Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 12, 2012

«Щепка» – точка отсчета и точка возврата

Центр Москвы. Дворик старейшего театрального вуза. Памятник Михаилу Щепкину. Веселый гул. Педагоги, студенты в предвкушении встречи. Девушки и юноши с цветами в руках. Рядом мэтры – Соломин, Клюев, Сулимов, Шуйский… Выпускники, старшекурсники. Все это одна большая дружная семья – «щепкинцы»!

Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина
Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина
Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина
Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина
Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина
Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина

«Старослужащие» приветствовали новобранцев троекратным: «Гип-гип! Ура-Ура-Ура!». Это традиция Высшего театрального училища (института) имени М.С. Щепкина – собираться всем вместе, чтобы встретиться со старыми друзьями, обрести новых в лице первокурсников, напутствовать их на долгую студенческую жизнь, познакомить со студентами старших курсов, преподавателями, мастерами.

Какие они, будущие лица российской сцены?

Вот что рассказала вчерашняя абитуриентка Анна Махлина:

– Росла скромным, тихим ребенком. Ощущение нехватки внимания переросло в работу над собой, подготовку к профессии, желанию поступить в актерский вуз. Здесь на вступительных читала Принцессу из «Обыкновенного чуда», Наташу Ростову... В вузе главное – опытные педагоги, от которых будущий актер должен все перенять. Нужно быть умелым «перенимателем», вникать, понимать, чувствовать. Важно внутреннее наполнение, чтобы было, о чем сказать со сцены.

– Для вас существенно – играть в кино или на театре?

– Театр – основа. Кажется, в кино можно что-то скрыть, спрятать, сделать еще один дубль. Театр – до предела искренний. Если солжешь, все видно.

– Не боитесь?

– Уверена, актерская профессия – мое предназначение.

Глеб Степанов стоял с большими букетами цветов. У него уже был опыт съемок в кино. Оказалось, актер – это тяжкий труд. Однако для влюбленных в профессию – самое оно:

– Сюда поступить практически нереально. Здешние космические силы кого попало не пускают в вуз. Все зависит от везения, самочувствия, настроя, знания текста. На поступлении читал Крылова, Пушкина, Маяковского, Сэлинджера. А сейчас от счастья даже немного «гуляет голова».

– Глеб, удавалось ли применять актерское мастерство в бытовых ситуациях?

– При знакомстве с девушкой: подход элегантный, красивый, немножко с юморком. А, например, в очереди в школьной столовой получалось кого-нибудь потихоньку отодвинуть – просто заболтать. Думаете, почему я здесь?

– Не секрет, что придется ходить на кастинги. Что нужно сделать, чтобы вас взяли в фильм?

– Если тебя вызывают на кастинг, значит, присмотрелись, видели твою фотографию, знают кое-что о тебе. Наблюдают, как общаешься, записывают для режиссера на камеру. Если понравился, могут дать роль с текстом. Бывает, говорят: «Вы нам нужны, подписывайте контракт». Самое яркое – последняя картина «Выкрутасы» Тимура Бекмамбетова. В первоначальной версии предполагалось, что это история о футболистах-беспризорниках. Одного из них играл я. Футболисты были главными персонажами, у всех был текст. Потом появились Милла Йовович и Иван Ургант. И остались только те кадры, где мы, футболисты, только стоим или бегаем. Работали на совесть. Нагрузки большие, постоянные съемки – ночные и дневные. Приходилось работать на заброшенном стадионе целую смену ночью – до рассвета – в тоненькой маечке и шортах, по уши в гриме. Было ужасно влажно и холодно. На тот момент – почему актером и быть тяжело, даже если больной, все равно придется выйти на сцену, – у меня были осложнения на крестец, не мог подниматься. А приходилось бегать, играть в футбол, плюс акробатические трюки.

– Почему надо получать высшее образование?

– Учиться нужно, чтобы перенимать опыт. Это главное, зачем пришли. Может быть, кто-то приходит потусоваться или ради денег, думая, что много платят в театре, – это не так. Сюда приходят за искусством, саморазвитием, познанием мира. Лично я пришел учиться, впитывать все, что дадут. Знаю, что у нас будут преподавать Наталья Петрова, Владимир Сулимов, Виктор Коршунов, Александр Шуйский.

– А цветы кому?

– Преподавателям!

Первокурсница Анастасия Шаповалова поделилась своей мечтой:

– Настроение праздничное! Ведь поступила в старейший театральный вуз, который окончили Мария Ермолова, Олег Меньшиков, известные современные артисты. Театральный институт Щепкина – храм искусства, благородное образование. Актерскому искусству учатся на классике. В профессии хочу передать свою энергию зрителям, у меня ее много! Мечтаю сыграть Катерину из «Грозы» Островского, Анну Каренину. Привлекают и комедийные персонажи.

– Готовы к кардинальным изменениям внешности ради профессии?

– Актерская профессия в том и состоит, чтобы перевоплощаться. Она, по сути, включает в себя много разных профессий. Можешь сыграть роль доктора, парикмахера, ощутить себя дворянином.

– Какие эпохи вас привлекают?

– Время Ивана Грозного. Интересны и современный период, и исторические сюжеты. Хочется попробовать все. Надо много читать. Чтение – хорошее лекарство от невежества!

Уже чувствуется: в вуз пришли замечательные, неравнодушные молодые люди – пополнение семьи «щепкинцев»! С каждым днем в их жизни прибавляется полезное и счастливое – необходимые будущим актерам знания и впечатления. Хочется надеяться, что первокурсники будут и примерными студентами, и впоследствии станут высокими профессионалами своего дела.

Щепка – это, конечно, люди, с которыми студенты взаимодействуют каждый день. На встрече во дворике вуза перед молодыми людьми выступили ректор Высшего театрального училища (института) имени М.С. Щепкина Борис Любимов, проректор по учебной и научной работе Александр Шуйский, преподаватели. Кроме педагогов и сотрудников помогает вузу и Министерство культуры РФ. его представители поздравили первокурсников. Было ясно: главное, ради чего существуют стены Театрального института Щепкина, – сотворчество одаренных студентов и замечательных педагогов. Вуз славен именами, атмосферой, запоминающейся на всю жизнь. Дорогого стоит, когда человек говорит с дрожью в голосе: «Я окончил Щепкинский».

Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина
Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина
Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина
Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина

Особенно когда это человек, регалии которого, как говорят «щепкинцы», можно печатать на нескольких страницах: народный артист СССР, лауреат различных премий, академик РАО, заведующий кафедрой мастерства актера, профессор, художественный руководитель Государственного академического Малого театра. Но в этой профессии имя перекрывает регалии: Юрий Соломин.

– Чем отличаются артист и студент театрального вуза? Душой! Она должна быть большой. Такова профессия. Настоящее искусство – душа, сердце. Вы пробились через огромную армию желающих поступить. Кто-то еще в детстве мечтал здесь учиться. Все начинается с училища. С 1953 год прихожу в этот дворик. Он мне дорог, как и мой дом, Неглинка, центр. Некоторые из наших педагогов работали с людьми, изображенными на портретах, мимо которых вы поднимаетесь по лестнице. Мы у них учились. Новое не отменяет старого. Изменять портретам не будем. Не стоит предавать искусство, рожденное более века назад.

Малому театру уже 257 лет! Мы сохранили институт, которому более 200 лет. Дай вам Бог счастья в студенческой жизни, в этом дворике, который вы обязательно будете вспоминать в трудные минуты. Желаю вам сохранять и верить в то, что создали люди на портретах, А.Н. Островский, памятник которому есть у Малого театра, Михаил Щепкин, памятник которому стоит в этом дворике. Они сделали многое, чтобы что русскую культуру и национальный театр уважали во всем мире.

Студент Дмитрий Новиков поблагодарил людей, которые увидели, оценили, подарили билет в жизнь, – педагогов, руководство, сотрудников. Первокурсников приняли в семью, отнеслись к ним с уважением и заботой.

А вот что ощущали мастера старшего поколения.

Народный артист РФ, профессор Владимир Сулимов:

– Что можно чувствовать, когда такая замечательная аудитория, столько молодых лиц? Они радостные, счастливые, поступили, мечта осуществилась! Дай Бог, чтобы у них жизнь сложилась замечательно! Все сделаем, чтобы это произошло!

– Владимир Сергеевич, быстро ли новички и преподаватели находят общий язык?

– Это зависит во многом от педагогов. Мне кажется, на нашем курсе в этом смысле мы со студентами довольно быстро понимаем друг друга.

– Педагоги переживают, когда их ученики готовят отрывки, этюды?

– Ну что вы! Волнуешься, переживаешь. Сразу заметно: «Боже мой, вот этот педагог приложил руки к работе того студента. А тому педагогу нравится, как работает этот учащийся». Все видно по лицам, эмоциям преподавателей.

– Важно студенту полюбить учебный материал, с которым работает?

– А как же не любить? Вообще студент должен найти какой-то ход к материалу, который ему выпадает. Часто бывает: молодому человеку вроде как очень не нравится предлагаемая роль, а потом оказывается, что замечательный материал, он просто в нем не разобрался! И тогда приходят удача, успех.

– Что самое яркое было в Вашей жизни при поступлении?

– Помню, как читал. Так не повезло: я был первым в списке. Создалось ощущение, что провал полный.

– Что читали?

– Гоголя, Пушкина. После экзамена ушел на Красную площадь и долго ходил там. И какое же было счастье, когда увидел себя в списках поступивших!

– Спасибо! Легкой вам работы со студентами!

– Приходите к нам на выпускные спектакли!

Проректор по учебной и научной работе Высшего театрального училища (института) имени М.С. Щепкина профессор Александр Шуйский:

– Александр Ильич, что для вас значит встреча с молодой порослью?

– Огромную ответственность. Пришли ребята, которые горят желанием учиться. Они счастливы, что поступили в наш институт, именно в наш. Задача педагогов – сделать все, чтобы этот энтузиазм, порыв сохранился до выпускного вечера, чтобы по мере того, как они поднимаются по ступенькам учебных курсов, у студентов не пропадало желание учиться профессии, получать высшее образование.

– Вы преподаете актерское мастерство. Правду ли говорят, что педагоги всю жизнь волнуются за своих учеников?

– Да никто не обманывает вас в этом! Волнуются не только, когда студенты проходят промежуточные этапы, сдают профессиональные работы. Волнуются и тогда, когда выпускники получают дипломы, входят в профессиональную жизнь, в океан, где столько бурь и неожиданностей, где нужно суметь поднять паруса.

– Какие качества желательны, чтобы устоять среди бурь и штормов?

– Профессионализм, владение профессией, навыком работать на сцене, в спектакле, в сценарии самостоятельно, и работать так, чтобы повода упрекнуть в отсутствии школы не было. Важно сохранить индивидуальность. Чем крупнее внутренний мир человека, приходящего на сцену, в кадр, тем он интереснее, ценнее. Хочется пожелать, чтобы этот внутренний мир не поддавался моде, не адаптировался в угоду времени, а развивался самостоятельно и был масштабнее.

– Пожалуйста, несколько слов о традициях вуза...

– Традиции – фундамент, на котором строится каждый раз новое здание. Оно строится в зависимости от одаренности пришедших ребят, сегодняшних индивидуальностей, от веяния времени. Нам нельзя не чувствовать пульс того, что происходит за нашими стенами, окнами. Но традиция – фундамент профессионализма, русской театральной психологической школы. Сочетание этих двух составляющих в оптимальных пропорциях и есть наша задача.

Александра РАКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива