Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 10, 2012

Кого ждут за стенами вуза...

Наверное, каждого студента интересует вопрос: а что ждет там – за стенами университета? И это немудрено. Ведь жизнь предъявляет новые требования к вчерашним абитуриентам – сегодняшним выпускникам.
Я свои пять лет честно отучился. Но вот подумываю поступать в магистратуру. Да только ситуация на рынке труда меняется – не год от года даже, а день ото дня. Откуда знать, какие требования будут предъявлять работодатели к тому времени, когда получишь заветные корочки?
Почувствовав, что вопросы в голове множатся, как отрубленные головы сказочного змея Горыныча, по обыкновению решил получить ответы хотя бы на часть из них из первых рук.
В результате я стоял на парадных ступеньках красивого зеленого здания. Табличка на входе гласила: «Московский городской университет управления Правительства Москвы». Ваш покорный слуга уже побывал здесь ранее – когда решал, стоит или нет идти на вторую ступень обучения – поступать в магистратуру. Вуз специфический – готовит кадры для государственной службы и бизнеса города Москвы. Вопрос, который заготовил сегодня, звучит так: «Какие перспективы у современного образования?»

Прямиком я направился в приемную Андрея Марковича Марголина – исполняющего обязанности ректора Московского городского университета управления Правительства Москвы, доктора экономических наук, профессора, заслуженного экономиста РФ. Руководитель вуза радушно встретил меня и ответил на мои вопросы.

– Андрей Маркович, ни для кого не секрет, что большинство молодых людей по окончании вуза работают не по специальности. Как Вы думаете, почему?

– Сегодня принято говорить, что мы испытываем переизбыток юристов, экономистов, политологов и прочих специалистов гуманитарного профиля, а вот инженеров не хватает. Более того, многие из тех, кто закончил инженерные вузы, идут работать куда угодно, только не по профилю подготовки.

Если говорить в общем и целом, такая точка зрения, безусловно, имеет право на жизнь. Вот только специалистов управленческого, гуманитарного профиля, может быть, и много, но ведь хороших мало. И здесь большое внимание, конечно, нужно уделять качеству образования.

Не думаю, что нужно финансировать, в том числе из бюджета, управленческое или юридическое образование в непрофильных технических вузах, которые должны заниматься как раз тем, что им на роду написано, – подготовкой инженерной элиты. Это абсолютно серьезная проблема. Мы упустили ее в предыдущие годы, и повышать качество технического образования надо обязательно.

Знаю, что даже руководители крупных компаний вынуждены отзывать с пенсии сменных мастеров в возрасте, скажем, семидесяти лет, потому что приходящие им на смену не понимают, как работают сложные промышленные объекты. Ситуацию надо исправлять, в том числе и путем создания дополнительных стимулов для работы по инженерным специальностям. Иначе новые техногенные катастрофы, аналогичные Саяно-Шушенской ГЭС, не заставят себя долго ждать.

– Что ждет студента по окончании вуза?

– Сегодня в России есть все перспективы для хорошего трудоустройства. Одним из главных конкурентных преимуществ нашей страны является огромный потенциал развития внутреннего рынка. Говорят, скоро будет новый финансово-экономический кризис. Давайте представим себе развитую страну, у которой отличные дороги, хорошо развито ЖКХ, сельское хозяйство, организован транспорт. Все базовые потребности населения удовлетворены. Что делать в условиях кризиса? Нужно очень хорошо подумать.

Что касается России, у нас есть куда вкладывать ресурсы. Как говорил классик: у нас нет дорог, одни направления. Согласно результатам опросов, более восьмидесяти процентов людей хотели бы улучшить свои жилищные условия. Нам нужно думать о развитии здравоохранения. И так далее. То есть создать возможности для полного удовлетворения базовых потребностей. Соответственно, по мере развития внутреннего рынка будут создаваться качественные и хорошо оплачиваемые рабочие места. Даже не сомневаюсь, что специалисты с хорошей инженерной подготовкой, специалисты в области информационных технологий будут иметь и гарантию приличной зарплаты на старте, и предпосылки для профессионального и карьерного роста в будущем.

– А как за границей относятся к нашим дипломам?

– Сейчас, к сожалению, в международных рейтингах мы представлены слабо. Во многом из-за того, что наша языковая подготовка все-таки не на должном уровне. Этот разрыв постепенно ликвидируется. Выпускники школ в городах-миллионниках знают иностранные языки все лучше, что создает условия для разработки и реализации совместных образовательных программ с ведущими зарубежными университетами. Такое сотрудничество будет развиваться более высокими темпами, особенно после принятия нового закона об образовании.

Другая сторона проблемы – расширение участия наших вузов в международных исследовательских проектах. Здесь велика роль информационных технологий, позволяющих оптимизировать расходы путем проведения видеоконференций и вебинаров. Путь к международному признанию наших дипломов не будет простым, но предпосылки того, чтобы российские вузы заняли достойные места в международных рейтингах, достаточно высокие.

– Ваш вуз имеет прямого заказчика – Правительство Москвы. Насколько гарантированно трудоустроены выпускники?

– Стопроцентных гарантий трудоустройства нет, но у наших подопечных есть конкурентное преимущество. Они проходят практику в органах исполнительной власти города Москвы. Если хорошо себя зарекомендуют, их, конечно, возьмут. Но дать гарантию трудоустройства любому студенту я бы не взялся. И это не нужно. Все-таки человек должен быть востребован на рынке труда. А свою востребованность и компетентность он должен доказать.

– Возможно, было бы лучше, чтобы вузы имели конкретных заказчиков?

– Вы понимаете, бизнес развивается очень динамично. Одно из принципиальных отличий сегодняшнего этапа развития экономики от того, как она развивалась пятьдесят лет назад, заключается в том, что жизненный цикл товаров и услуг быстро сокращается. Сегодняшний хороший заказчик завтра может просто обанкротиться и исчезнуть с рынка. Ну, условно говоря, где сегодня фотоаппараты фирмы «Поляроид»? Где сейчас парусный флот, где пишущие машинки? А ведь компании, их производящие, процветали и могли выступить теми заказчиками, о которых вы говорите. Поэтому нет заказчиков «на все времена». Жизнь меняется. Надо свои программы адаптировать к меняющимся условиям рынка. Конкуренция заключается в том, чтобы уловить пульс этих изменений, перенастроить свои программы таким образом, чтобы именно твои выпускники были на гребне этих изменений.

– Вы сказали, что сегодня рынок труда испытывает нехватку специалистов инженерной направленности. А что можно сказать о гуманитариях?

– В любом деле нужно, чтобы вузы выпускали качественных специалистов. Рынок потом рассудит. Причем, это совсем не обязательно обучение на платной основе. Вузы могут конкурировать за получение государственного заказа на подготовку специалистов гуманитарного профиля. В этом случае такой заказ должны получить лучшие вузы, те, у которых есть свой бренд, квалифицированный профессорско-преподавательский состав, технологии содействия трудоустройству выпускников. Вузы, которые не смогут получить государственный заказ на подготовку специалистов гуманитарного профиля и не смогут привлечь платных студентов, будут вынуждены уйти с рынка.

– Сегодня идет разговор, что высших учебных заведений в России стало слишком много. Не могли бы Вы дать свой рейтинг нашим университетам?

– Действительно, вузов много. Причем есть такие, которые фактически штампуют специалистов с дипломами, но по своей сути не являются учреждениями высшего образования. Нисколько не сомневаюсь, что на платной основе – за 25000 рублей в год – дать хорошее образование невозможно в принципе. Скорее всего, это квазиобразовательный процесс, который хорошо имитируется, но дурно пахнет – я бы так сказал. Поэтому нужен аудит вузов, чтобы те из них, которые дают диплом государственного образца, все-таки отвечали своему предназначению. Причем не обязательно университет или институт, который дает такой диплом, должен быть большим. Какие-то вузы в своих нишах могут предлагать классное образование, но при этом иметь небольшое число студентов.

А рейтинги... Считаю, они должны быть нишевыми. Например, рейтинги лучших вузов, специализирующихся на подготовке специалистов по машиностроению, физике, политологии, экономике и так далее будут сильно различаться. Безусловно, есть престижные вузы, которые у всех на слуху и действительно дают качественную подготовку. Но не думаю, что их образовательные программы одинаково конкурентоспособны. Так просто не бывает.

– Из нашей беседы делаю вывод, что в целом перспективы для российского выпускника сегодня скорее положительные...

– У России всегда есть хорошие возможности. Наш огромный потенциал пока остается востребованным далеко не полностью. Но это примерно та же тема, когда мои аспиранты говорят: вот это законодательство плохое, и вот здесь у нас конь не валялся, и там еще резервов много.

Мой ответ: в известной степени вам «повезло», потому что уже ясна проблема, над которой надо работать, относительно проще обосновать новые подходы к ее решению и защитить диссертацию. Примерно такая же история и в российской экономике. Несмотря на мнение скептиков, у нее хорошие перспективы, чтобы выйти на траекторию устойчивого экономического развития. При наличии перспективы и у выпускников все должно быть в порядке. Но лишь у тех, кто рассматривает обучение в вузе не как каникулы за счет государственного или семейного бюджета, а как возможность стать настоящим профессионалом.

– Нужно ли было делиться на магистратуру и бакалавриат?

– Мы присоединились к Болонской конвенции, и сейчас задача не в том, чтобы говорить по поводу ее возможных недостатков, а в том, чтобы к ней максимально хорошо адаптироваться. Не потерять то лучшее, что всегда было в российском образовании. В конце концов, все решается не количеством этих уровней, а качеством образовательных программ, теми компетенциями, которые получат выпускники, их способностью выдержать конкуренцию, в том числе и глобальную.

Итак, выводы можно сделать следующие: ко времени этой беседы я уже общался со многими успешными людьми и известными личностями. Все они уверены, что перспективы и ресурсы в России есть, и очень хорошие, а главное – большие надежды возлагаются именно на мое поколение.

Что я для себя усвоил: несмотря ни на что – даже на престиж вуза, в котором учишься, – необходимо самому работать над собой, учиться быть конкурентоспособным. И учить языки!

Еще мой школьный учитель советовал: помимо основного образования нужно получить дополнительную специальность. Записаться на какие-нибудь курсы. Стать редким специалистом в какой-то узкой области. Это не даст тебе так просто покинуть рынок труда.

Другими словами, мои дорогие сверстники, если у вас есть желание развиваться, вы прикладываете к этому минимум усилий и не боитесь трудностей – с большой вероятностью, все у вас получится.

Евгений ВЛАСОВ


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива