Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 01, 2005

Виртуалку творят заводные

«Будьте как боги! Создавайте свои миры и приглашайте туда окружающих», - говорит ученикам Наталия Ивановна Комарова. У будущих творцов - студиозов из МГПУ - последняя лекция. На следующей неделе они пересядут за компьютеры, и с помощью аудиовизуальных средств будут воплощать в жизнь проекты на самые разнообразные темы - начиная от искусства скоморохов и заканчивая жизнью в Древнем Египте.

Чтобы учителя уважали, отставать от жизни он не должен, - мудро решили в Московском педагогическом университете два года назад и ввели новую дисциплину - технические и аудиовизуальные средства обучения. Преподавать позвали людей бывалых - создателей первого и, увы, пока единственного арт-интернет кафе в Москве - филолога Наталию Ивановну Комарову и математика Купидона Константиновича Гончарова. Эти два человека, ставшие ядром кафедры «Информационные технологии в образовании», начали делать со студентами мультимедийные проекты. Темы выбирались близкие ребятам, касающиеся их профилирующего предмета. Так, народ с филфака посвящал работы отечественной маргинальной литературе, русскому року. Историки рассказывали о Нефертити и половцах. Географы – о центрально-черноземном экономическом регионе.

Но вот как-то раз одна девушка предложила идею виртуальной школы - создание мультимедийных уроков по разным дисциплинам. Учитывая специфику МГПУ, проект пришелся ко двору. Будущие преподы показывают пример идеального школьного занятия при помощи компьютерных средств. Получается забавно: ведь можно не только самому что-то рассказывать ученикам, но и демонстрировать любопытные вещи на экране монитора, например, далекие страны, географию которых дети изучают, или картинки с флэш-анимацией, созданные самим учителем.

Чтобы исходный результат не получался банальным и не напоминал телепередачи, ко всем студентам в МГПУ выдвигается жесткое требование: аудио- и видеоряд в их программах должен быть не просто интересным, а желательно - уникальным. Задача, согласитесь, не из легких, и молодые люди, приступая к работе, поначалу и сами не верят, что могут с ней справиться. Но преподы «давят», и их бедняжкам-подопечным ничего не остается, как стать гениями общения. К примеру, трое студенток для урока о творчестве А.Н. Островского умудрились списаться по электронной почте с художественным руководителем Малого театра Юрием Соломиным и договориться об интервью. Теперь трансляцию этой беседы можно посмотреть в Интернете. А другая группа учениц, желая рассказать об истории японского костюма, смогла связаться с Интернет-магазином страны Восходящего солнца и заказать там гетто - национальную обувь и кимоно для своего выступления перед видеокамерой. Университетское начальство, потрясенное такой инициативой, даже оплатило студенткам заказ.

Можно ли сделать что-нибудь интересное для лаборатории деревообработки на кафедре машиноведения? Поначалу я думала, что обучать мальчиков строгать табуретки - занятие скучнее некуда. А студент факултета технологии и предпринимательства Прорабов Сергей возьми да и сделай потрясающий проект о «деревяшках», точнее, о деревянном зодчестве в Кижах. «Выпадающее» меню в его программе предлагает также ознакомиться с первобытной эпохой на территории Карелии, посетить виртуально церкви этого края, усадьбу заонежских крестьян, дом Ошенева. Причем данные молодой человек брал не только в Интернете, а сам побывал в Кижах и сделал там огромную коллекцию фотографий, снял видеосюжеты, которые затем оцифровал и перемонтировал на университетском компьютере. Рассказывая о том, что появляется на экране, студент использовал специальные термины, объяснял их значение. Вот только как звучал голос, ему не нравилось - казалось слишком глухо, и он попросил приятельницу с приятным тембром начитать весь текст на пленку. Еще к своей программе он придумал тест, чтобы пользователь смог проверить, все ли он понял из увиденного и услышанного.

Кстати, в МГПУ считают, что пройти компьютерные задания для самопроверки по плечу даже детсадовцу. Например, на факультете дошкольного воспитания создали интерактивный тест «Репка». После того, как ребенок познакомится со сказкой, ему предлагают самому расставить за дедом всех его помощников в правильном порядке. Если малыш справляется с заданием, сказочный персонаж подчиняется компьютерной мышке, в случае ошибки он не двигается с места.

Для двухлеток и старше на компьютере делают музыкальные волшебные сказки с флэш-анимацией, красочные развивающие программы. Для этого будущие работники дошкольных учреждений объединяются с ребятами с факультета ИЗО: кто-то пишет методические разработки, а кто-то - рисует.

Студентку вечернего отделения факультета дошкольной педагогики Сапрыкину Татьяну, работавшую в детском саду со спортивным уклоном, очень удручало, что ребята никак не могут отличить волейбольный мяч от баскетбольного и футбольного. Да и немудрено: какой же отец возьмет четырехлетнего шпингалета с собой на стадион? Однако девушка сумела выйти из положения: создала для своих воспитанников электронный проект, использовав в нем и «флэшку», и отрывки из мультиков, где играют в мяч, и популярные детские стихи, и даже сюжеты из спортивных новостей.

Кстати, эту программу недавно демонстрировали в столичной префектуре ЮВАО. Дело в том, что вместе со своими коллегами из детского сада № 1614 она хочет добиться, чтобы детский сад в Люблино стал частью проекта «Электронная Москва». Аппаратуру - шесть компьютеров и проекторы - уже выписали, установить и начать ею пользоваться планируют с 2005 года.

С самыми любопытными проектами мгпушников каждый может познакомится во всемирной паутине. По мнению Комаровой, «Виртуальная школа» - именно такое название получила программа - должна особенно заинтересовать российских преподавателей.

- Мы делаем свой сайт для человека из провинции, которому кажется, что его работа в школе никому не нужна. Хотим его поддержать, показав, что, во-первых, статус учителя был и остается высоким, а во-вторых, урок можно проводить, пользуясь не только доской и мелом.

- Есть ли с такими людьми у вас обратная связь?

- Откликов на наш сайт от учителей из других городов пока нет, и меня это ужасно огорчает. Может быть, они не могут себе позволить такую роскошь, как Интернет, или просто не знают о нашем ресурсе, ведь он - некоммерческий, мы не занимаемся его рекламой. Хотя, например, страничка по Понтию Пилату, сделанная одной нашей студенткой, уже через неделю после ее открытия вышла в первую десятку «Рамблера» по посещаемости. Мы очень хотели бы, чтобы образцы своих мультимедийных уроков нам присылали преподаватели и из Сыктывкара, и из Парижа.

- Учитываете ли вы интересы учеников?

- Конечно. Пока что школьники в основном смотрят виртуальные уроки дома, когда им нужно сделать домашнее задание по какому-то предмету. Но я верю, что наступит время, когда в средних учебных заведениях классы по всем предметам будут оснащены компьютером с выходом в Интернет. Мы общались с руководством школы-интерната № 20 для детей, больных ДЦП, в Марьино. Сначала в ней сделали специализированный компьютерный кабинет информатики, потом его расформировали, а электронные машины поместили в разные классы, и теперь все дисциплины ведутся на компьютерах с проекторами. И дети, и преподаватели остались очень довольны.

- А как же информатика?

- По-моему, она имеет значение лишь для тех, кто хочет стать программистом. Остальным ребятам важны прикладные знания, чтобы уметь использовать компьютерные программы в своей жизни и будущей работе.

Сейчас в нашей аспирантуре учится один молодой человек, который четыре года преподавал информатику старшеклассникам. А потом как-то принес мне кипу учебников и говорит: «Посмотрите, что я прохожу с детьми, это какой-то ужас! Я больше так не могу. По этим книгам я им что-то быстренько в начале урока говорю, потом мы все это забываем и садимся делать проекты». Вот так-то. А ко мне приходят студенты, которые даже не знают, как включить компьютер. Спрашиваю: «У вас в десятом-одиннадцатом классе была информатика?» Кивают. А за машину сесть боятся. Вы не поверите, но с одной студенткой- гуманитарием мы начинали лабораторную... возле туалета. Она просто тряслась от страха при мысли, что ей надо идти в компьютерный класс! Говорила мне: «Нет, Наталия Ивановна, я - полная идиотка, и ни на что не способна!». Я ее доводила до кабинета, и по дороге уговаривала, что все будет отлично. И мои слова сбылись! В конце концов, девушка взяла себя в руки и сделала прекрасный мультимедийный проект по Толкиену, представляющий собой не просто «толкиенутую страницу», но методику преподавания творчества этого писателя в школе, статьи о волшебных историях.

- Но если студентов еще можно чему-то научить, то что делать с учителями? Ведь даже в московских школах они еще не готовы к использованию новых технологий на своих уроках.

- Действительно, многие из них были просто потрясены демонстрацией нашего проекта на семинарах и круглых столах, хотя я не считаю, что технический уровень «Виртуальной школы» очень высок. Но преподаватели просто не представляют себе, что можно, например, по географии сделать телекоммуникационный проект, они не способны его инициировать, и это грустно.

Разговорам о том, что школы плохо оснащены, нет компьютеров и Интернета - я не верю. Было бы желание. Уж если детский сад делают компьютерно оснащенным, что говорить о школе! Во все дошкольные и средние учебные заведения Интернет проводится бесплатно, это оговорено отдельной строчкой в проектах «Электронная Россия» и «Электронная Москва». И когда мне очередной учитель или директор школы начинает жаловаться на отсутствие средств, я советую: ну поднимите вы нормативные документы, напишите бумагу в мэрию. Косность мышления всегда неприятна, но для молодых педагогов она просто неприемлема.

- Наталия Ивановна, можно ли считать, что проект «Виртуальная школа» проходит в рамках дистанционного образования?

- К дистанционному образованию в нашей стране мы относимся с изрядной долей скептицизма. В Америке, если человек платит копеечку, он действительно хочет научиться, и из тебя за эти деньги все знания вытрясет. А у нас сидит Колян в Тюмени на своей скважине и, предположим, хочет получить диплом престижного вуза. Посылает он туда по компьютеру запрос, ему дают пакет тестов. Кто отвечает на их вопросы? Студент, нанятый долларов за 50. А диплом потом оказывается у Коляна в кармане».

Просматривая студенческие проекты, я думала, что обучение современным компьютерным технологиям важная, но не самая главная составляющая уроков в МГПУ. «Не вливают новое вино в мехи ветхие», - так говорил еще Иисус, и Комарова, и Гончаров это понимают. И в самом деле, если учитель мыслит штампами и будет чертить свои скучные схемки на экране компьютера вместо школьной доски, многое ли это изменит?

Ни для кого не секрет, что не все, кто поступают в педагогические вузы, чувствуют к преподавательской работе призвание. Провалился в другой институт, не хочется идти в армию - да мало ли причин. Без сомнения, придя в школу, такой человек может превратиться в Ионыча. Но у него есть еще пять университетских лет, чтобы для себя все осмыслить и полюбить тот предмет, который он собирается преподавать, и свою будущую работу.

Работа на уроках технических и аудиовизуальных средств обучения помогает студенту раскрыться как личность. Ведь это очень важно почувствовать, что ты можешь мыслить оригинально, придумать что-то нестандартное для своего будущего урока, и преподнести идеи в красивой форме. Даже те мгпушники, кто выбрал темой проекта не форму урока, а, например, биографию любимого певца, развиваются и добавляют что-то к своей профессии. Ведь детям важно чувствовать, что их Марья Ивановна или Вадим Петрович, придя с работы, занимаются чем-то интересным, а не так, как говаривала героиня одного фильма: «тефтелей накушаются и мордой в подушку».

Когда я разговаривала с Комаровой, к ней в кабинет пришла стайка девушек – «навестить». Наталия Ивановна в это время как раз показывала мне потрясающий проект одной из них - Панасенко Ирины - «История о елках, досках и снеге» (студентка увлекается сноубордом). «Ты даже внешне изменилась после того, как сделала эту работу, - сказала девушке преподаватель. – Все, кому я ее показывала, захотели с тобой познакомиться».

Обычно показ студенческих работ проходит в конце декабря и в конце мая – зачетная сессия. Студенты приходят нарядными, приглашаются гости – друзья, родители, журналисты. После каждого проекта звучат аплодисменты и крики «браво». Авторы чувствуют себя героями – да и может ли быть иначе после того, как ты проделал такую работу? И как будет здорово, если потом такие же восторженные глаза преподаватель увидит у своих учеников!

Анна ЧЕПУРНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива