Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 12, 2012

Иду в аспирантуру

Осень. Вчерашние абитуриенты привыкают к новому распорядку, знакомятся с вузом. Можно немного успокоиться – до первой сессии есть время, а вступительные позади. Поступающим в аспирантуру все еще предстоит: и кутерьма с подачей документов, и волнение на экзаменах. Чтобы избежать неприятностей, лучше готовиться заранее. Даже если поступаешь в родной вуз, на это уйдет год-два.

И снова экзамены

Почему так долго? Ответ очевиден – выпускник как бы заново поступает в вуз. Его там знают, но от этого список экзаменационных вопросов не уменьшится. Помните, сколько вы готовились, будучи абитуриентом? Год как минимум. Здесь все так же серьезно. Для аспирантуры надо «подтянуть» иностранный язык, если он хромает. В этом помогут как традиционные курсы-репетиторы, так и разговорные клубы и англоязычные группы в соцсетях с фильмами и уроками на разных языках. Не обойтись и без знания философии. Загляните в библиотеку А.Ф. Лосева. Там и книги подберут, и совет дадут.

Третий предмет – специальность – отличительная особенность аспирантуры. Здесь важно не столько заучивание материала, сколько умение ставить вопросы, видеть проблему. И к этому экзамену дольше всего готовиться – фактически с первых курсов. Задача абитуриента – проявить себя как исследователь, доказать важность выбранной темы. Сначала вы излагаете все свои идеи в реферате. Там же показываете знание проблемы: историю вопроса и основные теории по теме. Сам экзамен – беседа по вашему реферату. Поэтому с темой надо не только определиться, но и хорошо в ней разобраться. Почти все время подготовки уйдет на это.

Тема, тема, где же ты?

Хорошо, если с детства мечтал изучать, например, гендерные особенности межличностных отношений в спортивных командах. А если не знаешь, о чем писать? Тогда внимательно слушай лекции и отвечай на семинарах. Вдруг какой-нибудь вопрос так заинтересует, что ответа преподавателя покажется мало, и захочется самому вникнуть в проблему. Начинать поиск лучше со второго-третьего курса – когда привыкнешь к студенческому расписанию и сдашь первые сессии. Кто-то находит раньше, кто-то позже, но главное – начать. Не стесняйтесь задавать вопросы, «уводить» лектора от привычного материала. Так и в заезженной теме можно увидеть что-то новое. Да и хорошие оценки за активную работу на семинаре не помешают – при прочих равных смотрят на всё.

Другой способ – самостоятельные изыскания в библиотеке. Конечно, многие книги есть в сети, а список литературы дают заботливые преподаватели. Это хорошо, но по любому вопросу есть разные точки зрения. Проявите инициативу: посмотрите список литературы в конце учебников или монографий, а также имена, упоминаемые в тексте, ссылки.

Такой поиск – неотъемлемая часть исследовательской работы. Найдите дорогу в университетскую библиотеку – там много интересного помимо учебников. Например, доступ к базе диссертаций РГБ. На первых курсах полезно с ней ознакомиться, а на последних – даже использовать в работе. В самой Ленинке хорошо работает поисковая система: можно искать конкретную книгу или все материалы по теме. Здесь также найдете свежие монографии и сборники статей. При этом не стоит сразу откладывать книгу, если она вам не подошла по тематике. Пролистайте ее, может, заинтересует глава или статья. Даже если не увидите в ней тему, получите новые знания – потом на семинарах будет проще. Не забывайте и универсальные библиотеки – Некрасовку, Светловку, и специализированные: историческую, иностранной литературы и другие. Там не только книги найдете, но и единомышленников встретите.

Если так и не определились – поможет курсовая. Для нее волей-неволей придется выбирать тему хотя бы из примерного списка. Или активизировать творческие способности и предложить свою. Я так поступила, но путь был непростым – окончательно с темой определилась к четвертому курсу. Анализировала разные периоды, искала проблему – противоречие, столкновение разных точек зрения. Курсовые были и по сатирическим журналам XIX века, и по материалам о Великой Отечественной войне. А потом заинтересовала философия постмодернизма – стало интересно, как она проявляется в журналистике. Курсовая «переросла» в диплом, а потом – в реферат по специальности.

Самый удобный и, возможно, самый правильный способ: тему предлагает научный руководитель. Но и его надо найти. Опять скажу, что начинать лучше с первых семестров. Знания и опыт наставника помогут и в учебе, и в жизни. С моим научным руководителем – Викторией Анатольевной Матанис – я писала все курсовые и диплом. Она работает на нашей кафедре – было много времени на обсуждение работ. Но не беда, если не встретили понимания на своей кафедре – ищите на других. Нелишне прочитать статьи и монографии преподавателей – будете в курсе современных исследований. А там и руководителя найдете, и тему.

В общем, способов много. Будьте настойчивы и любознательны – в науке столько неисследованных вопросов.

Прояви себя

Для этого есть всевозможные конференции. Преподаватели с первых курсов говорят о них, но студенты пропускают мимо ушей. А это хорошая возможность проявить себя. Раньше о ваших достижениях знали только однокурсники и несколько преподавателей, а тут узнает вся кафедра или факультет – в зависимости от масштаба конференции. Здесь можно свою тему найти, на людей посмотреть, себя показать, выслушать разные мнения.

Не бойтесь критики: конструктивная выявляет недочеты, неконструктивная – закаляет характер. Посмотрите на свою работу со стороны, увидите сильные и слабые стороны. Долго копаясь в теме, забываешь, что не все пункты так уж очевидны. Тут об этом напомнят. Результаты бывают неожиданными: я по вопросам с конференции составила план первого параграфа диплома.

И все же многие стесняются, не знают, чего ждать. Но сначала доклад можно не готовить, просто приходить, задавать вопросы. Например, Лиля Степаненко, будучи студенткой РГСУ, со второго курса бывала на разных конференциях, в том числе – на англоязычных. И выяснила, что подойдут даже самые смелые исследования, сама стала готовить доклады. Сейчас она – магистр ГУ-ВШЭ и о своей научной практике не жалеет.

На первых конференциях я тоже только слушала, анализировала выступления. Может, Америку не открою, но профессора и доценты тоже волнуются, не всегда успевают изложить материал в отведенное время. Поэтому не стесняйтесь предлагать, спрашивать, комментировать.

После конференций есть возможность опубликовать свой доклад в виде статьи. Собирайте такие публикации – среди документов для поступления есть «список опубликованных научных работ». Туда все статьи и впишете. На поступающего с внушительным набором публикаций сразу обратят внимание. Причем, не только в аспирантуре – активные студенты нужны везде. Полезны публикации даже по «непрофильным» предметам – они помогают лучше понять свою тему или разобраться в другой. Плюс такое мини-исследование – тренировка перед глобальной работой: курсовой или дипломом.

Помимо конференций и статей студент может рассказать о своих достижениях на научных школах, круглых столах. Во многих вузах организованы студенческие академии наук. Предлагайте свои исследования – здесь их рассмотрят, дадут совет. Работу курирует профессор или доцент. Познакомьтесь с ним – может, это ваш будущий научный руководитель?

Без подстраховки – никуда

Даже если тема беспроигрышная, научный руководитель понимающий, а от статей папка не закрывается, не надо сидеть сложа руки. Собирайте информацию, ведь любое поступление – лотерея. Бюджетных мест мало – по гуманитарным и социальным наукам особенно, а желающих много. Некоторые выпускники принимают решение прямо перед подачей документов, и конкурс с двух человек на место возрастает до семи. Не пугайтесь количества, смотрите на качество работ.

Узнайте как можно больше об оформлении реферата, о заполнении документов при поступлении. Обидно, если впечатление испортит точка в конце заголовка или подпись не в той графе.

Общайтесь со старшекурсниками, аспирантами: какие темы, как готовились, строго ли спрашивают... В общем, все, что вы хотели знать, но боялись спросить у научного руководителя. Аспирантов найти несложно – посмотреть по расписанию кабинет или познакомиться на общеуниверситетских мероприятиях. Можно списаться через социальные сети. Способ особенно хорош, если вы уже знаете друг друга. Искать через соцсети не совсем удобно – «В контакте» многие группы аспирантов закрыты, а открытые редко обновляются.

Нужных людей может посоветовать научный руководитель. Так я узнала об аспирантке с похожей темой. Она рассказала об основных трудностях на экзаменах, об особенностях первых месяцев учебы. В интернете именно такую информацию сложно найти. Поэтому спрашивайте – исследователь всегда поймет исследователя.

Зачем мне все это?

Распространенный вопрос. В эйфории первых лет учебы не задумываешься о продолжении образования. Поступил в вуз – и хорошо. Для многих аспирантура – нечто абстрактное, «основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров при высших учебных заведениях или научных организациях». Что-то в этом роде можно найти в словарях или на сайтах университетов.

Если говорить проще, аспирантура – это возможность проявить себя, раскрыть свои таланты и обогатить научный мир. Это возможность изучать любимую тему, искать новое в привычном, анализировать. Но если эликсир молодости не найдете и вечный двигатель не изобретете – не расстраивайтесь. Вы получите главное, что необходимо в современном мире, – знания. Аспирантура – это еще одна ступень образования. Здесь углубленно изучают философию, иностранный язык, педагогику. Но график не такой плотный, остается много времени на дальнейшее самосовершенствование: подработку, изучение языков, новых программ или слепого метода печати. И, конечно же, аспирантура – это стажировки, конференции в России и за рубежом.

Свободы больше, но и ответственности тоже. Вы планируете не один семестр, а все свое обучение с учетом существующих требований. Аспирантура дисциплинирует, закаляет характер. Насколько университет отличается от школы, настолько аспирантура отличается от студенческих лет. Такая закалка поможет в жизни. А накопленный опыт можете потом передать студентам – вернуться в родной или неродной вуз и преподавать. Лишняя специальность никогда не помешает. Так что дерзайте!

Всем желает успехов выпускница РГСУ
Екатерина БРЮХОВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива