Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 08, 2012

Владимир Журко: Не упустить из виду молодых

После работы в Институте молодежи Владимир Журко решил основать вуз, где стал ректором. Сегодня Институт международных социально-гуманитарных связей знают как в Москве, так во многих регионах России. Здесь готовят экономистов, молодежных и социальных работников, менеджеров, государственных служащих. Практику студенты проходят в органах федерального и муниципального управления, НКО, крупных коммерческих организациях. На базе вуза создан федеральный центр по работе с молодежными структурами по месту жительства.

ректор ИМСГС Владимир ЖуркоЧлен Общественного Совета города Москвы, кандидат исторических наук, профессор, ректор ИМСГС Владимир Журко держит руку на пульсе событий: учебный процесс, открывает конференции и круглые столы, выступает перед молодежными работниками курсов слушателей повышения квалификации федерального уровня, участвует в жюри конкурсов по проблемам молодежи. Студенты созданного им вуза всегда получают свежую, точную, актуальную информацию и знания. Владимир Иванович состоит во многих общественных советах и комиссиях при органах государственной власти, где всегда ратует за права молодых. Как начал складываться его опыт работы с молодежью?

– Мне посчастливилось учиться в старейшем Брестском техникуме железнодорожного транспорта, стать там комсоргом, секретарем комитета комсомола, командиром студенческого отряда. В то время начали создавать мемориал Брестской крепости. На моей Родине, в Белоруссии, нет ни одного города или деревни, где не стояли бы обелиски погибшим.

Семнадцатилетним командиром студенческого отряда я шел вместе с сокурсниками по руинам Брестской крепости. Саперы отыскивали мины, боеприпасы. Задачей студентов было просеять после них песок, найти жетоны смерти, останки бойцов сложить на армейские плащ-палатки. Страшное слово «война». На стенах казематов мы читали: «Умрем, но из крепости не уйдем», «Нас трое. Погибаем». Стояли молча, потрясенные увиденным. Мне кажется, за тот стройотряд мы все стали очень взрослыми.

Получив профессию, я ушел с радостью служить в десантные войска Советской Армии. После службы поехал в Москву получать высшее образование. Однако с теми, с кем учился в Брестском техникуме и служил, поддерживаю хорошие дружеские отношения до сих пор.

– Владимир Иванович, как Вам кажется, сегодняшним молодым свойственно такое же чувство единения?

– Чувство единения появляется, когда ты прошел с сослуживцами, одногруппниками «огонь, воду и медные трубы». Так, например, более сплоченных людей, чем десантники и пограничники, я не видел. При обучении в вузе в большей степени нас сплотила работа в студенческих строительных отрядах. Считаю, что если бы сегодняшних молодых людей было бы общее дело, то их дружба также продолжалась всю жизнь.

– Главные навыки, которые Вы получили, работая с людьми, руководя ими?

– Чтобы заслужить доверие таких, как ты сам, и особенно – молодых людей, нужно делом подтверждать каждое свое слово. В вузе я четырежды выезжал командиром студенческого отряда на север в Норильск, Красноярск. Думаю, мои коллеги по учебе никогда не доверили бы мне командовать стройотрядом, если бы не умел лучше всех делать кирпичную кладку. К тому времени благодаря армии имел первый класс работы на автотехнике. Мог сесть за любой автокран, трактор, машину. Когда говоришь: «Делай, как я!», это выше любого авторитета. Там не слова нужны, пахать надо. Если говорим об авторитете людей, которые работают с молодежью, помним: все строится на доверии. Увидят фальшь – толку не будет.

ректор ИМСГС Владимир Журко– Комсомола сегодня не хватает?

– Не хватает мощной молодежной организации, которая бы занималась решением проблем молодого поколения. После обработки анкет иногородних слушателей курсов повышения квалификации нашего института убеждаюсь: потеряно поколение людей, не «прошедших» в школе пионерскую организацию, комсомол. Несколько поколений молодых людей не поддерживали, не сохраняли единение в школе и в вузе. Считаю, что таким ребятам не повезло: ведь они, в большей степени, считают, что надеяться на дружбу, на коллектив нельзя, нецелесообразно. Отрадно, что сейчас традиции возвращаются. Интересен пример Китая. На чем там зиждется молодежная политика? Первое: разумное сочетание молодости и зрелости. Преемственность. У каждого юноши или девушки должен быть наставник. При 20-летнем обязательно находится 45–60-летний, чтобы тот, кто младше, не наделал глупостей. Второе: создай свое дело. Третье: люби свое государство. Патриотизм. Это правильно. У Китая есть чему поучиться.

– Какое место занимает ваш институт в молодежной политике страны?

– Наш институт является одной из федеральных площадок для повышения квалификации специалистов в сфере молодежной политики регионов нашей страны. Регулярно мы представляем аналитическую и научно-методическую информацию для руководителей федерального уровня и города Москвы.

Однако, если говорить об институте как образовательном учреждении, то при громаднейшей конкуренции в сфере образования, мы – песчинка в море. Но песчинка песчинке рознь. Так, при создании вуза первое, что сделали, – ввели ставку проректора по воспитательной работе. Подобрали творческого человека, который занимается со студентами неформально, знает, чем они живут, и это здорово.

Много лет назад со мной из Института молодежи сюда ушла целая команда. Эти люди до сих пор работают в ИМСГС. Правда, некоторых я сознательно отправил на повышение. Плох тот руководитель, который не понимает, что порой человеку становится тесно в рамках должностных обязанностей. Ты либо отпустишь сотрудника для дальнейшего роста, либо загасишь его энтузиазм.

Сразу создали-выстроили творческую атмосферу, которая способствует тому, чтобы в наш вуз поверили федеральные органы власти, Правительство Москвы. Тесно сотрудничаем с Министерством спорта, туризма и молодежной политики, Департаментом семейной и молодежной политики и Департаментом труда и занятости города Москвы, с Комитетом общественных связей столицы.

– Какие аспекты в работе с молодежью требуют особого внимания?

– На одной из коллегий Департамента семейной и молодежной политики города Москвы рассматривался вопрос о кадровом резерве. Оказалось, работающей молодежью никто не занимался. Возьмите Москва-Сити, где сидят в офисах около 25 тысяч молодых «белых воротничков». В список предприятий и учреждений столицы, имеющих самое большее количество работающей молодежи, входит, например, Московский метрополитен. Там трудится до 4 тысяч молодых людей. В списке – кондитерский концерн «Бабаевский», Трехгорная мануфактура, золотой фонд России – молодые талантливые ребята из НИИ сферы ВПК. Все эти люди хотят участвовать в жизни города и государства, понимать, какие процессы происходят, влиять на принятие решений, связанных с жизнью и будущим молодого поколения. То есть не только студенческая, но и работающая молодежь у нас активная и социально ориентированная, с которой обязательно нужно взаимодействовать. Так, впервые в этом году совместно с Комитетом общественных связей города Москвы мы провели Форум работающей молодежи города Москвы, где для меня было важным вести не только процедуру открытия, но и участвовать в круглых столах, в рамках которых выступали молодые специалисты.

– Чего, по-Вашему, не хватает нашей стране на современном этапе развития молодежной политики?

– С моей точки зрения, молодежная политика, к сожалению, в какое-то время вдруг оказалась на задворках. За последние 10 лет было восемь реорганизаций основных структур по работе с молодежью. Это потеря талантливых людей.

В нынешних условиях необходимо экономически и политически переосмыслить концепцию работы с молодежью. На федеральном уровне не хватает закона о молодежи. Надо понять: какого гражданина в итоге мы хотим получить. Правильно рассматривать работу с молодежью с точки зрения национальной безопасности государства. Хотелось бы вырастить молодого человека патриотом своей страны. Нужно, чтобы он получил образование и четко понимал, что хочет именно здесь работать, развиваться, создать семью, дать детям блестящее образование.

Также важно более серьезно относиться к регулированию экономического неравенства и информационной политики. Так, работа ряда федеральных телеканалов в нашем обществе приводит к отрицательному результату. Как можно целенаправленно с экранов телевизоров внушать девушкам, что, если их молодой человек не имеет автомобиля «Порше», то он им не нужен? А умный, талантливый юноша, завтрашний кандидат наук и сегодня зарабатывает немного. Что же, у него счастливого будущего не должно быть? Поколение юных особ мечтает с подачи СМИ заполучить только миллиардеров. Считаю, что это просто вредительство.

Уровень школьной и вузовской подготовки в разных регионах России различается. На кого-то из наших абитуриентов нарадоваться не можем, а у кого-то очень низкий уровень подготовки. В школе как? Аня – красивая, видная, значит, умница. Рядом с ней сидит тихий Паша. И все – он отошел на второй план, так и закончил школу. Его в школе не признали. Плюс семья, воспитание. Если человек вырос неуверенным в себе, он таким по жизни и пойдет.

Не беру элитные вузы, где родители студентов имеют высокий уровень достатка. Есть прослойка, в которой папы и мамы ребят работают в бешеном ритме. Дети предоставлены сами себе. В нашем институте на первом курсе проводим обязательное родительское собрание. Говорим: «Не считайте, что ваши дети – взрослые. Ими надо заниматься серьезно!». Чтобы молодые люди – наше будущее – стали полноценными гражданами России, не только государству, но и родителям, вузам, общественным организациям надо серьезно заниматься ими, начиная с детского сада.

– Что для этого можно сделать?

– Нужна единая концепция по работе с молодыми людьми. Каждый из них должен чувствовать внимание к себе, независимо от того, где живет. В Москве масса возможностей. А отъехать 30 км за МКАД – и что?..

– Студентам для нормальной учебы нужна хорошая стипендия…

– Чтобы молодой человек получил полноценное образование, он не должен думать о куске хлеба. После третьего курса каждый современный студент подрабатывает. Хорошо, если он – будущий журналист и может крутиться в своей сфере, получая гонорары. А как быть инженеру, бухгалтеру?

Где обычно студент любой специальности подрабатывает? На автомойках, в барах. Пример: автосалон. На входе покупателей встречает юная красавица, по образованию – музыкальный критик! Почему здесь работает? Хорошо платят. А в это время девушка теряет квалификацию, полученную в вузе.

Задача взрослых, родителей совместно с преподавателями – дать правильную ориентировку молодым людям. Многие ребята идут на любую специальность, лишь бы получить высшее образование. И массово после третьего курса пишут заявления о переходе в другой вуз, на другую специальность. В обществе сложилась психология: «Пусть идет, куда получится, а там жизнь покажет».

– Преподаете?

– Читаю социологию, политологию. Мое железное правило: если ты работаешь в вузе, должен обязательно выходить в аудиторию. Тогда ты будешь знать и понимать молодых людей. Особенно мне интересно выступать перед слушателями курсов повышения квалификации.

– О чем спрашивают слушатели на лекциях и встречах?

– О процессах, которые происходят в нашем обществе, о жилье и ипотеке для молодых семей, нормативно-правовой базе, регулирующей аспекты поведения подростков. Вот, например, программа курса «Проблема эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации». По этой и любой другой теме, входящей в нашу программу, мы должны дать студентам самый современный материал и практические навыки, актуальные уже не для сегодняшнего – для завтрашнего дня.

– Есть ли обратная связь со слушателями курсов?

– По итогам работы с каждым потоком предлагаем заполнить анонимные анкеты. Идет естественный процесс. Слушатели пишут свои предложения. Анкеты обрабатываем, анализируем, меняем тематику курсов с учетом требований живых людей. Есть входная и итоговая анкеты. В них, к примеру, задается вопрос: «В каких знаниях вы нуждаетесь более всего?». Пишут, что нужны правовые дисциплины, психология, риторика. Как правило, поток – 70 человек. И важно мнение каждого.

– Что такое социальная зрелость студента?

– На заочное отделение по специальности «Социальная работа» к нам в институт поступают уже взрослые люди, осознанно пришедшие работать в социальную сферу, желающие получить высшее образование. Во время государственных экзаменов радуюсь тому, как защищаются дипломные проекты. Выпускники берут реальные проблемы, анализируют их. Например, тесно сотрудничаем с московским детским приютом «Ступино». Есть специальная совместная программа. Недавно два выпускника защищали дипломные работы на примере своей деятельности в приюте. В институте одна из специальностей – «Работа с молодежью». И я живу этим, мне это интересно.

Посмотрим на зарубежный опыт по теме социальной зрелости студента. В Германии, Дании, Франции, чтобы получить диплом молодежного социального работника, человек должен иметь трехлетний опыт работы в социальной сфере, то есть опытом подтвердить свое желание учиться.

– Что еще интересного происходит на базе Института международных социально-гуманитарных связей?

– Создан один из федеральных базовых центров по работе с молодежными структурами по месту жительства. В течение года проводим шесть-семь федеральных курсов повышения квалификации по данной тематике. Центральный округ не обделен вниманием вузов, чиновников. В других регионах ситуация иная. Вот, например, разработали обучающие программы для молодежных работников, активистов молодежных общественных объединений Севера нашей страны. Так, дружим плотно с Ханты-Мансийском округом. Они – новаторы в своем роде. В образовательную программу, которую мы разработали для них, входят не только лекции, семинары, практикумы, элементы дистанционного обучения. Также используется индивидуальная работа, подготовка и защита социально-управленческих проектов, коммуникация в социальных сетях. Дружим плотно. Решаем самые что ни на есть актуальные для Севера проблемы: экстремизм в молодежной среде, правонарушения подростков, развитие инновационного потенциала молодежи.

– Я вижу у Вас на столе книги по проблемам молодежи?

– Да, они только из типографии. Это монографии «Анализ информационной политики Правительства Москвы, проводящейся в отношении молодежи и молодых семей, на примере деятельности Департамента семейной и молодежной политики» и «Инновационная деятельность молодежи города Москвы», написанные сотрудниками Института.

– Владимир Иванович, Вы по второму образованию – историк. Наука помогает понять сегодняшнее непростое время?

– Да, но порой и мешает. Ведь с 1917 года мы историю ретушируем. Этого нельзя делать, из истории как из песни нельзя выкидывать слов.

– В наших силах сделать так, чтобы на сегодняшний период истории через много лет посмотрели серьезно, а не с кривой усмешкой?

– Думаю, что да. Хотя и очень непросто.

– Что все-таки вызывает у Вас хорошее настроение?

– Я – оптимист. Институт подготовил определенное количество специалистов. Эти люди, вне всякого сомнения, если и перейдут из молодежной, социальной сферы в другие, останутся настоящими гражданами своего государства. Мы можем гордиться многими нашими выпускниками. Мы создали полноценную систему переподготовки и повышения квалификации молодежных кадров – разработана концепция развития кадрового потенциала молодежных политиков РФ. Наш институт знают в субъектах РФ и в Москве. Но это заработано великим трудом. Радует, что впереди – новые перспективы, возможности, планы!

Беседу вела Александра РАКОВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива