Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 05, 2012

Валерий Золотухин: Возвращение к Слову

Думы о «Думах» по рассказу Василия Шукшина в исполнении Валерия Золотухина

Валерия Золотухина давно волновала творческая идея – возродить жанр «литературных чтений», полузабытый в наше время, и вернуть людям вкус к художественному слову классиков литературы, любовь к чтению книг... Идея «Чтений» в какой-то степени осуществилась в театрально-музыкальной постановке «Думы» по рассказу Василия Шукшина. Над ней Валерий Сергеевич работал вместе с Государственным академическим русским народным ансамблем «Россия» имени Людмилы Зыкиной, который дополнил и эмоционально оттенил прозу Шукшина сочинениями великих композиторов XX века – Георгия Свиридова, Валерия Гаврилина и фольклорными песнями и наигрышами.

Валерий Золотухин
Валерий Золотухин

...На сцене Дома Музыки – Валерий Золотухин, сохранивший свою юношескую комплекцию, хрупкий, в парадном темно-коричневом костюме, в белой рубашке с вишневым галстуком и с вишневым значком Таганки – «красным квадратом» – на лацкане пиджака...

Он сидит на ступеньке у деревянного постамента, на котором стоит толстая, в красном переплете, с белыми закладками на страницах, книга Василия Шукшина как памятник писателю... По бокам от постамента – лаконичные декорации: фрагменты деревянных некрашеных палисадников, на одном из которых висит вверх дном глиняный горшок...

В глубине сцены на стульях сидят в концертных нарядах оркестранты с балалайками, гармонями и аккордеонами... Исполняют «Вечерний звон». Дирижер Дмитрий Дмитриенко, мужчина солидного вида, в застегнутом до горла френче, руководит ансамблем. Вечерний звон плывет по всему залу, от партера до потолка, и за его стены... Потом звучит разливанная «Когда б имел златые горы...»

Валерий Золотухин берет в руки книгу Василия Шукшина, поднимается со ступеньки и читает наизусть рассказ «Думы», главный герой которого, фронтовик, председатель колхоза Матвей каждую ночь сидит в избе и думает. О чем думает? «Да так как-то... ни о чем». О своей жизни... А гармонист Колька, «губастый верзила», ухаживает за Нинкой Кречетовой, каждую ночь ходит по селу, играет на гармони и мешает людям спать, а Матвею – думать о своей жизни.

И каждую ночь, «как только» гармонь «начинала звенеть в переулке, Матвей садился в кровати, опускал ноги на прохладный пол» и говорил, что исключит Кольку из колхоза:

« – Всё: завтра исключу из колхоза. Придерусь к чему-нибудь и исключу.

Он каждую ночь так говорил. И не исключал. Только, когда встречал днем Кольку, спрашивал:

– Ты долго будешь по ночам шляться? Люди после трудового дня отдыхают, а ты их будишь, звонарь!

– Имею право, – опять говорил Колька.

– Я вот тебе покажу право! Я те найду право!

И всё. И на этом разговор заканчивался. Но каждую ночь Матвей, сидя на кровати, обещал:

– Завтра исключу.

И потом долго сидел после этого, думал... Гармонь уже уходила в улицу, и уж ее не слышно было, а он все сидел...

– Хватит смолить-то! – ворчала сонная Алена, хозяйка.

– Спи, – кратко говорил Матвей».

Валерий Золотухин
Валерий Золотухин
Валерий Золотухин

...Надо слышать и видеть, как Валерий Золотухин читает «Думы» Шукшина. По ролям, и за автора, и за его героев, как он один играет роли всех и показывает их характеры, мысли и чувства, как он меняет интонации и тембр, и саму громкость голоса, в зависимости от того, кого и в каких эпизодах играет, какое содержание и какой подтекст выявляет через прямую и косвенную речь прозы Шукшина...

Артист проникает в нутро каждого героя Шукшина, вживается в каждого из них и проживает жизнь всех героев, и перевоплощается то в подростка Матвея, который с покоса мчался на коне сквозь ночь в деревню за молоком для своего заболевшего младшего братишки Кузьмы и испытывал «дикий восторг» и счастье оттого, что он – на коне. То – в отца обоих братьев, который хотел «скипятить» молочка своему младшему сыну и баюкал его, и говорил ему: «Ну, сынок... ты чо же это? Обожди маленько. Счас молочка скипятим, счас продохнёшь, сынок, миленький... Вон Мотька молочка привез!..» – А маленький Кузьма задыхался уж, посинел», – и вскоре и умер прямо у отца на руках. То – в 60-летнего Матвея, который прошел войну и женился, и стал председателем колхоза, и сидит в избе и свои думы думает. То – в его жену, которая лежит у него под боком. То – в гармониста Кольку, который ночами играет на гармони и «девушкам спать» не дает. То – в его невесту Нинку, которая гуляет с ним...

Золотухин перевоплощается во всех этих героев и персонажей и показывает каждого изнутри, и в каждом вскрывает и находит то, что спрятано у них где-то в самой глубокой глубине. А через них он показывает и Россию Шукшина с ее народом, и самого себя, человека и артиста, русского по всей своей сути! И делает он это как Мастер высочайшей квалификации, с высочайшим искусством! – и весело, и лирично, и философично, и драматично, и трагично.

Очень многое связывает Валерия Золотухина и Василия Шукшина... Когда-то Золотухин снимался в фильме по рассказам Шукшина «Завьяловские чудики», и у обоих даже была одна гримерка на двоих, но отношения у них тогда ограничивались только словами «Здравствуй!..» То «Здравствуй» не получило развития, хотя оба они понимали, кто есть кто. У Золотухина тогда уже была напечатана повесть «На Исток-речушку, к детству моему», и он снялся в фильмах «Хозяин тайги» и «Бумбараш». В конце своей жизни Шукшин разыскивал Золотухина через свою помощницу, чтобы пригласить в фильм «Степан Разин», который так и не снял...

Оба вращались в одних и тех же творческих кругах и иногда пересекались друг с другом на своих «кремнистых путях», по которым шли в большую Литературу и в большое Искусство.

И еще их связывал Алтай. Они оба – его уроженцы, и оба составляют его честь и славу, и его гордость, и оба являются национальным достоянием России.

Шукшин для Золотухина – не просто писатель, «лучшие рассказы которого», по мнению артиста, написаны «на уровне чеховской прозы», и не просто талантливый актер и режиссер, но еще и земляк, и Валерий Сергеевич каждый год ездит на Алтай, в Сростки, на «Шукшинские чтения», и выступает там. Он говорит в своих интервью:

– У меня свой долг перед Шукшиным...

И старается отдать давний долг.

Почему из всех рассказов Шукшина Золотухин выбрал для музыкально-театральной постановки «Думы»? Чем эти «Думы» привлекли его? Что он нашел, увидел, разглядел там, кроме литературных достоинств текста?

– Рассказ «Думы» очень глубокий и многослойный... Здесь в каждой строчке – моя жизнь, – сказал в одном из своих интервью Валерий Сергеевич. – Я родился 21 июня 1941 года в селе Быстрый Исток. И, в отличие Матвея, героя «Дум» Шукшина, не воевал на войне, и не был председателем колхоза, но мой отец воевал и имел шесть ранений, и ордена, и прочее, и был председателем колхоза... И в рассказе Шукшина проглядываются драматические ситуации моей жизни».

Какими вопросами задается герой рассказа Матвей?

Что такое любовь? Бывает ли она? Случилась ли она в его с женой жизни?..

«Один раз Матвей, когда раздумался так вот, сидя на кровати, не вытерпел, толкнул жену.

– Слышь-ка!.. Проснись, я у тебя спросить хочу...

– Чего ты? – удивилась Алена.

– У тебя когда-нибудь любовь была? Ко мне или к кому-нибудь. Не важно.

Алена лежала изумленная.

– Ты никак выпил?

– Да нет!.. Ты любила меня или так... по привычке вышла? Я серьезно спрашиваю.

Алена поняла, что муж не «хлебнувши», но опять долго молчала – она тоже не знала, забыла.

– Чего это тебе такие мысли в голову полезли?

– Да охота одну штуку понять, язви ее. Что-то на душе у меня... как-то заворошилось. Вроде хвори чего-то.

– Любила, конечно! – убежденно сказала Алена. – Не любила бы, так не пошла бы. За мной Минька-то Королев вон как ударял. Не пошла же. А чего ты про любовь спомнил середь ночи? Заговариваться, что ли, начал?

– Пошла ты! – обиделся Матвей. – Спи».

Но и она уже забыла, как любила его. И он забыл... Они привыкли друг к другу привычкой людей, которые живут под одной крышей много лет, а про это еще Пушкин сказал: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она».

Другой вопрос, которым задается Матвей, – что такое смерть?

Матвей пытается представить себе, что будет, когда его, Матвея, не будет, когда он умрет, как умирают все люди.

«– Слышь-ка!.. Проснись, – будил Матвей жену. – Ты смерти страшисся?

– Рехнулся мужик! – ворчала Алена. – Кто ее не страшится, косую?

– А я не страшусь.

– Ну дак и спи. Чего думать-то про это?

– Спи, ну тя!..»

Фон жизни, на котором Матвей задается вопросами, лезущими ему в голову, это для нас сейчас – фон истории советского времени 50-х годов, то есть фон давно исчезнувшей цивилизации, от которой остались одни черепки для археологов... как черепки от старого горшка, что висел на палисаднике, а потом разбился, и которая неведома новому поколению. Но сами вопросы не перестают быть актуальными и в наше время, как были они актуальными во все времена. И Валерий Золотухин на пару с Василием Шукшиным заставляет зал задуматься над этими вечными вопросами и ответить себе на них, пусть и не «словесными афоризмами».

Куда девается поэзия любви жениха и невесты, когда они женятся? Она поглощается повседневностью семейной жизни.

«– Чего эт звонаря нашего не слышно?» – спросил Матвей свою жену Алену, когда Колька-гармонист играть на гармони ночью перестал.

«– Да женился уж! В воскресенье свадьбу намечают.

Тоскливо сделалось Матвею. Он лег, хотел заснуть и не мог. Так до самого рассвета лежал, хлопал глазами...

Встретив на другой день Кольку губастого, Матвей усмехнулся:

– Что, брат, доигрался?

Колька заулыбался... А улыбка у него – от уха до уха.

– Всё, Матвей Иваныч, больше не буду будить вас по ночам. Конец. Бросил якорь.

– Ну-ну, - сказал Матвей (...), а сам подумал: «Чего ты радуешься, бычок? Она тебя возьмет теперь за рога. Нинка-то. Они все, Кречетовы, такие».

Валерий Золотухин читает эти реплики с таким мудро-ироничным подтекстом, что зрители невольно вздыхают и говорят про себя: увы, такова жизнь, жизнь героев Шукшина и жизнь почти каждого из нас.

Естественно, что в «Думах» на сцене Дома музыки артист не только читал прозу Василия Шукшина, но и пел песни, которые соотносятся с содержанием этой прозы. Так же, как соотносились с ней и все музыкальные номера этой постановки.

Например, Золотухин спел песню «Ходят кони над рекою...» из фильма «Бумбараш». И эта песня слилась с эпизодом, как Матвей мальчиком мчался на коне сквозь ночь, и добавила свои экспрессивные нюансы к этому эпизоду... Он спел «Вот кто-то с горочки спустился...» – и песня была созвучна с темой любви Матвея и его жены и с темой любви Кольки губастого и Нинки...

А в честь свадьбы героев артист еще и сплясал «русского» и довел степень успеха музыкально-театральной постановки до кульминации. Так задорно, отчаянно и лихо он плясал, с притопом и дробью, что публика была готова выйти на сцену плясать за компанию с ним и добавила к оркестру свои аплодисменты под ритм пляски.

Неожиданно Валерий Сергеевич пригласил из первого ряда партера автора этих строк к себе на сцену, сплясать на пару с ним, как если бы герои Шукшина на свадьбе. И мы оба спели по частушке... Он – про барыню: «Барыня, барыня...» А я – про милого: «Меня милый обнимал...» И так гармонично это получилось, как если бы мы заранее все отрепетировали.

В заключение «Дум» артист прочитал стихи Пушкина «Клеветникам России», как бы защищая Россию Шукшина и Россию самого Золотухина, Россию его детства и юности, то есть давно прошедшего времени, которая многим сейчас кажется допотопной, допотопней Древней Руси с ее народом, с ее укладом и ладом и с ее миром, который ушел в историю и кажется почти мифом и старому, и новому поколениям людей, живущим не при социализме и не при коммунизме и не при капитализме, а при какой-то иной, не поймешь какой, системе, не имеющей пока официального названия.

В зале были не только москвичи, а гости из разных городов России – и совсем молодые, и не совсем молодые, и совсем не молодые. И все поднялись со своих мест, устроили овации Валерию Золотухину и ансамблю «Россия» и не отпускали их со сцены, пока занавес не опустился...

Самая первая премьера музыкально-театральной постановки рассказа Василия Шукшина «Думы» с участием Валерия Золотухина и Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной состоялась в 2011 году в филармонии в Астрахани и была приурочена к 70-летию Валерия Золотухина. Теперь Валерий Сергеевич мечтает поехать с этим моно-спектаклем на родину Василия Шукшина, в Сростки, и к себе на родину, в Быстрый Исток. А для начала показать постановку в Барнауле, в Молодежном театре, художественным руководителем которого он является много лет.

В одном из интервью Валерий Золотухин сказал, в чем он видит преимущество моно-спектакля перед традиционным драматическим с большим количеством участников и с живописными декорациями: «В моно-спектакле зритель по-другому вникает в слово, не отвлекаясь на детали и на другие планы. Когда я только приехал в Москву, то увидел афишу: «Аксенов читает «Пер Гюнта». На фото – Аксенов во фраке с бабочкой, на дальнем плане – оркестр». Вот и Валерий Золотухин решил читать Шукшина, как Аксенов «Пер Гюнта», в классическом костюме, без кирзовых сапог, без декораций с плетнями и колодцем, изображающими деревенский пейзаж, без всей этой «псевдятины», потому что главное в моно-спектакле – не антураж, не какие-то внешние атрибуты, а «Думы».

...«Думы» по прозе Шукшина – это бесспорная творческая удача Валерия Золотухина и ансамбля «Россия» и большое событие в культурной жизни Москвы и России!

Валерий Сергеевич добился, чего хотел. И добился больше того, чего хотел. Он не только «потрогал», но и растрогал сердца зрителей. И заставил их и взгрустнуть, и улыбаться, и повеселиться на славу, и проронить слезу, да не одну, и о многом задуматься вместе с Шукшиным и его героем Матвеем. И позволил слушателям ощутить красоту и силу художественного слова Шукшина... После чего многим из них захотелось взять в руки книги Василия Макаровича и прочитать или перечитать их под новым углом зрения.

Нина КРАСНОВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива