Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 12, 2004

Александр Васильев: Денди ХХI века

Лукавый взгляд и загадочная улыбка чеширского кота. Огромный летящий шарф поверх дорогого костюма. «Маэстро», - говорит о нем его визитная карточка. А журналисты без устали тасуют факты о его легендарной коллекции старинной одежды и аксессуаров, оформлении спектаклей в разных странах мира, книгах «Красота в изгнании» и «Русская мода. 100 лет в фотографии». С историком моды Александром Васильевым нам довелось увидеться на соцфаке МГУ, где он набирал курс на двухгодичную магистерскую программу «Менеджмент и теория моды».

«Какая очаровательная натуральная блондинка! Нет-нет, волноваться буду я, а вы начинайте отвечать!» С будущими учениками Васильев - сама любезность. И кажется, о таком экзаменаторе можно только мечтать. Впрочем, и молодые люди, пришедшие к нему на собеседование, не промах. «Мы виделись с вами на прошлой неделе на показе Celine!» - радостно объявляет преподу юноша - ассистент отдела моды в журнале «Mary Clare». «Я побывала на вашей лекции и поняла, что общаюсь с клиентами неправильно», - признается девушка - дизайнер интерьеров из Чебоксар. Конечно, в аудитории, где к нашему приходу собралось около 15 человек, не у всех за спиной опыт работы. Зато абсолютно каждый горел желанием ощущать себя в мире моды, как рыба в воде, и при этом обязательно учиться у Александра Васильева. Профессионализм, помноженный на обаяние, - поистине взрывоопасная смесь. «На модном показе в Пятигорске моя подружка смотрела только на вас, она в вас влюблена», - сообщала симпатичная девушка маэстро. «О, я ей передам через вас автограф на визитной карточке, - радостно сообщал Васильев. - Как ее зовут? Мадина? Это прекрасно!»

«Правда ли, что студентки дарят вам экзотические цветы и шампанское, часто без повода, а еще забрасывают вас любовными записками?» - шепчу я, пока по проходу идет очередная соискательница. Александр кивает. «И как вы реагируете на эти послания?» - «К каждому из них подход индивидуальный», - улыбается он и разворачивается к девушке, которая оказывается моделью Red stars. Больше отвлекать экзаменатора я не решаюсь и терпеливо жду окончания собеседования для того, чтобы начать интервью. А пока вспоминаю все то, что знаю об этом человеке.

Глядя на светского льва, очаровывающего аудиторию, трудно подумать, что в детстве Сашу Васильева называли помоечником. А все из-за его страсти к коллекционированию: первые предметы для своего в будущем известнейшего собрания мальчик находил в мусорных баках на родной Пречистенке. Разглядеть красоту там, где ее меньше всего ожидали увидеть другие, и вернуть ей первозданный вид было его страстью. Выброшенные родственниками умерших старушек ткани, перчатки, шарфики бережно стирались и заштопывались, веера - подклеивались. Потом школьник догадался расклеивать объявления о покупке подобных вещей, которые пожилые люди охотно сбывали ему за два-три рубля.

После учебы на постановочном факультете в Школе-студии МХАТ Васильев уехал в Париж - покорять центр мировой моды, в которой Александр к тому времени уже неплохо разбирался. Его наставниками в этом городе стали мирискуссники - Ростислав Добужинский, Дмитрий Бушен, Эрте. А еще молодой человек свел знакомство с оставшимися в живых красавицами-аристократками, эмигрировавшими во Францию после революции. Возникла идея книги «Красота в изгнании», факты для которой Васильев собирал во многих странах. Его коллекция росла, и лучшие галереи мира стали считать за честь выставить у себя отдельные ее экспонаты. Александр занялся оформлением балетных и оперных спектаклей. Постановки, в которых он принимал участие, шли в 19 странах мира. Консультировать по вопросам моды, создавать костюмы для фильмов Васильева стали приглашать кинематографисты. А потом этот человек захотел, чтобы его идеи жили не только на сцене, и создал в Москве свою дизайн-студию по оформлению интерьеров… Поток всех этих мыслей поневоле рождал вопросы.

- Вы такой занятой человек, что побудило заняться преподаванием?

- Хорошая наследственность. Моя бабушка была учительницей гимназии, мама - профессором и преподавателем в Школе-студии МХАТ на кафедре сценической речи. Я сам начал читать курс по истории мебели, интерьера и костюма для режиссеров провинциальных театров, когда мне было всего двадцать лет. От Всероссийского театрального общества ездил в такие города, как Комсомольск-на-Амуре, Нефтеюганск, Тюмень... А уже потом со своими лекциями побывал не только в России, но и в 17 странах, я выступал на четырех языках. Венцом педагогической деятельности считаю преподавание в МГУ, где сам сейчас защищаю диссертацию по моей первой книге «Красота в изгнании».

- Вам нравится, как одеваются ваши студентки на соцфаке?

- Среди них мало молоденьких, часто они уже в возрасте за 30, могут себе позволить шиншилловую шубу, соболье манто, словом, шикуют, вечно между собой конкурируют. Впрочем, в МГУ публика элитарная, а всего слушателей 35. В Питере, к примеру, у меня более демократичная аудитория. Около 300 молодых людей каждую осень слушают там мои лекции на ежесезонной ярмарке «Ленэкспо».

Каждый студент, который ко мне приходит, независимо от материального положения, считает себя модником и старается одеваться стильно. Если я читаю лекцию о тенденциях моды на новый сезон и говорю, предположим, что сейчас актуален розовый цвет, знаю: завтра все мои ученики постараются прийти в одежде этого оттенка.

- Можно ли выделить определенные тенденции в студенческой моде?

- Сейчас не одеваются одинаково во всех вузах, очень многое зависит от величины кошелька учащихся или их родителей. Но существует масса людей без средств, которые следят за модой и как-то выкручиваются. У студентов есть молодость, которую не купишь ни за какие деньги, она позволяет прекрасно выглядеть даже в самых простых вещах, этому немало способствуют хорошая кожа и фигура.

- Как вы считаете, правомерно ли понятие «молодежная культура»?

- Конечно, ведь у каждого поколения есть любимые словечки, музыка, еда, танцы, выражения.

- То есть молодежная культура - это культура поколения?

- Правильно. Вообще, молодежная культура интернациональна. Плохо то, что многие люди далеки от «бульона» мировой культуры и не видят ничего дальше собственного окружения, телевизора, афиш. Но есть очень много студентов-интеллектуалов, которые внимательно следят за тем, что происходит и в России, но и за рубежом. Так делал и я, когда учился сначала на постановочном факультете Школы-студии МХАТ на отделении театральной декорации и костюма, а затем - в школе Лувра на отделении дизайна интерьеров больших дворцов.

- Как вы относитесь к понятию «разрушающая красота»?

- К сожалению, сейчас оно актуально. Мы живем в эпоху религиозных войн, и через СМИ нам постоянно показывают террористов и результаты их террора. Нельзя сказать, что дети не красивы, а по телевизору мы видим малышей в крови или мертвыми. Лицо чеченки-камикадзе может быть прекрасно, но эта женщина все равно остается убийцей.

- Значит, идея о том, что красота спасет мир, неправомерна?

- Если бы я так считал, то не выбрал бы ту профессию, которой сейчас занимаюсь. На мой взгляд, эстетическое образование еще сыграет свою роль в событиях мирового масштаба.

- Но ведь и среди военачальников Гитлера многие люди тоже были эстетически образованы…

- На это, к сожалению, нечего возразить. Хотя, если хорошенько подумать, действия нашей страны в тот период истории тоже нельзя назвать идеальными. Мы никогда не думали, а красивы ли были Берлин, Франкфурт или Кельн до того, как мы их разбомбили. Точно так же и сейчас никто не размышляет об эстетических достоинствах Белграда или Багдада и о том, не сломают ли люди в форме что-нибудь в их музеях. Мы стали очень циничны, и уже не думаем ни о красоте, ни об истории. Посмотрите на Москву, разве можно сказать, что это красивый город? Уродина!

- Это вы о современной архитектуре?

- Конечно…

- А каков ваш любимый стиль в этом направлении искусства?

- Мне нравится гармония. Все стили прекрасны, но очень важно соблюдение пропорций и сочетание зданий с городским ландшафтом.

- Ваш любимый город мира?

- Рим. Считаю, что это предел совершенства человеческого гения. Самый красивый город России, без сомнения, Петербург, жаль только, что он в таком запущенном состоянии.

- В связи с тем, что в нашей стране в последнее время много всего строится, сейчас стала очень модной профессия дизайнер интерьера. И вы в своей частной школе в Вильнюсе говорите с учениками не только о стиле или истории костюма, но и об искусстве оформления интерьера. Не считаете ли вы, что рынок уже переполнен молодыми специалистами этой профессии?

- Да, есть такая тенденция. К тому же жизнь дизайнеров интерьера довольно сложна. Я всегда советую своим слушателям хорошенько подумать, готовы ли они посвятить себя этой профессии, ведь она подразумевает не только самовыражение, но и каприз клиента. Я знаю это на опыте работы своей дизайн-студии. У всех людей разные темперамент, вкус и представление о прекрасном: один любит антиквариат, другой его презирает и никогда не будет использовать «б/у», кому-то нравится позолота, а некоторые признают только никель. Очень трудно найти клиентов, желания которых зазвучали бы с вашими в унисон. Я, например, чаще сталкиваюсь с заказчиками, которых надо обучать, здесь очень полезны мои педагогические навыки.

Вообще в жизни следует делать только то, что нравится. Если работа не приносит удовольствия, я советую сразу ее бросить. Ужасно, когда человек заканчивает школу и не знает, в какой вуз поступить. Для меня в свое время этот вопрос не стоял - я вырос в театральной среде и с детства определил, кем хочу стать. Наверное, каждого ребенка надо готовить к профессиональной деятельности с раннего возраста.

В России хорошее образование, еще не такое дорогое, как на Западе, и мы им очень гордимся. Так говорят и богатые люди, которые управляют нашей страной, но тем не менее своих детей устраивают в школы и вузы Англии или Швейцарии. Думаю, это потому, что в нашей системе образования есть определенные пробелы, и связаны они с современным ритмом жизни. Чему у нас учат меньше и хуже всего, так это менеджменту производства, то есть возможности организовать деловой процесс. А это, между прочим, сейчас самое перспективное направление деятельности в России.

Еще меня огорчает, что у нас в стране так мало уделяют внимания иностранным языкам. Россия уже открыла двери всему миру, а людей, знающих три языка, в отечестве ничтожно мало.

- Насколько я понимаю, вы говорите не только как педагог, но и как работодатель?..

- Я бы взял в свою дизайн-студию молодых людей сначала на стажировку, а потом и насовсем. Мне нужны профессиональные чертежники с высшим образованием, а также люди, хорошо знающие стили мебели и интерьера. При этом обязательно, чтобы соискатели «держали марку», то есть хорошо одевались (не в смысле дорого, а в смысле стильно), обладали широким кругозором, знанием языков и жизни за границей.

- Что вы подразумеваете под «знанием жизни за границей»?

- Побывать где-то, увидеть другую страну своими глазами - это очень важно. Мы часто работаем с обеспеченными клиентами, и наши сотрудники не должны выглядеть в их глазах деревенскими увальнями.

- Подобных ситуаций боятся студенты, приезжающие в Москву из других городов. Подскажите, как преодолеть комплекс провинциализма?

- Самое уязвимое у людей с периферии, как правило, нечистая русская речь, неверные акценты и обороты. Добиться возвращения правильной речи трудно, потому что и по радио, и по телевидению говорят неверно. Я могу посоветовать только смотреть больше старых кинофильмов и читать классику - Достоевского, Толстого, Чехова. Нужно расширять словарный запас и знать, что в русском языке есть эквиваленты почти всех иностранных слов, не вставлять в свою речь междометия «ну», «как бы», «вроде». А еще - побольше ходить в музеи и поменьше - в пивные.

Анна ЧЕПУРНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива