Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 02, 2012

Сезанн обновляет натюрморт

Когда Сезанн рисует, яблоко больше чем яблоко. Его работа над формами и цветом повлияла на великие художественные течения ХХ века.

Натюрморт в корзине
Примерно 1888 г. Масло на холсте 65х81 см, музей Орсэ в Париже.
У картины есть другое название «Кухонный стол». Сезанн открывает новую эпоху: он пробует движущиеся композиции, которые помещают зрителя в центр картины.

– Яблоки Сезанна доставлены издалека! – заявил однажды художник, объясняя свою страсть к натюрморту. В 1852 году он был интерном в коллеже Бурбон в Экс-ан-Провансе. Как-то в рекреационном дворе он увидел мальчишку, которого били. Это был юный Золя. Сезанну недавно исполнилось 15 лет, и он пришел на помощь: «Я помню выволочку, которую мне устроил весь двор, потому что я не мог сдержаться и не поговорить с ним. На следующий день он приволок огромную корзину яблок». Яблоко вошло в мою жизнь. Позже, уверившись в своем предназначении, он писал: «Я удивлю Париж яблоком!» И выиграл пари. Сегодня Сезанна считают отцом современного искусства.

1. На столе – яблоки, груши, айва и один лимон. С 1890 по 1900 годы Сезанн превращает фрукты в основную тему своего творчества. Этот кухонный стол является частью серии, выполненной им в это десятилетие. В тишине мастерской он обновляет искусство натюрморта – традиционный жанр легко поддается исследованиям, которые он ведет по геометрии объемов и формам. «Послушайте, то, чего я пока не смог достичь и чувствую, что никогда не достигну в лице, в портрете, я, быть может, коснулся в этих натюрмортах. Я полностью вжился в объект. Я копирую... Вот этот, например. Я работал над ним несколько месяцев. Плач, смех, скрежет зубовный», – писал он критику Иоахиму Гаске.

2. Обратите внимание: вверху слева – палитра художника. Мы находимся в его мастерской, в привычном для него месте. От одной картины к другой мы узнаем одни и те же аксессуары: стул, корзина, белая скатерть, кувшины и горшки с цветочным мотивом... Сезанн всегда рисует на одну и ту же тему. Он проводит долгие дни, годы, вглядываясь в сюжет, ходит вокруг него. В 1906 году он пишет: «...один и тот же сюжет под иным углом зрения является темой изучения мощной притягательной силы. Он так разнообразен, что мне верится, я могу заниматься им месяцы, не меняя места и наклоняя голову то влево, то вправо». Из общего количества произведений мы видим сто двадцать купаний, шестьдесят видов Эстака и около двухсот натюрмортов, не считая бесчисленных «Гор Сент-Виктуар». Не важна тема, интересующая художника, главное – живопись.

3. Рассмотрите внимательно кухонный стол. Левый край не на той же высоте, что правый. И это не всё. Корзина грозит свалиться, спинка правого стула диспропорциональна, пол наклонен, лимон вот-вот выпадет из рамки. Нет сомнения – эта композиция нестабильна и подвижна. Ее хрупкое равновесие покоится на беспорядке, обрушении. И это придает динамику картине. Скатерть и белая тряпка усиливают эффект всеобщего хаоса. Видя такую необычную пространственную композицию, некоторые издеваются над его неумением, подозревая даже, что он не умеет рисовать. Другие наоборот быстро обнаруживают гения.

4. Поглядите на низ корзины с фруктами. Он нарисован при взгляде слева. А теперь переведите глаза на ручку. Она нарисована при взгляде справа. Две разных точки зрения на один и тот же предмет! Это – великая находка художника, который рвет с правилами линейной перспективы Ренессанса. Там, где классическая перспектива предлагает единственную точку зрения – взгляд неподвижного зрителя, стоящего перед картиной, – живопись Сезанна предлагает точку зрения движущегося зрителя, находящегося в середине, а не напротив изображения. Чтобы показать нам свои фрукты, Сезанн без колебания искажает пространство, шельмует с углами зрения. И предметы словно движутся навстречу зрителю, а не наоборот. Результат: наш взгляд гуляет по картине, останавливаясь на различных местах.

5. Оцените чувственность, исходящую от этих фруктов! Возникает желание их потрогать. Некоторые даже видели в этом выражение эротических фантазмов Сезанна. А ведь они едва намечены. Простые круги. Ибо художника прежде всего интересует ощущение от фрукта, а не точное его воспроизведение. Ощущение, которое можно получить, коснувшись его. «Мы видим глубину, бархатистость, мягкость, твердость предметов, их запах», – объясняет Сезанн. Его формы сведены к главному: «формам-краскам», которые обеспечивают «цветовое ощущение». Отметьте гармонию оранжевого и желтых цветов. «Выделяя мясистые мазки кожи сочного персика, печаль старого яблока, я вижу отражения их любви к солнцу, одно и то же воспоминание о росе». Ибо для Сезанна главное – соотношение красок: именно от них проистекает образ. «Рисунок должен подчиняться цвету, если вы хотите, чтобы мир был передан в его объеме», – писал он. Мэтр порвал с классикой; начался марш современного искусства.

Великий вдохновитель

Если картина и похожа на полотно из семейства Сезанна, этот натюрморт Жоржа Брака («Компотница») был нарисован тридцать лет спустя. Освободив пространство и формы, Сезанн открыл возможность великих художественных революций ХХ века: фовизма и кубизма. Брак, Дюфи, Матисс стали наследниками. Разбогатев, Пикассо купил несколько полотен Сезанна. Через полтора века увлечение провансальским художником не уменьшается. В 2007 году «Натюрморт с зеленой дыней» взлетел до 25,5 миллионов долларов.

1839 – родился 19 января, отец был шляпником, потом банкиром.

1852–1858 – завязывает дружбу с Эмилем Золя.

1869 – встречает Гортенизию Фикэ, которая становится его моделью и спутницей жизни. В 1872 году у них рождается сын.

1873 – принимает участие в нескольких выставках импрессионистов.

1882 – допущен в Салон единственный раз за свою карьеру, его творчество плохо принято. При жизни его произведения редко показывали публике.

1886 – После публикации романа «Творчество», где Эмиль Золя оскорбил своего друга, Сезанн рвет с бывшим товарищем.

1895 – Из Экс-ан-Прованса Сезанн уезжает на гору Сент-Виктуар и покупает хижину в карьере Бибемус.

1895 – Первая ретроспектива у его торговца Амбруаза Воллара.

1905 – Выставляет свои произведения в осеннем Салоне.

1906 – умирает от пневмонии 22 октября в Экс-ан-Провансе.

Подготовила Анастасия ГРИГОРЬЕВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива