосу на краю платформы. Оба мужчины получили сильный удар по голове зеркалом и упали на пути. Один из них погиб, потому как рельсы находились под высоким напряжением. А другой получил травмы от удара током, но остался жив. Помните, нельзя создавать толпу у края платформы, есть опасность, что люди могут сорваться с края платформы под натиском тех, кто стоит сзади. Лучше встать там, где поменьше народа или вообще никого нет. Правило, которое звучит несколько юмористически - «распределяйтесь по всей длине платформы», на самом деле помогает избежать толкучки, а значит, и человеческих жертв. Станция метрополитена – не то место, где можно баловаться, шалить или выяснять отношения. Наш консультант Людмила Николаевна рассказала историю, свидетелем которой была сама: «Я наблюдала, как один безалаберный отец, играя с сынишкой, стал толкаться с ним плечами, стоя прямо на краю платформы. И взрослому человеку даже не пришло в голову, что у него силы больше, чем у ребенка, и он легко может столкнуть мальчика на пути. Я подошла к этому папаше, и сказала, что он выбрал неподходящее место для игр».

Чтобы сделать свое пребывание на платформе максимально безопасным, придерживайтесь следующих правил. Если кто-то на ваших глазах упал между вагонами стоящего поезда, немедленно подайте знак машинисту круговыми движениями руки. После этого позовите любого работника метрополитена. Обронив на пути какую-либо вещь, не пытайтесь самостоятельно ее достать, и тем более не спрыгивайте с платформы. За помощью нужно обратиться к дежурному по станции. Если же вы сами оказались на пути, не пробуйте подтянуться за край платформы: именно под ней проходит высоковольтный контактный рельс. Пока поезд не показался в тоннеле и еще не въезжает на станцию, бегите к началу платформы: к тому месту, где висят электронные часы. В противном случае ложитесь между рельсами.

Не стоит забывать, что, спустившись в метро, человек оказывается в замкнутом пространстве. Эта обстановка оказывает негативное влияние на эмоциональное и психологическое состояние неуравновешенных людей, вызывая у них раздражение и немотивированную агрессию. Здесь причиной драки может послужить любой пустяк. Например, в дороге многие люди пьют разные напитки из бутылок и банок. И велика вероятность, что при резкой остановке поезда они обольют своих соседей. Дабы избежать конфликтных ситуаций, садясь в поезд, не забывайте о культуре поведения. Но если в пути завязалась драка, посторонитесь от борющихся сторон и попросите мужчин разнять дерущихся.

В метро есть и другие опасности. Например, криминальные элементы не упускают случая обчистить карманы уснувшего или подвыпившего пассажира. В позднее время суток преступники занимаются грабежом, что называется в наглую. На станции они присматривают себе жертву и садятся с ней в один вагон. Как только поезд заезжает в тоннель, банда, состоящая, как правило, из трех человек, угрожает пассажиру и предлагает расстаться со своими вещами добровольно. Если он оказывает сопротивление, его жестоко избивают, а имущество отнимают силой. Вот чем может закончиться ночная поездка. Если вам пришлось путешествовать ночью в одиночестве, то лучше садитесь в тот вагон, где больше народа.

Безопасность в вагоне себе можно обеспечить, если руководствоваться следующими рекомендациями. Во время движения держитесь за поручни и не прислоняйтесь к открывающимся дверям поезда. Если вы обнаружили оставленные кем-то вещи, то ни в коем случае не прикасайтесь к ним, свяжитесь с машинистом поезда и сообщите ему о своей находке. При возгорании каких-либо предметов, воспользуйтесь огнетушителем. В некоторых вагонах он висит на стене, а в остальных лежит под сидением. Найти огнетушитель не составит труда. О месте его нахождения вас информирует картинка со стрелкой на окне. Там же обычно лежит молоток. Им можно выбить окна в случае пожара, если в вагоне стало нечем дышать. То же самое можно проделать и с помощью огнетушителя, если молотка под сидением не окажется. Разбив окна, нельзя покидать вагон, пока вы не получите сообщение от машиниста, что пути обесточены.

Наконец, мы подошли к чрезвычайной ситуации, которой надо уделить особое внимание, - это террористический акт. Давайте разберем и проанализируем трагедию, произошедшую в московском метрополитене между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская» в феврале 2004 года.

После произошедшего взрыва многие общественные деятели и средства массовой информации высказывали мнение, что пассажиры того поезда повели себя очень правильно и держались мужественно. В чем же, интересно, заключалось мужество тех людей? – спросите вы. А в том, что они не запаниковали, не затоптали друг друга. Жертв могло было быть намного больше, если в тоннеле и при выходе из вагонов началась всеобщая истерика. Отдельные пассажиры, пребывавшие в состоянии шока, выбравшись из поезда, побежали в противоположную сторону от ближайшего выхода. И важными оказались слова подполковника Сергея Кавунова, который их остановил, сказал, что он работает в МЧС. Так ему удалось успокоить людей и эвакуировать их с места трагедии. Надо отметить, что паника возникла вовсе не у пассажиров взорвавшегося поезда, а среди тех, кто находился в тот момент на платформе. Им объявили, что они должны покинуть станцию, и люди в ужасе начали спасаться бегством, толкаться, прорываться вперед. А ведь настоящей опасности подвергались не они. Пострадавшие в тоннеле проявили мужество, поддерживая раненых и оказывая посильную помощь тем, кто в ней нуждался. Среди пассажиров злополучного поезда оказалась врач «скорой помощи». И даже в экстремальной ситуации она продолжала выполнять свои профессиональные обязанности: кого-то перевязывала, кому-то помогала снять психологический стресс.

Как себя вести, если вдруг вы оказались в подобной ситуации? Елена Николаевна Скворцова считает, что первый закон в любой чрезвычайной ситуации – не поддаваться панике. Спасательные службы быстро реагируют на сигнал бедствия и незамедлительно приезжают на место происшествия. А пока они не прибыли, надо слушать указания, если они откуда-нибудь поступают. Если таковых нет, надо держаться около тех людей, которые находятся рядом. Решив предпринять какие-либо действия, действуйте слаженно.

При любом взрыве всегда возникает пожар. В результате прошлогоднего террористического акта в метро начал тлеть пластик - облицовочный материал вагонов. В процессе горения этот материал выделяет ядовитые вещества. В тот день люди страдали не столько от пожара, сколько от отравления продуктами реакции. Оказавшись в подобной ситуации, надо опуститься как можно ниже к полу, чтобы укрыться от дыма. Ядовитые вещества конденсируются и поднимаются вверх. Во время передвижения через зону задымления следует идти очень медленно на полусогнутых ногах, закрыв дыхательные пути тканью. Этим «фильтром» может быть любая тряпка: воротник пальто, носовой платок, шарф, подкладка одежды, оторванный рукав рубашки и т.д. Его надо полить любой имеющейся жидкостью: водой, пивом, газировкой, а если ничего из этого под рукой нет, придется смочить тряпочку при помощи собственного мочевого пузыря. Любая влага задержит ядовитые вещества и не даст им проникнуть в легкие.

Никогда не знаешь заранее, что может с тобой приключиться в дороге, поэтому, на всякий пожарный случай, не плохо при себе иметь некий «набор для выживания». В метро вам пригодится бутылочка воды (пива, газировки, соку…), аптечка (бинт и минимум необходимых лекарств, если вы страдаете хроническими заболеваниями), не будет лишним иметь при себе предмет, которым можно постучать, чтобы привлечь к себе внимание (железная расческа, крупная монетка, металлическая авторучка…).

Екатерина ГОРБУНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива