Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 01, 2013

О великий, могучий русский язык!

В рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» (2011–2015) в 2012 году в России впервые прошел Всероссийский фестиваль «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации». Одной из площадок стал Государственный университет управления.

Фестиваль привлек внимание студентов из разных стран мира, в том числе – изучавших русский язык как неродной. И, конечно, проявили желание узнать новое о русской культуре и поддержать родной язык российские и московские студенты.

Состоял фестиваль из комплекса мероприятий. Первый этап – интернет-тур – предполагал выполнение участниками конкурсных заданий по 10 номинациям в режиме online. Номинации отражали основные области применения русского языка – образование, журналистика, наука, политика. Второй этап – очный тур – включал конкурсные и культурно-массовые мероприятия, дискуссионные площадки, экскурсии, выставки, мастер-классы.

Номинаций было много, и все интересные. Например, в номинации «Знаток русского языка» участникам для написания работы требовались знания по истории языка, словообразованию, русской литературе, истории, культуре народов России и, безусловно, грамотность. Как писал когда-то Вадим Шефнер, «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Участники обращались к строкам великих русских поэтов и писателей.

Номинация «Язык и культура» предполагала знание основ русского языка и культуры различных народов России, российской словесности. Студенты подготовили проблемный очерк, устный рассказ. Основой служили информационные материалы о значимых культурных объектах края (природных заповедниках, архитектурных памятниках, фольклоре и народных промыслах, литературе и искусстве, знаменитых земляках). Участники формулировали проблему в рамках темы «На языке культуры можно общаться со всем миром» и изложили свою точку зрения.

В конкурсе «Литературная жизнь блогера» жюри оценивало размышления участников о литературных и культурных событиях в регионе, стране, мире. Номинация «Мыслитель и оратор XXI века» состояла из конкурсов эссе и ораторов. Участники стали копирайтерами и спичрайтерами Президента РФ. Среди заданий был текст обращения к нации «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации». Студенты стали участниками тренинговой игры, перевоплотились в социальных дизайнеров, политтехнологов. В рамках номинации прошел конкурс «Язык и политика: проба пера».

В номинации «Социальная реклама» удивил конкурс интереснейших студенческих плакатов и видеороликов на русском языке, направленных на популяризацию грамотного русского языка как средства межнационального общения.

Категория «Социальный проект» дала старт конкурсу молодежных проектов, нацеленных на сохранение, поддержку и развитие русского языка как общенационального достояния народов России.

Точкой притяжения студентов и концентрации фестивальных мероприятий в ГУУ стал Центр учебно-воспитательных программ. В университете ЦУВП появился в 2006 году. Одно из направлений его деятельности – забота о поддержании и развитии грамотного русского языка, интереса к русской культуре среди студентов. На базе центра работают клубы, кружки, секции, студии различной направленности.

С его директором, кандидатом экономических наук, профессором Ириной Захаровной Коготковой мы и беседовали о фестивале «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации».

– Это актуально, и именно для такого вуза, как Государственный университет управления, где учатся представители более 300 национальностей России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В студенческой жизни их объединяет русский язык. Университет с интересом отнесся к идее нашего центра принять участие в фестивале и мероприятиях Федеральной целевой программы «Русский язык» (2011–2015).

– Ирина Захаровна, кто участвовал в фестивале?

– Студенты из России, Германии, Франции, Польши, Китая, Монголии, Вьетнама, Ирака, Ирана, Бурунди, Нигерии, Ганы, Чада, Кабо-Верде. И, конечно, москвичи. Одной из площадок фестиваля и стал ГУУ.

– Расскажите, пожалуйста, о работе по подготовке к фестивалю.

– Вся та работа, которая сейчас выявилась и сконцентрировалась в рамках фестиваля, на самом деле проводится в ГУУ постоянно. А вот подобный формат мероприятия появился впервые. Но мы всегда уделяем большое внимание русскому языку.

Вообще в ЦУВП часто обращаются за помощью и по различным вопросам студенты наших вузов. Особенно активны молодые люди из Института управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса, Российско-голландского факультета маркетинга, Института управления и предпринимательства в социальной сфере, Института управления промышленностью, энергетикой и строительством, Института инновационного управления экономикой.

– Каковы функции ЦУВП в организации фестиваля?

– Это работа, требующая системности. Нужны профессионалы, энтузиасты, те, кто ведут проект, те, кто обеспечивают технически проведение мероприятий. Прежде всего, это замечательная профессиональная команда. Большое спасибо кафедре русского языка и межкультурных коммуникаций, сотрудники которой смогли профессионально оценить эссе, присланные на конкурс, помочь нам подготовить план проведения фестиваля, а также выступили в качестве экспертов жюри. Благодарим нашего проректора по организации методической и учебно-воспитательной работы Сергея Михайловича Зубарева, который позволил задействовать многие силы университета: кафедры, преподавателей. Центр организовал работу кураторов студенческих групп, которые информационно обеспечили участие студентов, оказали помощь тем, кто хотел участвовать в фестивале. И дальше – большая работа нашего Центра учебно-воспитательных программ, всех его педагогов и сотрудников.

– Как вам кажется, какой этап был самым важным?

– Думаю, разработка совместного плана проведения фестиваля. Было много участников. Благодаря техническим возможностям, интернету могли обмениваться предварительными наметками, советоваться с коллегами. Коллегиальное решение вылилось в план. Дальше нужно было технически поддержать желающих принять участие в мероприятиях.

– Что непосредственно у вас в вузе происходило?

– Яркие публичные конкурсы с интернет-этапом и олимпиадами. Провели совместно с кафедрой русского языка и межкультурных коммуникаций две олимпиады по русскому языку. Одну – для русскоязычных студентов, другую – для иностранных учащихся, изучающих русский язык.

Самое зрелищное – культурно-массовые мероприятия. В ГУУ прошло несколько конкурсов по разным номинациям, одна из которых – категория «Великое русское слово» в номинации «Язык и культура». Были соревнования среди чтецов-исполнителей, конкурсы театрализованных представлений, песен. Иностранные студенты-вокалисты исполняли русские народные и современные эстрадные песни. Прошел конкурс социальной рекламы «Русский язык – язык межнационального общения в России». Интересными были связано и фотовыставки по русскому языку.

– Своевременна и современна номинация «Литературная жизнь блогера».

– Фестиваль – еще одна возможность для русскоязычных студентов обратить внимание на один из красивейших мировых языков. Участие молодых людей в блогерской деятельности русскоязычного интернет-пространства – лишний шанс обрести друзей, узнать новое о русской культуре и привнести ее элементы в свою жизнь.

– Номинация «Социальный проект» нацелена на поддержку развития русского языка как достояния народа...

– Это был конкурс социальной рекламы в защиту русского языка. В частности, для нашего университета актуальна борьба с ненормативной лексикой. Обучаем менеджеров, которые, надеемся, станут элитой бизнеса в дальнейшем. Используем плакаты, наглядную агитацию, социальные сети. Например, студенты создали интересные плакаты, содержание которых было направлено на борьбу с загрязнением русского языка.

К беседе присоединяется руководитель проекта Фестиваля русского языка в ГУУ Анна Ивановна Маркина:

– Отсматривала материалы всех творческих проектов. Поразило многое. Например, один из наших польских студентов великолепно прочел стихи. Учащиеся ГУУ из Ганы танцевали, иранские студенты выступали в русских народных костюмах. Все происходило в холле ЦУВП университета. Покорил публику студент из Китая, певший песню из репертуара и имитируя голос певца Витаса на русском языке. Его потом пригласили выступать на все университетские мероприятия.

На заключительном концерте фестиваля вручали студентам дипломы, подарки. Хор из Чада пел на русском языке. Студенты из африканского ансамбля играли на гитарах, клавишных. Нигерийские студенты читали стихи К. Симонова «Жди меня, и я вернусь». Учащиеся из Вьетнама тоже прочли стихи. Было много интересного.

Победителями нашего фестиваля «О России по-русски» стали молодой человек из КНР, студент четвертого курса Мен И (1 место) – он исполнил песню «Мама». Второе место занял наш второгокурсник Чарльз Акато-Лампти из Ганы с песней о Москве. На третьем месте оказался студент четвертого курса ГУУ Ли Вэй из КНР. Он пел песню «Буду я любить» и участвовал в инсценировке «Сказки о царе Салтане».

– Ирина Захаровна, у иностранных студентов действительно большая тяга к российской культуре?

– Молодые люди покорены атмосферой нашего вуза, социально-культурной средой. Они очень дружны. Иностранные студенты рады говорить на языке своих русских сокурсников. Наши русскоязычные учащиеся владеют не одним иностранным языком. Когда первокурсники-иностранцы что-то ищут в университете, наши студенты обращаются к ним, например, на английском. Но иностранцы просят говорить с ними на русском и пытаются сами сформулировать вопрос, фразу. Для них это важно – лишний повод освоить наш язык.

В рамках Фестиваля русского языка провели несколько мероприятий, в том числе – большой Фестиваль дружбы народов в ГУУ, конкурсы. В частности творческое соревнование номеров на русском языке. На Фестивале дружбы народов были представлены республики России и страны ближнего и дальнего зарубежья – выступали студенты-ингуши, чеченцы, дагестанцы, калмыки, украинцы, белорусы, армяне, азербайджанцы, вьетнамцы. Они с удовольствием исполняли свои национальные песни и танцы. Был потрясающий номер, когда представители одних народностей исполняли танцы других. Например, кабардинцы танцевали русский танец, русские студенты – украинский.

– Ирина Захаровна, насколько правильно говорят русскоязычные студенты?

– Часто звучит сленг. Зависит это от множества причин. Но все преподаватели обращают внимание на правильный русский язык у молодых людей. К сожалению, студенты впитывают и то, что видят вокруг, выходя за пределы университета и попадая не в очень дружественную среду для русского языка.

– Язык меняется. Это нормально. Или основа языка должна оставаться неизменной?

– В этом большая роль СМИ, изданий, которые читают студенты. Благодарны журналу «Студенческий меридиан» за множество хороших, умных статей, изложенных замечательным русским языком. Журнал у нас в ГУУ «влет» расходится среди студентов. Думаю также, что, если бы телевидение не рассматривало целевую студенческую аудиторию как набор бездумных, интеллектуально неразвитых ребят, что-то бы начало меняться к лучшему.

– Студенты много читают? Я имею виду классическую русскую литературу...

– Не могу сказать, что не читают. И спектр чтения молодых людей разнообразен. Но бывает и так: во время занятий преподаватель приводит примеры, аналогии с литературными героями всемирно известных русских авторов и встречает непонимание.

– Давайте помечтаем. Представьте, что государство выделило Центру миллион рублей на целевое использование – поддержание русского языка среди студентов. Как бы вы использовали средства?

– Возможно, направили бы их на развитие студенческих СМИ вуза, привлекли бы людей, которые на государственном уровне поддерживают программу развития русского языка, – например, наших писателей, других людей, которые, к сожалению, нам не всегда доступны. Дополнили бы средства, выделяемые Университетом, на посещение студентами спектаклей классического репертуара лучших московских театров. Думаю также, что это позволило бы нам провести больше встреч с людьми, которые пользуются авторитетом у студентов, но несут при этом позитивную энергетику в плане русского языка!

Александра РАКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива