Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 10, 2012

Андрей Бильжо: Получать кайф и драйв!

Все впечатления от наблюдений за людьми, приходящие в голову кандидату медицинских наук, врачу-психиатру, художнику Андрею Бильжо, выливаются на бумагу в виде рисунков и текстов. Получаются интересные книги. Он автор и соавтор изданий «Азбуквы», «Еда», «Анамнез. Правда о Петровиче», «Заметки пассажира. 24 вагона с комментариями и рисунками автора», «Мои классики».

Андрей БильжоОн известен как самый веселый, креативный, остроумный человек в Москве. Чего стоят его рисунки и заметки в разных популярных изданиях, придуманный им смешной персонаж Петрович, который отметился и на телевидении, и в ресторанном деле – всем известна сеть клубов-ресторанов «Петрович».

Между тем по профессии он – врач-психиатр.

Что привело Андрея Георгиевича в медицину? Попробуем проследить нестандартный жизненный и творческий путь.

Дед по линии отца родился в Санкт-Петербурге. Брат деда Александр окончил Петербургскую академию художеств, Петр уехал с ансамблем в США, там у него была своя джаз-банда, и вроде бы он женился на афроамериканке.

После 9-го класса Андрей четыре месяца был рабочим в геологической партии в Средней Азии. Видел «коммунизм», и не один. Он вспоминает: «Едешь по дороге, стрелка направо «Коммунизм № 1»; едешь дальше, стрелка налево «Коммунизм № 2». Это совхозы».

Андрей Бильжо
Андрей Бильжо
Андрей Бильжо
Андрей Бильжо
Андрей Бильжо
Андрей Бильжо
Андрей Бильжо

Будущему карикатуристу исполнилось 16. Выписали первую зарплату, но денег не дали: «В Москве получишь!..» В Алма-Ате он загляделся на девушку, чуть не врезался в фонарный столб (явно повзрослел) и, расплакавшись, выронил фруктовое с орехами в шоколаде мороженое – в Москве же такого нет (еще оставался ребенком). Возмужал, отпустил челку до бровей, гордился первыми усами и расстраивался из-за первых прыщей.

А потом, не смотря на то, что мечтал быть архитектором, под впечатлением книги Василия Аксенова и фильма «Коллеги» неожиданно для всех пошел в медицину. Поступил в медицинский институт им. Н.И. Пирогова.

«Психиатром я захотел стать курсе на третьем или четвертом. Позади... было изучение анатомии... Страх сменился привычкой. Мы сутками просиживали в анатомичке над трупом, в одной руке держа пинцет, в другой яблоко. Начали изучать внутренние болезни, но человеческая плоть и ее проблемы меня... не вдохновляли, а... душа и ее болезни почему-то манили... Пришел в психиатрический кружок, занятия в котором вел Павел Нилович Ягодка. Полное имя этого человека уже было поэзией. Плюс бритая голова, фронтовое прошлое... его доброта укрепили меня в моем выборе профессии». Но в ординатуру он поступил только через четыре года.

На распределении сказали, что есть возможность работать на плавбазе, увидеть разные страны... Это, возможно, положило начало его страсти к путешествиям. Нельзя не улыбнуться, например, сегодняшним запискам Бильжо о Кении: «После двух перелетов стою на экваторе. Кенийский парень демонстрирует,.. как вода в воронке льется по часовой стрелке... и против. В точке нулевой широты вода и вовсе не закручивается... Спокойно и гордо проходит... стадо зебр. У каждой узор полосок неповторимый, как отпечатки пальцев... Люди в Кении живут с лозунгом «акуна матата» (в переводе с суахили – «никаких проблем»), отдыхают... на капоте машины, на разделительной полосе и считают, что русские – их свободолюбивые братья. Захожу в свою палатку, аккуратно снимаю с подушки красивую розовую лягушку. Поцеловать ее, что ли? Нет, не могу, в Москве дома меня ждет любимая жена. А эта лягушка превратится еще в кенийскую принцессу... Это, между прочим, международный скандал. Ты свободна, лягушка, а мне пора спать».

Итак, после окончания института молодой человек «клюнул на романтику». Дальше, по словам А. Бильжо, он «приплыл» в НИИ гигиены водного транспорта. Был судовым врачом. Изучал физиологию труда капитанов дальнего плавания. Капитаны учились, как не столкнуться с другим судном в океане. На тренажерах они сталкивались часто.

Потом десять лет работал психиатром в Институте психиатрии АМН СССР, затем – в 30-м отделении психиатрической больницы им. П.П. Кащенко. Когда-то здесь несколько дней лежал Иосиф Бродский, спасавшийся от преследований. Его навещала Ахматова. Там же лечился и выступал перед медсестрами Владимир Высоцкий.

Стоит сказать и о том, что еще студентом он увлекся карикатурой, рисовал для газет и журналов и начал создавать на бумаге человечков в смешных сценках. Печатался как карикатурист с 1975 года.

В конце 1980-х советские художники вошли в моду. В мастерскую к А. Бильжо стали приходить покупатели, устроители выставок. Увозили картины в разные страны мира. С тех пор персональные выставки проходят в России и за рубежом.

Он продолжал работать и как художник-карикатурист – в газетах «Коммерсантъ», «Известия» (там вел и свою колонку). В начале 1990-х родился главный его карикатурный персонаж – Петрович. О нем сняты мультфильмы, написаны книги, вышла компьютерная игра. А в Венеции ему поставили бронзовый памятник.

«Петрович – городской сумасшедший, которому позволительно многое говорить... Через этот персонаж могу рассказать практически все, что меня беспокоит и что мне интересно», – говорит художник.

Бильжо основал сеть клубов-ресторанов «Петрович» – сочетание ресторана, музея и галереи. Идею и дизайн придумал в 1997 году. «Мы были первыми в системе авторских ресторанов с ностальгическим уклоном... Понял, что исчезает целый пласт бытовой культуры...», – отмечает автор идеи.

По словам Андрея Бильжо, когда из МЧС поступил заказ на рекламный ролик, он много раз переспрашивал: «Вы точно уверены, что хотите, чтобы я это делал»? Ему говорили: «Да, Андрей, мы знакомы с вашим творчеством».

Сделали пилотный вариант, на просмотр пришли пять генералов в штатском. Сильные мужчины с открытыми русскими лицами. В ролике из одной комнаты выходило нарисованное художником существо мужского пола, держа синюшное существо женского пола (которой было плохо), и говорило: «А у нас в квартире газ. А у вас»? Из другой двери выходило, наоборот, существо женского пола с мокрым мужчиной (видимо, только что захлебнувшимся водой) на руках и говорило: «А у нас водопровод. Вот».

Четыре генерала хохотали: «Отличный ролик, делайте остальное, нам понравилось». У пятого не дрогнула никакая часть мимической мускулатуры: «А я люблю, когда все реально, как в жизни». Бильжо предложил:

– Давайте представим картину. Из одной двери выходит, к примеру, Никита Михалков, держа синего цвета Чулпан Хаматову, и говорит: «А у нас в квартире газ. А у вас»? А оттуда выходит, например, Волочкова и держит на руках Евгения Миронова, с которого стекает вода, и говорит: «А у нас водопровод. Вот». Четверо помрачнели. А пятый генерал сказал: «Нет уж, делайте мультфильм».

Андрей Бильжо готов делиться со слушателями, зрителями в теле- и радиопередачах, на выставках картин и творческих встречах своим опытом ироничного художника-наблюдателя.

В книжном магазине «Библио-Глобус» в рамках Психологического клуба Андрей общался с поклонниками и представил книгу Андрея Бильжо «Мои классики» (издательство «АСТ») яснит. Ее можно читать и рассматривать.

«Мои классики» – красивая книга морковного цвета. Внутри – Чехов, Достоевский, Пушкин, Тургенев, Толстой, много карикатур, комментариев автора, связанных с сюжетами классических произведений. Какие-то вещи новому поколению нужно объяснять на его, молодежном, языке.

Чтобы понять карикатуры или анекдот, необходимо что-то знать. В подзаголовке написано: книга для тех, кто учится чему-нибудь. Это своего рода учебное пособие. Оно интересно не только иностранцам, владеющим русским, но не понимающим многого в нашей жизни, но и российским студентам, которые знают, кто такой Родион Раскольников и почему он ходит с топором в рисунках А. Бильжо.

Читатели увидят через карикатуры мир немного по-другому и, возможно, поймут, что такое абстрактное мышление. Здесь роскошные цитаты, ссылки, объясняющие, откуда та или иная фраза Чехова. Литературных персонажей из классики Андрей Бильжо поместил в сегодняшнюю среду. Парень в штанах на низком поясе с цепочкой говорит, встречая на улице Александра Сергеевича Пушкина: «Отстаешь ты от моды, Алекс. Рэп надо писать».

Интересно, возвращаясь к целям и задачам веселой оранжевой книги, поразмышлять, можно ли изменить сознание человека, превратить его из скучного, линейного в полноценного и остроумного? Андрей говорит, что конкретное и абстрактное мышление передаются по наследству, это врожденные качества. Но все поправимо: их можно воспитывать с детства, если общаться с ребенком, шутить с ним. Вообще Бильжо считает, что чувство самоиронии – самое важное.

Обращаясь к Андрею Георгиевичу, я сказала, какое издание представляю. Художник среагировал:

– Я печатался в журнале «Студенческий меридиан», когда вы были еще совсем маленькой.

– Андрей, вы – разносторонний человек. Синтез профессий – дань сегодняшнему времени? Ваш совет молодым: как выбрать профессию, найти себя?

– В эпоху Возрождения выдающиеся люди (мы знаем их имена) занимались анатомией, наукой, рисовали, постигали мир во всем многообразии. Не думаю, что синтез профессий – дань сегодняшнему времени. Убежден, это дань той или иной личности, желанию человека попробовать себя в тех или иных областях, быть смелым.

Заниматься нужно тем, что нравится. От того, что делаешь, нужно получать удовольствие. Если ходишь на работу, и она доставляет мучения, вали с этой работы куда угодно.

Если любишь готовить, а вынужден сидеть каждый день и заниматься чем-то другим, тогда готовь. Что – нет? Москва занимает первое место в мире по количеству ресторанов, кафе. Говорю как профессионал, это способ, ничего не оканчивая, при наличии головы, таланта и желания стать успешным, реализовать себя.

Учить языки никто никому не запрещал – возможности огромные. От работы нужно получать кайф и драйв.

– Многие ваши произведения написаны в дороге...

– Вы знаете, странная штука. На работе в психиатрической больнице меня научили использовать чернильную ручку. Надо было писать большие истории болезни, а от чернильной ручки не устает рука. До сих пор пишу ручкой с чернилами. Я хорошо запоминаю и веду дневнички. Две-три строчки возвращают вас в эти события. Например: «Такого-то числа ел курицу с Серегой. Серега – дурак». Вы открываете спустя двадцать лет записи и вспоминаете: «Ну, точно, какой же был дурак Серега! А курица была действительно вкусной! И мы еще тогда пошли туда-то... А где сейчас Серега?» Набираете номер телефона. Оказывается, он теперь олигарх... Так что просматривать старые записи бывает и интересно, и полезно.

– Как рождается идея карикатуры, что дает возможность зрителю посмотреть на рисунок с необычной стороны?

– Моя голова как некая мясорубка. В нее попадает все, что я вижу, слышу. Потом все это проворачивается. Из фарша получаются котлеты. Из таких котлет издательство «АСТ» делает книги.

Есть люди, которые не могут понять карикатуру, и есть те, кто понимает. Когда рассказываете анекдот, человек с конкретным мышлением не поймет, что напильник летает, а корова сидит на дереве. Существует абстрактное мышление и конкретное. Это не означает, что один человек хороший, другой плохой. Просто разные способы понять мир. Карикатуру лучше воспринимают люди с абстрактным мышлением. При этом надо находиться в контексте.

– За что вы любите Италию?

Андрей Бильжо– За то, что это средоточие гигантской мировой культуры, за простое отношение итальянцев к жизни, их бесконечную терпимость, за солнце, море, воздух, отличную кухню, улыбки людей. Знаете, когда-то я начал учить итальянский язык. Первые слова произносил, знал четыре предложения, а итальянец бежал и звал соседа: «Марчелло! Смотри, этот парень приехал из Москвы и говорит по-итальянски, как мы с тобой!». Я понимал, что он радуется.

Один итальянский таможенник занял первое место в моем рейтинге. Он поставил мне, прибывшему в Италию, штамп в паспорте за долю секунды, даже не открыв фотографию. Парень говорил в этот момент другу по телефону, что будет вечером есть «Spaghetti Pomodoro», и как их нужно готовить.

Когда возвращаешься в Москву, твой паспорт посмотрят и скажут: «Это вы? Спасибо вам большое! Сейчас я вас в компьютере найду!». Потом находят в компьютере, проверяют. И ты стоишь, ждешь. Прилетев в Россию, я как-то отстоял в очереди вместе с Николаем Цискаридзе полтора часа. От напряжения и усталости люди готовы смести все ларьки и будки в аэропорту. Но, видя, что Цискаридзе на своих «золотых» ногах вместе со всеми стоит, они думали: «Значит, и мы должны стоять». Цискаридзе честно прошел всю очередь, никого не обошел. За таких людей можно любить, например, Россию.

– Как психиатр что вы думаете о многочасовой работе студентов в интернете?

– Смотря как работать. Порой это то же, что сидеть в библиотеке. Раньше мы занимались по 8–10 часов в читальном зале до закрытия. Я в медицинской библиотеке провел много часов. Главное, чем ты занимаешься. Если кто-то проводит по 20 часов в порносайте, он убивает свою жизнь. Интернет – гигантская энциклопедия, где можно смотреть и узнавать страны, миры, слова, фильмы, книги, слушать лекции по философии. Все находится в башке. Думаем-то мы все-таки головой.

Встреча завершилась с улыбкой. В финале Андрей Бильжо прочел фрагмент рукописи, возможно, из будущей книги:

– Свою черепаху Читу я любил непонятно за что. Она была поразительно тупой. Пересекая комнату, она упиралась в стену, продолжая упорно загребать лапами до тех пор, пока ее не разворачивали в противоположную сторону. Однажды летом на даче я наблюдал, как она самозабвенно пожирает клевер. В приливе любви я поднес Читу к губам, чтобы ее поцеловать. Острая боль пронзила мою нижнюю губу, и Чита повисла на ней – она ответила мне взаимностью. Дальше калейдоскоп: впереди бежала бабушка, за ней я, поддерживая черепаху, плотно сомкнувшую свои челюсти на моей губе, за мной бежали любопытные, веселящиеся, жестокие дети. Деревенский фельдшер сказал: «У черепах мертвая хватка». Он заткнул моей любимой ноздри, и она разжала свой треугольный, паcсатижеподобный ротик, в котором мелькнул окровавленный розовый язычок. Потом мне сделали укол от бешенства. Можешь ли ты, дорогой читатель, представить себе бешеную черепаху? А деревенский фельдшер смог...

Александра РАКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива