Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 07, 2012

Сколько всего мы можем сделать!

Когда понимают коллеги по студсовету, доверяет администрация, когда видишь желание приходящих студентов учиться новому, делать полезное, чувствуешь: не зря отдавал время и силы любимому делу. Успех команды – и в ее составе. Единомышленники, выпускники и студенты разных факультетов собрались в Совете студентов и аспирантов ГБОУ ВПО Московского городского педагогического университета. Председатель Совета Алексей Загацкий, заместитель председателя и секретарь Совета, руководитель Школы социального проектирования Дмитрий Юрков и заместитель председателя по координации научной деятельности Екатерина Дмитриева заняты созданием в вузе механизма эффективного студенческого самоуправления.

– (Алексей Загацкий): После I Межвузовской научно-практической конференции вузов, учрежденных Правительством Москвы, «Студенческое самоуправление: анализ ситуации и перспективы развития», организатором которой был Совет студентов и аспирантов ГОУ ВПО МГПУ, мы подали в Департамент образования города Москвы заявку на проведение Конкурса социально значимых проектов органов студенческого самоуправления вузов, учрежденных Правительством Москвы «Моя инициатива в действии». Департамент поддержал и курирует конкурс. Он проходит с апреля по декабрь. Спасибо ректору МГПУ, профессору Виктору Рябову за оказание содействия. Конкурс развивает различные формы студенческого самоуправления в вузах Правительства Москвы. В жюри – представители бизнеса, общественных организаций, эксперты в области молодежной политики. Подобные мероприятия проходят часто, но наша главная цель – дать возможность студентам реализовать свои проекты, помочь с ресурсами, дать новые знания о социально значимых мероприятиях. Студенческое самоуправление – активное взаимодействие, общение, где важен и эмоциональный положительный настрой.

– Инициатива появляется снизу или насаждается сверху?

– (Алексей): Студенты работают осмысленно. В университете осуществляются проекты на юридическом факультете, в Институте гуманитарных наук. Молодым людям интересно. Чтобы создать проект, достаточно идеи и пяти заинтересованных человек. Например, сегодняшняя выпускница юридического факультета Екатерина Дмитриева работает с активом второго курса в проекте по профориентационной работе со школами.

– (Екатерина): Десять активистов-второкурсников взаимодействуют с тремя школами. Проводят мастер-классы, занятия по правам человека, агитируют ребят идти не только в наш вуз, а в принципе заниматься наукой, юриспруденцией. Около года назад я участвовала в конкурсе педагогической направленности с работой по правам детей. Апробация моего небольшого проекта шла на студентах колледжей. Потом предложила второкурсникам своего факультета разработать несколько таких же пакетов документов – небольших занятий для школ.

– Екатерина, не побоялись доверить проект второкурсникам?

– (Екатерина): Есть преподаватель-куратор, компетентные специалисты вуза, помогающие нашим ребятам. Мой педагог внимательно следил за разработкой темы. Нужно было рассказать детям об их правах, объяснить, что школьники не исключены из правового пространства. Не только взрослые могут читать законы и в них разбираться. Мой пакет документов был одобрен преподавателями вуза, так мы начали свой проект местного – факультетского значения, рассчитанный на несколько школ.

– Дети стали увереннее?

– (Екатерина): Упор не был сделан на то, чтобы дети могли противостоять родителям. Школьники должны понимать: за каждое действие несут определенную ответственность. Мероприятия были направлены на недопущение нарушения законов детьми. 9-10 классы – время взросления подростка, вхождения в большую жизнь. Основной посыл: у тебя есть права, но есть и ответственность. Детям понравилось. До сих пор команда наших второкурсников использует урок в практике. Также студенты проводят в школах игры – развивающие, мотивирующие заниматься научной деятельностью, идти в вузы.

– Если в Совет студентов и аспирантов приходит молодой человек, желающий что-нибудь делать и не знающий что конкретно, как удается понять, что из него получится?

– (Алексей): Спрашиваем: «Чем ты занимался в школе? Сколько у тебя свободного времени? Где ты живешь?». Если есть свободное время, но живет студент в Бутово, а учится на ВДНХ, это сложно. Главный вопрос: кем студент себя видит в будущем, чего хочет добиться в профессии. Есть два подхода: желание получать деньги и творческая реализация. Живем уже, наверное, в капиталистическом обществе, где деньги – самое главное. Студентам, стремящимся зарабатывать деньги, проще пойти работать менеджером в торговую точку. Но пройдет пять-шесть лет обучения в вузе, а вспомнить им будет нечего, кроме ассортимента торговой точки, в которой работали, и нескольких преподавателей, если повезет. В студенческом же совете всегда есть что вспомнить. Хотя иногда бывает и тяжело. Например, нас попросили помочь на конкурсе детей-инвалидов в Лужниках, где сборная сцена. Детей надо было туда поднимать. То, что я и еще два члена Совета пережили за этот день, – память на всю жизнь. Четко поняли, что такое ответственность, что важно и неважно. Поднимаешься по лестнице с ребенком, еще чуть-чуть и… – скользко, неудобно, тяжело. Понимаешь, насколько важно работать с инвалидами. Все мы люди, всем нужна помощь. Благодарны за испытание. Бывают и другие непростые моменты: двадцать минут выступления на конференции, на Ученом совете. Тебе 20 лет, ты еще ничего не знаешь, и нелегко смотреть профессорам в глаза. Раньше, когда заходил в кабинет ректора, руки тряслись. Сейчас втянулся. (Все смеются). Приятно, когда вас принимают как часть профессионального коллектива. Может быть, не всегда все складывается гладко. Ни в одном органе студенческого самоуправления не бывает так, чтобы пришел, и тебе сказали: «Да спасибо, мы все сделаем!». И это нормально.

– Ребята идут в студсовет, потому что здесь можно найти хорошие связи для будущего успешного трудоустройства?

– (Дмитрий Юрков): Участие в работе органов студенческого самоуправления помогает молодежи получать опыт по принятию ответственных решений. Студент, входящий в эту структуру, понимает: проводишь мероприятие – ответственность за это лежит на тебе. Не сделаешь одно, второе, третье, – этого больше никто не сделает. Студенческое самоуправление призвано защищать интересы студентов. Бывают различные ситуации, возникают проблемы. Работа в студсовете учит дипломатии, взаимодействию. Нужно понять, к кому подойти, кого и о чем спросить, как лучше это сделать. Здесь именно вопрос ответственности. Ты вроде бы общественник, но ты и имеешь влияние. Умеешь договариваться с людьми, проводить проекты, конкурсы. Об этом опыте стоит говорить, когда задаемся вопросом, почему студенты идут в студсовет. Учеба – одно. Опыт, что студенты получают, работая в органах студенческого самоуправления, – совершенно другое.

– Дмитрий, чему научились, работая здесь?

– (Дмитрий): Умению прислушиваться к чужому мнению и пытаться его понять, осознанию своей ответственности за мероприятия. В работе бывают противоречия, споры. Понимаем: если до чего-то не договоримся, не сумеем идти дальше. Необходимо прийти к общему мнению. Почему мне интересно здесь работать? Скучно, когда просто дом – учеба – работа и все. Работая в студенческом самоуправлении, могу реализовать свои возможности. Нацелен на подготовку нормативно-правовой базы. Во многих органах студенческого самоуправления положения написаны порой формально. Нам же в вузе хотелось не только обеспечить проведение мероприятий, но и понимать общую структуру Совета студентов и аспирантов, иметь основу для принятия решений. Объемные положения по выборам и институтам и факультетам, которые мы сами разрабатывали и принимали, проходили экспертизу юридического отдела университета, согласование с ректором. Выборы в состав Совета проводим официально с бюллетенями, избирательной комиссией. Добились взаимодействия и понимания на юридическом уровне. Мы – орган студенческого самоуправления, прошла отчетно-выборная конференция, которая закрепила наши права.

– Что происходит в Школе социального проектирования, которой руководите?

– (Дмитрий): Пытаемся реализовать студенческие инициативы, проекты, конкурсы, в том числе, Конкурс социально значимых проектов органов студенческого самоуправления вузов, учрежденных Правительством Москвы «Моя инициатива в действии».

– Студенческое самоуправление – субъект молодежной политики?

– (Алексей): Причисляю себя к поколению людей, у которых в школе не было молодежной политики. Выпуск – в 2003 году. Сфера молодежной политики начала развиваться чуть позже, появились различные молодежные движения политической окраски. Если студента ставят в определенные рамки, он им следует. В студенческом самоуправлении многое зависит от личности руководителя органа самоуправления. Кто курирует молодежные организации политической окраски, дает ресурсы на реализацию проектов. Но студенческое самоуправление не может зависеть от стоящей над ним структуры. Тогда получается самоуправление в пользу кого-то. А оно должно быть исключительно в пользу студента. Выход – постоянно идти на конфликт с тем, кто пытается давить на студенческое самоуправление. Функция студенческого совета – защищать самоуправление на любых уровнях.

– Как происходит взаимодействие администрации и студсовета?

– (Дмитрий): Хорошо, когда у руководства вуза, администрации есть понимание, зачем нужен студенческий совет. Дело не в том, что вуз дает деньги, оказывает поддержку. Вообще: нужен студсовет или нет, хорошо это или плохо? Если совет сумеет доказать, что не стремится к постоянным конфликтам, на этом не строит свою политику, а хочет сотрудничества, объединения усилий, это идет на пользу. Да, бывает непонимание. Но можно прийти к компромиссу. Дело не в просьбе к администрации: дайте денег. Может быть, вуз в чем-то другом студсовету поможет. Мы же – Совет, хотим сделать, чтобы студенту и вузу было лучше, решить проблемы, что-то сгладить. Давайте работать вместе!

– (Алексей): Получается, что я у администрации вуза не прошу, а предлагаю: «Можем сделать это, второе, третье». Университет отвечает: «Первое, второе делаем, с последним вопросом – подумаем». – «Хорошо!». Мы благодарны ректору. Студенческое самоуправление в вузе – его заслуга. У нашего вуза широкая структура по всей Москве. В течение нескольких лет выкристаллизовывались отношения, шло объединение студсоветов институтов и факультетов, процесс заключения договоров о намерениях со студентами. Потому что все мы – лидеры. Надо было убедить людей, что помогу им, а не буду пытаться только руководить. В ноябре истекает срок моих полномочий председателя Совета студентов и аспирантов. Следующему председателю передам студсовет с четкой структурой и согласованным положением. Дальше предполагаю защитить кандидатскую диссертацию по студенческому самоуправлению.

– Председатель студсовета должен быть хорошим управленцем?

– (Алексей): Это человек, мотивирующий работать студентов не ради денег. Модель эффективного управления проста. Ты работаешь в вузе, спишь дома, гуляешь, а студсовет функционирует все это время. Твоя задача – обо всем договориться, дать студентам необходимые ресурсы. Ты нужен только в кризисной ситуации. Если постоянно не вмешиваться в процесс, получается значительно лучше. Работаю семь лет. Полтора года назад понял, что студенты все могут делать сами. Сюда приходят активные – те, кто берутся за любую работу. Человек выбирает деятельность по интересу. Пришла в прошлом году студентка второго курса, участвовавшая в конкурсе «Мисс МГПУ», и сказала, что хочет проект улучшить, есть свое видение. Я ответил: «Действуй, но ты – ответственна. С ресурсами поможем». Проект стал мобильнее, насыщеннее, подобралась нужная команда.

– Что дают вам собственные проекты «от идеи до реализации»?

– (Алексей): Недавно прошел Чемпионат «Что? Где? Когда?». Наш университет вышел с контактами на Международный клуб. Там сказали: проведете чемпионат – даем вам рейтинг. Это проект, которым я жил. Никогда не делал такого раньше. Сложность всегда в новом. Надо было организовать 200 человек. Приезжала команда из лицея, с которым сотрудничаем, ее надо было встретить в выходной день. Работали только студенты.

Другой пример. В 2008 году мы предложили ректору пригласить коллег из дружественных вузов Украины, Белоруссии, Дагестана, Баку к нам. Ректор дал добро на осуществление проекта «Московские каникулы». Приехало по шесть человек от каждого вуза. Студенты встретили их на вокзалах, в аэропортах, приняли, разместили. Мне достался Дагестанский государственный педагогический университет. Увиденное и услышанное меня «перековало». С делегацией прибыл пресс-секретарь университета. Было интересно общаться! Захотелось перенять такие качества, как честность, желание жить и работать для других, а не только для себя, критически относиться к себе. Это большой урок.

– Обучающая среда, вуз могут воспитать в студенте Московского городского педагогического университета будущих интеллигентов?

– (Алексей): К вузу это не может не иметь отношения, это ступень социализации. Вуз – шанс для человека начать, выражаясь компьютерным языком, «с сохранения», с чистого листа. «Что будет написано на этом листе?» – вопрос! Слово «интеллигент» применительно к вузу заменил бы на «воспитание человека в широком смысле слова», воспитание нравственности.

– Должны ли вуз и Совет студентов и аспирантов ГБОУ ВПО МГПУ содействовать зарождению в студентах желания сделать мир лучше? Что нужно сделать, чтобы такое желание, вспыхнув, не погасло?

– (Алексей): Студенческое самоуправление может развиваться двумя путями. Либо на него давят, и оно развивается против давления. Либо поддерживается – и развивается. Когда учился на пятом курсе, был убежден, что не хватает комсомола. Сейчас думаю, дело не в этом. Вот пример. Когда в ГосДуму попадают молодые люди, то молодежные инициативы, с которыми они приходят, тонут. Но это их выбор. По логике в свои 25 лет я тоже должен «понять жизнь» и прекратить оптимистические поползновения в области развития студенческого самоуправления. Но почему-то стараюсь что-то сделать. Насколько у нас студенты заинтересованы в работе? Если бы этого не было, мы бы с вами не встречались. В силу того, что в нашей команде я – выпускник исторического факультета, Дмитрий Юрков учился на филолога и работает в Департаменте образования города Москвы, ориентирован на разработку нормативно-правовой сферы, а Екатерина Дмитриева – юрист, стараемся подвести основу подо все, что делаем. Органы студенческого самоуправления вуза должны равняться на то, что необходимо студенту. Накопленный опыт позволяет говорить, что молодым людям многое интересно. Сегодня, правда, поколение довольно политизировано. Идеология же Совета студентов и аспирантов – работа со студентами вне политики. Стараемся разнообразить студенческую сферу в рамках «учеба-дом». Это КВН, наш фестиваль студенческого творчества «Дружба». Перенимаем полезный опыт других вузов. Есть, например, простая акция «Сигареты в обмен на конфеты».

– Акция что-то полезное оставляет в сознании студентов?

– (Алексей): Она нам оставляет в день до 1500 сигарет. Не можем проникнуть в сознание студента, но стараемся воздействовать положительно. Да, различные студенческие программы нужно писать и согласовывать с руководством. Но значительно интереснее, когда приходит первокурсник и говорит: «У меня есть идея, давайте осуществим». Причем, интересная идея может не вписаться в рамки программы.

– Идеи есть у всех. Как с планом реализации?

– (Алексей): Для этого работаем. Приходящих к нам с предложениями студентов консультируем, помогаем.

– Студенческое самоуправление должно влиять на развитие личности молодого человека?

– (Алексей): Интересно видеть, как меняются люди. Например, с серьезной и ответственной сегодня Катей мы познакомились на втором курсе, когда она была студенткой с необычными мыслями в голове, абсолютно не свойственными ей сейчас. Не говорю, что человек формализуется. Студент здесь становится увереннее, опытнее, сильнее. Главная идея, которую пропагандирую в студсовете: ни в коем случае нельзя подвергаться давлению. Если начинаю давить, остановите меня, начинайте со мной спорить. Сам как личность развивался в студсовете поступательно. Знакомился с людьми, понимал, как все происходит. Могу сказать: к 25 годам не нажил большого количества денег, нефтяной вышки. Зато есть друзья, коллеги, интересная работа, на которую прихожу, не думая, что надо работать до семи. Вечером уезжаю из университета, дома созваниваемся со всеми по скайпу и продолжаем работу. В свои 25 лет чувствую, что мне 20. Я – фанатик своего дела: работаю, работаю, работаю.

– Собираетесь преподавать?

– (Алексей): В перспективе, надеюсь, буду преподавать курс «Студенческое самоуправление», где сразу произнесу коронную фразу: «Вы думаете, меня надо называть Алексей Викторович? Меня зовут Алексей! Поехали!». (Все смеются). Никогда не пытался искусственно создать авторитет.

– Екатерина, расскажите о своем направлении работы в студсовете.

– (Екатерина): Раньше студенческое научное общество и студсовет были параллельными структурами. В последнее время идет речь об объединении. На многих факультетах это единая структура. Занимаемся студенческой научной деятельностью: проводим конференции в нашем университете и других вузах, издаем сборники студенческих научных статей, привлекаем студентов к научной и творческой деятельности. На одной из конференций обсуждали животрепещущую тему разделения на магистратуру, бакалавриат и аспирантуру, объясняли студентам, в чем отличие. В этом году я выпустилась как специалист. Есть две дороги. Хочешь работать по специальности юристом – надо идти в магистратуру за получением узкопрофильного образования. Мечтаешь преподавать, заниматься научной деятельностью – поступай в аспирантуру.

– С какими сложностями сталкиваетесь?

– (Екатерина): В студенческом самоуправлении я – более двух с половиной лет. Пока остается проблема быстрого информационного обеспечения деятельности студсовета. Довести до студентов, где пройдет интересное мероприятие, не просто – тратим много времени. Но помогают соцсети, личные контакты. Есть четкая структура. Знаем, что на каждом факультете определенный человек доведет информацию до студентов.

– Помните, кто первым вам помог, когда пришли работать в студенческое самоуправление?

– (Алексей): Предыдущий проректор по воспитательной работе Валентина Дармодехина многому нас научила, в том числе, упертости. Ее было не просто убедить, что ты прав.

– (Екатерина): Заместитель декана по воспитательной работе Елена Питько направила меня сюда работать, потому что на факультете я занималась выпуском газеты. Пришла в студсовет, и работа пошла не через деканат – стало намного проще. Поняла: сколько всего мы еще можем сделать!

Александра Ракова

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива