Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 04, 2012

Ректор МИРЭА Александр Сигов: Наукой нужно заниматься серьезно

Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики был создан в 1947 году как Всесоюзный заочный энергетический институт, а в 1967-м преобразован в Московский институт радиотехники, электроники и автоматики. С первого курса, чтобы студенты не теряли драгоценного времени, вуз помогает молодым людям определиться со специализацией. Практика, встречи с выдающимися учеными, работа в научных лабораториях. К тому же университет работает по системе «вуз – базовая кафедра – базовое предприятие». Ректор МГТУ МИРЭА, академик РАН, профессор Александр Сигов – человек, страстно увлеченный наукой и не только...

– Александр Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о первых ступенях Вашего научного пути.

Ректор МИРЭА Александр Сигов– (Делал попытки приобщиться к научной работе, начиная с первых курсов. На первых порах это были рефераты, обзоры и т. п. Пытался изучать дополнительные дисциплины (математического профиля), которые казались мне необходимыми для занятий теоретической физикой, о чем я мечтал. Был членом студенческого научного общества, а это давало право с 4-го курса пользоваться абонементом Центральной научной библиотеки МГУ.

Заставившей меня по-настоящему работать стала книга Р. Куранта и Д. Гильберта по математической физике. Я был хорошо подготовлен, окончил школу с золотой медалью. С юношеским задором думал: смогу освоить любую книгу. В аннотации было указано, что она предназначена и для студентов. Взялся за нее и очень долго «грыз». В конце концов, освоил. Это был полезный урок.

На 4-м курсе пришел к блестящему физику-теоретику Леониду Вениаминовичу Келдышу. Незадолго до этого он защитил докторскую диссертацию, а в семидесятые годы уже был избран действительным членом Академии наук СССР. Интересна его научная судьба. Он защитился довольно поздно на фоне своих коллег. До защиты у Келдыша было всего две-три статьи, но каждая положила начало новому направлению в физике! Ученый совет предложил ему немного доработать кандидатскую диссертацию и сразу защитить докторскую. Я ходил на его лекции на физическом факультете МГУ и потом попросился в ученики. Несколько лет работал с ним. Л.В. Келдыш был моим дипломным руководителем, во многом сформировал меня как ученого. Нам читали лекции академики Николай Боголюбов, Михаил Леонтович. Были десятки примеров для подражания в лучшем смысле слова.

– Вы – специалист в области физики твердого тела. Чем привлекла эта сфера?

– Мечтал заниматься ядерной физикой. Был сначала на кафедре теории ядра, потом перевелся на кафедру квантовой теории, которая оказалась более близкой. Физика твердого тела меня заинтересовала набором новых, не решенных в то время задач, и широкими возможностями применения. На результатах физики твердого тела основаны полупроводниковая электроника, физика магнитных материалов, позволившая создать устройства памяти, и многие другие отрасли.

– Преподаете?

– Да, читаю в МИРЭА студентам третьего и четвертого курсов физику диэлектриков. Подготовил примерно 20 кандидатов и более 10 докторов наук.

– Должны ли быть у студентов любимые преподаватели?

Ректор МИРЭА Александр Сигов– Среди преподавателей есть и формалисты, отбывающие трудовые часы, и ведущие занятия на хорошем уровне, и абсолютно увлеченные люди, которые более всего интересны студентам. Им стараются подражать, следовать в чем-то. У нас в вузе есть члены академий наук, выдающиеся ученые, которые привлекают внимание оригинальным подходом к науке.

Например, психолог, профессор, действительный член РАО Владимир Петрович Зинченко. На лекциях студенты в него влюблялись, настолько ярко, образно и увлекательно он вел занятия. Благодаря его отменному знанию истории, философии, литературы каждая лекция становилась искрометным оригинальным представлением, в рамках которого он общался со студентами. Есть и другие ученые, которые читают лекции, может быть, суховато, но все равно это интересно и привлекает. Много прекрасных преподавателей на базовых кафедрах. Они погружены в науку или процесс производства, поэтому студенты с удовольствием идут к ним заниматься научной и практической работой.

В вузе преподают и совсем молодые, наши выпускники. К сожалению, сегодня социальный статус научного работника, педагога высшей школы низок. Доктор наук, профессор получает малые деньги по сравнению с тем, что должен получать и получал раньше. Ученый, опора общества раньше был героем литературы и кино. В 1950–70-х годах стране были нужны научные достижения и прежде всего – в военной сфере, например – атомная и водородная бомбы, новые виды вооружений. Требовались серьезные результаты фундаментальных исследований, развитие технических наук. Руководство страны это понимало. Ученым подняли зарплату, их поставили на пьедестал. Сегодня профессор – маргинал. Сегодня другие герои. Это влияет на формирование отношения молодых к науке.

Негативная тенденция постепенно переламывается: увеличивается конкурс в технические вузы, приходят более сильные абитуриенты. За время обучения некоторые понимают, что неплохо было бы заниматься наукой и преподавать. Например, в МИРЭА преподает семейная пара – наши выпускники Роговы. Они выделялись еще в студенческие годы. Сегодня Игорь Рогов – ответственный секретарь приемной комиссии. Его жена Вера Рогова – руководитель отдела маркетинговых услуг. Оба ведут занятия со студентами. Связь времен не должна прерываться ни в коем случае.

– Когда ребята начинают понимать, чем хотят заниматься?

МИРЭА– Работаем с десятками московских школ. Бывает, имеем дело со старшеклассником, который уже знает, чего хочет. А есть случаи, когда и четверокурсник – абсолютный «ноль», от которого ничего не добьешься. Обычно определяются примерно к концу третьего курса, когда начинается серьезное погружение в специальные дисциплины. В это время студенты полностью окунаются в учебный процесс, понимают, их ли это направление. Есть возможность перейти на другую специальность. Стараемся понять, чем это вызвано, – случайная блажь, или человек осознанно хочет чего-то определенного. Пытаемся для каждого студента выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, если, конечно, он этого хочет и готов трудиться.

Наш вуз целиком погружен в сферу интеллектуальных технологий. Триада «вуз – базовая кафедра – базовое предприятие» дает теснейший контакт с передовыми в своих отраслях предприятиями. Это компьютерные технологии разного рода – софт, конструирование вычислительных машин спецназначения. Это и все направления радиотехники, электроники. В последнее время занимаемся еще и бизнес-информатикой, вопросами экономики. Имея такую образовательную, научную базу плюс партнерские предприятия, даем возможность студентам освоить все, что они хотят и могут взять от самых лучших специалистов в этих направлениях в нашей стране.

Если студенту интересно учиться, все идет хорошо. Активные, пассионарные, желающие работать молодые люди находят достойного руководителя, успешно вписываются в процессы, происходящие на предприятии, в вузе. МИРЭА дает широкие возможности для самореализации. Но, бывает, человека учеба и выбранное направление не интересуют. Он без увлечения ходит на базовое предприятие, никому не принося пользы. В суете вынужденного выполнения пунктов учебного плана тихо заканчивает вуз с удовлетворительными оценками по всем предметам.

Поэтому в процессе обучения, особенно вначале, мы даем каждому возможность профессионально определиться. С первого курса лучшие специалисты читают «Введение в специальность». Это позволяет получить начальную ориентацию в избранном направлении. После первого курса помогает найти себя практика. Многое студент может сделать в лабораториях, конструкторских бюро.

– У вас в университете 16 студенческих лабораторий, 4 конструкторских бюро, технопарк...

– Пример саморегулируемого студенческого коллектива – студенческая лаборатория на факультете радиотехнических и телекоммуникационных систем. Конечно, у нее есть руководители, но молодые люди многое сами придумывают и выбирают для себя при условии некоторой помощи со стороны администрации. Предоставляем им рабочие места, остальное они делают сами.

– Расскажите, пожалуйста, о научной работе студентов в вузе.

– Каждый год наш коллектив преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов осваивает по хоздоговорам или научным грантам и проектам более полумиллиарда рублей. Это не только научно-исследовательская работа или создание опытных образцов, но и выпуск реальной продукции, например, в сфере государственного оборонного заказа. Благодаря широкому выбору тем у активных студентов и аспирантов есть возможность принять участие в таких работах, что формирует будущих специалистов.

На мой взгляд, надо учиться самому находить и получать необходимые знания. Когда студент работает над проектом, это получается само собой. Порой яркие, талантливые люди по разным причинам не могут вписаться в коллектив. У нас студенты учатся выполнять работу в команде. Например, есть проектное задание. Ты должен в конечном счете в своем коллективе выполнить то, что поручено именно тебе. Ребята начинают понимать, как взаимодействуют люди в процессе выполнения задания.

Наша молодежь участвует в конкурсах Минобрнауки РФ и РФФИ на получение научных грантов, в работе научно-образовательных центров, центров коллективного пользования. Это помогает и вузу выигрывать проекты, и ребятам делать что-то полезное и учиться. Когда такой человек поработает два-три года в студенческой лаборатории или над проектами во взрослом коллективе, – это совсем другое дело, другая личность.

Хороший студент – самостоятельный, мыслящий, с активной жизненной позицией, прекрасными отметками, ясным пониманием того, что делать дальше, не безразличный ко всему окружающему. Он хочет знать больше, успеть больше, осваивать новое и вносить вклад в развитие этого нового, изучать, делать что-то. Наша задача – воспитать творческого человека.

– Даже в технической сфере?

– Конечно! А чем отличается поэтическая сфера от технической? Ничем!

– Вы – вдохновитель и организатор Межвузовского литературного форума имени Николая Гумилева «Осиянное Слово» и член Национального союза библиофилов...

– Мне это интересно, я всегда этим занимался. Если говорить о Национальном союзе библиофилов, собираю старые книги по русской истории, русских поэтов от второй половины XIX века и до наших дней. Интересны издания по русской идеалистической религиозной философии, в которой наши ученые сделали очень много. Это пласт истории, науки, еще не до конца освоенный обществом. Собираю первые издания российских ученых – от Ломоносова до нашего времени.

– Кто из них является для Вас самым значимым?

– У нас прекрасные математические, физические школы. Таких личностей десятки. Среди них – Ломоносов, ученые-иностранцы, появившиеся в России в XVIII веке, внесшие вклад в развитие мировой и русской науки и образования. Меня интересуют их публикации в России. В XIX веке постепенно развивались русские научные школы. Яркие представители – Дмитрий Менделеев, Николай Пирогов, Василий Петров, первым наблюдавший электрическую дугу. Работы ученых заставляют задуматься о процессе их творчества, о протекании физических явлений, ими описываемых. В XX веке в стране создали условия для развития естественных наук. Это породило большое количество замечательных математиков, физиков. Среди них Лев Ландау, Виталий Гинзбург, Николай Боголюбов и очень многие другие. Наши ученые-компьютерщики внесли значительный вклад в развитие мировых направлений. Потом – спад. Интересно читать работы ученых в оригинале. Мы часто обсуждали это с моим старшим товарищем и вторым научным руководителем, одним из ближайших учеников Гинзбурга, Аркадием Петровичем Леванюком. Довелось много работать вместе.

– Ректорство – возможность реализовать свои идеи в образовании.

– Сегодня для человека, желающего что-то реализовать, открыто все. В этом смысле у меня, может быть, больше административных возможностей. 7 февраля исполнилось 40 лет моей работы в МИРЭА. Вся моя жизнь связана с этим вузом. Мне небезразлично, что здесь происходит. В 1985 году меня назначили деканом факультета электроники. Как у любого нормального человека, у меня было желание развивать факультет. Возраст прежнего, создавшего вуз ректора, академика Николая Евтихиева постепенно естественным путем увеличивался. Я был деканом факультета до 1998 года. Потом меня выбрали ректором. Было много идей, интересно было пробовать себя на новом уровне, когда открываются новые возможности. Университет был построен в 1970-е годы военными строителями с серьезными отклонениями от проекта, с дефектами и нарушениями. Все надо было исправлять. Хозяйственной деятельности были посвящены годы, к сожалению! Из-за этого многое в научном плане не было сделано. С другой стороны, мы смогли спасти вуз и вывести его на новый виток развития.

– В чем заключается работа ректора МИРЭА сегодня?

– Задачи не меняются. Занимаемся модернизацией образования, то есть повышением его качества. К сожалению, не все можем сделать, потому что у нас последний этап – высшая школа. Снижается в среднем качество подготовки школьников. Не мыслю, чтобы образовательный процесс в высшей школе шел в отрыве от научного или технологического, если мы готовим инженеров-производственников. В разумном сочетании всего этого и в поиске возможностей развития научных исследований и заключается сегодня моя жизнь.

– У Вас как у ректора есть специальные приемные часы для студентов?

– Да, конечно. Мне это помогает иметь обратную связь со студентами. Могу чувствовать, что происходит в среде молодежи. Знаете, есть разные студенты. Иногда бывают совершенно необоснованные жалобы. Разобравшись, пытаемся объяснить человеку, что и как. Бывают интересные визиты с важными для вуза предложениями, на основе которых мы даже строим планы на будущее, проекты. Регулярно проходят встречи со студенческим активом. Прислушиваемся к тому, что говорят студенты. Некоторые предложения идут дальше, чем все мысли администрации. Мы им всегда говорим за это спасибо. Вообще не представляю себе, как может руководитель вуза не принимать студентов. Для меня это просто стиль жизни.

– Какими Вы видите современных молодых людей?

– Не представляю цивилизованного специалиста без мира культуры. У молодого человека должна быть душа. Он должен воспринимать чужие проблемы столь же серьезно, как и собственные, помогать людям, где-то идти на компромиссы, но при этом до конца отстаивать свои жизненные ценности в любых ситуациях. Если есть толерантность, культура, знания, желание работать в своей сфере, человек добьется успеха.

Специально для Вашего журнала хочу сказать, что в молодости читал «Студенческий меридиан» с первого номера, и, будучи командиром и комиссаром студенческих строительных отрядов, активно распространял и пропагандировал его в разных регионах Советского Союза.

Беседу вела Александра РАКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива