Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 02, 2012

МИИГАиК: Я б в конструкторы пошел...

В Московском государственном университете геодезии и картографии (МИИГАиК) собрались для серьезного разговора студенты. Насколько важны и востребованы сегодня их будущие профессии? Современные требования к выпускникам меняются. Каких знаний и навыков может не хватать молодому человеку? И как их получить? На факультете оптико-информационных систем и технологий (ФОИСТ) ищут пути оптимизации учебного процесса.

Все начинается с разработчиков

Вот что рассказал заведующий кафедрой проектирования оптических приборов, кандидат технических наук, профессор Юрий Борисович Парвулюсов:

– История свидетельствует: судьба большинства открытий и научно-технических идей в конечном итоге находится в руках конструктора. От его знаний, опыта и мастерства зависит практическая реализация достижений науки и техники. Неслучайно руководителей различных направлений космической техники называли Главными конструкторами.

– Не зря о работе конструктора говорят, что она творческая...

– Конечно, она носит творческий, интеллектуальный характер. Зачастую крупные открытия в науке проистекали из выдающихся конструкторских решений. Конструктор становился одним из соавторов этих открытий. Это относится и к разработчикам оптической техники, чьи мысли, идеи, решения находят реальное воплощение в соответствующих приборах, системах, установках.

С начала существования нашего факультета подготовка специалистов-оптиков имела конструкторскую направленность. Многие наши выпускники стали руководителями конструкторских бюро, отделов, подразделений ведущих предприятий и организаций оптической промышленности.

Во время Великой Отечественной войны благодаря выпускникам факультета в Свердловске, Новосибирске, Казани на эвакуированных оптических заводах было в рекордные сроки налажено производство оптических приборов для нужд Красной Армии – прицелов, дальномеров, приборов разведки и других.

Сохраняем уровень подготовки

– Как в этой сфере обстоят дела сегодня? Что интересного и нового происходит на факультете?

– Оптические приборы и системы – это устройства, блоки, узлы и элементы, основанные на различных физических принципах. Оптик-конструктор должен хорошо знать их свойства и особенности. Наша специальность относится к числу наукоемких. Учебный план очень насыщенный. Помимо фундаментальных дисциплин студенты изучают инженерную и компьютерную графику, материаловедение, теорию машин и механизмов, сопротивление материалов, геометрическую, физическую и прикладную оптику, электронику, вычислительную технику, технологию оптического производства, метрологию и стандартизацию, детали приборов и основы конструирования, эргономику и дизайн, лазерные приборы и системы, оптико-электронные приборы и системы, проектирование оптико-электронных приборов, есть спецпредметы.

При переходе на двухуровневое образование втиснуть в четыре года обучения весь объем знаний, умений и навыков, которые студенты получали прежде, невозможно. Запросы работодателей и потребителей требуют сохранить традиционную направленность и сложившуюся за десятилетия школу подготовки оптиков. Без высококвалифицированных конструкторов-разработчиков современной техники любая отрасль деградирует.

Большинство студентов, особенно старшекурсников, понимают важность и перспективность будущей профессии, учатся с интересом и в процессе обучения начинают работать на профильных предприятиях. Этому способствуют все более тесные связи с производственными и научными организациями. От них поступает много приглашений нашим студентам и выпускникам прошлых лет.

Чтобы при сокращении сроков обучения не утерять высокого уровня, которому всегда отвечали наши выпускники, педагогический коллектив факультета работает над оптимизацией учебного процесса. Студенты тоже неравнодушны к судьбе будущей профессии. Они часто приходят с интересными предложениями, которые потом перерастают в целые проекты.

Проект «Кречет»

Третьекурсник Николай Гаврюшин – о своем детище:

– В рамках проекта занимаемся разработками в области аэрофотосъемки и оптических электронных систем для ведения метрических съемок с беспилотных носителей. Это применяется в основном на гражданке для получения крупномасштабной картографической оперативной информации.

В России и мире многие фирмы делают беспилотники. Но практически отсутствует сегмент малогабаритных оптико-электронных систем для них. Над созданием таких систем мы и работаем. Приглашаем студентов своего факультета участвовать в этом проекте. Под него есть финансирование. В 2011 году стали дважды лауреатами премии Президента РФ, получаем гранты. На инновационном мероприятии в Технопарке «Саров» проект занял первое место. У нас есть современное оборудование. Но мы не замахиваемся на серийное производство. Наша задача – анкетирование опытных образцов. Сам я – специалист в области аэрофотогеодезии. Занимаемся планированием аэрофотосъемочных работ.

– Как вы начали над этим работать?

– Этой темой занимаюсь восемь лет. Начинал с авиамодельного спорта в школе, был серебряным призером на этапе Кубка мира. Потом два года работал в МАИ, учился там на факультете аэродинамики. Но перешел в МИИГАиК и сразу предложил организовать проект «Кречет».

Почему активно приглашаем ребят с факультета? Сложно только своими силами решать непростые конструкторские задачи. Обучаем работе в системах автоматизированного проектирования. Приходят многие. Но по ходу работы возникают сложности. Идет естественный отбор. Некоторые добивают задачи до конечного решения, другие понимают, что это не их дело. Сегодня, например, в проекте работают Андрей Вьюник и Даниил Антонов со второго курса. Они сами пришли в «Кречет». Дальше пусть сами расскажут.

Андрей:
– Думал – может, смогу быть полезным. Вначале был шокирован – ничего не понимал из того, что говорит Николай, такое огромное количество незнакомых терминов. Пришлось на несколько дней погрузиться в интернет. Сейчас могу разговаривать на этом языке и понимать его.

В «Кречете» можно практиковаться на современном оборудовании. Сижу за компьютером: нарисовал деталь, загрузил в станок программу, вставил заготовку – и через пару часов держу в руках готовую деталь. Сначала делаем матрицу из прессованного картона. Обрабатываем, зачищаем, готовая подготовленную форму заливаем специальной смолой. Дальше – второй процесс обработки на станке. Получается матрица и форма для детали из пластика или любого другого подходящего материала. Детали сохраняются. Например, корпус для камеры.

Даниил:
– Пришел сюда, заинтересовался. Понял, что перспективно, более чем востребовано в военных и вполне мирных целях.

Для общего развития

Интересных специальностей и направлений на факультете, как оказалось, масса. О каждой будущей профессии ребята рассказывали с горящими глазами, улыбкой, интересом. Чувствовалось, что любят свое дело, хотят привнести в профессию что-то свое.

Студент четвертого курса Александр Погорелов учится по специальности «Лазерная техника, лазерные технологии». Он пришел на нашу встречу в военной защитной форме. В университете есть военная кафедра. Один день в неделю все учебные часы полностью посвящены армейской подготовке. Саша написал рапорт и отправился на разговор с нами.

– Выбирая будущую специальность и вуз технической направленности, хотел найти что-то особенное. У лазерной техники и технологии перспективы, на мой взгляд, большие. Можно заниматься всем – от медицины до космоса. В процессе обучения выяснилось: подготовка пойдет по огромному количеству дисциплин – оптике, лазерной технике, всевозможным источникам, приемникам, конструкторскому делу. Каждый находит что-то свое. Я для себя выбор сделал. Хочу заняться конструкторством. Тут есть простор для творчества. Преподаватели дают такую возможность. Например, Юрий Борисович Парвулюсов преподает «Проектирование оптических приборов».

– О каких конкретно приборах идет речь и где они используются?

– Разработки мы ведем для фотоаппаратов и любых оптических приборов. Хотелось бы что-то интересное, новое сделать. Возможно, собрать прибор, который поможет выйти на достойный уровень в медицине. С трудоустройством проблем не возникает. Возле деканата есть список предприятий, которые жаждут получить наших выпускников. В свободное время читаю учебную, научную литературу – просто для себя. А на художественной полке у меня Акунин и Толкиен. Ходим с однокурсниками на концерты, недавно были на «ДДТ».

– Как удается распланировать время, чтобы все успеть?

– У каждого это ситуативно получается. Кто-то предпочитает учить ночью, кто-то – вечером. Когда успеваем, тогда и спим. Живем в общежитии. Некоторые питаются в столовой. Мы с женой готовим, когда у одного из нас есть время.

Студентка четвертого курса Алиса занимается метрологией, стандартизацией и сертификацией.
– У нас уже была технологическая практика, – говорит она. – Узнали, как деталь «провести в жизнь» с чертежа, как с меньшими затратами времени и финансов ее обработать и на каких приборах. Рабочая практика будет в этом году. У нас фантастический преподавательский состав. Помимо прикладных вещей на лекциях узнаем еще многое. Преподаватели и сами отслеживают, что происходит в нашей профессиональной области: сидят в интернете, читают статьи, и студентам много рассказывают о современном состоянии отрасли.

На последней геодезической практике к нам приезжали с предприятия и показывали самые современные, новейшие модели тахеометров. Это одновременно и прибор для измерения горизонтальных и вертикальных углов Земли, и дальномер. Он только входит в производство. Еще нет налаженной серии. Но для общего развития с нас с ним познакомили. Вообще нам дают знания в различных областях, чтобы мы могли сориентироваться и выбрать свое.

Информация нуждается в защите

Второкурсники Дарья, Артем и Никита отвечали взахлеб, даже перебивая друг друга. Их специальность – организация и технология защиты информации.
– Мы еще не особенно углублялись в специальность. Она на факультете только второй год. Открытия делаются в любой области. Но у нас они нематериальные, а информационные. Мы готовимся разрабатывать новые системы и технологии, новое программное обеспечение. Пока нас обучают тому, что уже разработано. Специализация появится с третьего курса.

– Чувствуете, каких знаний вам не хватает?

– На нашей специальности не хватает приборов, чтобы практиковаться. Хотелось бы узнать и потрогать то, с чем будешь работать.

Другой представитель той же специальности Игорь учится по сокращенной программе. Пришел в университет после киновидеотехнического колледжа. До этого учился и работал в сфере информационных технологий. Именно информационная безопасность Игорю кажется самой перспективной темой. По его мнению, сегодня на всех предприятиях, с которыми он знаком, реализуется в большей или меньшей степени идея защиты информации.

Преподаватель дисциплины «Информационная безопасность» Сергей Владимирович Трофимов считает, что сейчас молодежь понимает, чего хочет. А данное направление имеет логическое развитие в рамках факультета. Оптические системы ориентированы на то, чтобы производить автоматизированный контроль управления допуском на объекты, вопросами аутентификации, идентификации личности, распознавания по образу, сетчатке глаза и т. п. Отдельная область, связанная с предотвращением и мониторингом природных техногенных катастроф, использует оптические системы. И это тоже связано с защитой информации.

Не хватает предприятий

Пятикурсник Константин Дронов затронул вопрос о творчестве в профессии
– У нас есть техническое задание. Исходя из его требований, должны создать прибор или часть прибора – оптическую, механическую систему. Это требует творческой мысли, что и привлекло меня еще при поступлении. Сейчас работаю на кафедре оптико-электронных приборов (руководитель Ирина Павловна Торшина, наш декан). Пишу курсовой проект к диплому «Создание лабораторной установки для исследований источников и приемников». Сам диплом – через год.

Сегодня наша задача – модернизация кафедры. Хотелось бы, чтобы студенты могли через несколько лет работать на новом оборудовании. Сначала собираемся создать чертежи. Со временем, надеемся, это будет изготовлено на лабораторных стендах.

– Где практикуетесь?

– Лаборатории делятся по специализации. Здесь, в оптической лаборатории, в частности, проходил предмет «Оптическое измерение». Знакомились со схемами – как идут лучи в различных системах, производили измерения, закрепляли теоретические навыки практическими. Иногда по профессиональным вопросам приходится советоваться с Ириной Павловной. Бывает, что-то не получается.

– Чего не хватает, чтобы стать конкурентоспособным в профессии?

– Не хватает предприятий нашей отрасли, половина которых закрылась, остальные сократили свои размеры.

Готовят уникумов

Работа в спецлабораториях факультета очень интересна. Воочию мы в этом убедились, на минутку заглянув на практику к профессору Николаю Христофоровичу Голыгину. Аспиранты и студенты выполняли работу по калибровке. Инструменты – редчайший эталонный трехметровый жезл, призма первого разряда, лазерный трекер. Стены в лаборатории толщиной полтора метра, постоянно поддерживается определенная температура, которую фиксируют датчики. Студенты учатся на новейшем оборудовании. Кто-то делает расчеты, другие контролируют через компьютер.

Студент четвертого курса Дмитрий Гапонов и шестикурсник, инженер первой категории Дмитрий Комаров рассказали, что аппаратура используется в космической отрасли. Недавно здесь проходило проверку зеркало, которое потом отправили на систему спутников ГЛОНАСС! Как заметил профессор Голыгин, лишних людей в лаборатории нет. Все студенты и аспиранты уникальны. Их ждет большое будущее.

Александра СТРУНЕЦ

(Окончание в следующем номере)

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива