Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 02, 2012

Nightwish: Разбуди мир, и он пойдет за тобой

«Imaginaerum», седьмой студийный альбом прижизненных классиков финского симфо-металла, по мотивам которого снят и одноименный фильм (он выйдет в начале 2012 года), ознаменовал новый поворот в истории группы. Nightwish заявили о себе здесь как о реальной силе мирового «прогрессивного» рока в самом широком, грандиозном и ярком смысле этого всеобъемлющего термина.

NightwishВыход из спячки

Альбом 2007 года «Dark Passion Play» имел общеевропейский успех, возглавив чарты нескольких стран Европы, включая Германию; серьезный резонанс имело и последовавшее затем мировое турне, по окончании которого музыканты объявили о намерении отправиться в неопределенной продолжительности отпуск. Однако первые сообщения о том, что работа над новой пластинкой уже началась, стали поступать летом 2009-го, когда финский журнал «Soundi» даже огласил предполагаемое название: «Wind Embraced». Вокалистка Анетт Ользон поспешила выступить с опровержением, и тем не менее к концу года подтвердила: отдых хоть и продолжается, а материал следующего альбома подготовлен наполовину.

Количество переходит в качество

В июне 2010-го Nightwish записали демо-пленку, лето провели в деревушке Сави, где без устали репетировали, а в октябре приступили к студийной работе. Сначала клавишник и основной автор Туомас Холопайнен и ударник Юкка Невалайнен, затем гитарист Эмппу Вуоринен и, наконец, в январе басист Марко Хиетала записали каждый свои партии. В феврале в лондонской «Angel Studios» записался оркестр из 53 музыкантов, большинство которых, включая дирижера и аранжировщика Пипа Уильямса, и прежде работали с Nightwish. И лишь в апреле, подлечившись (у нее был перелом ребра) сумела свои партии записать Анетт. 4 июня было объявлено, что пластинка полностью готова. Тут-то и стало ясно, что «приключение в жанре фэнтэзи по пространствам Бертона, Геймана и Дали» (Нил Гейман – британский фантаст, автор романов и комиксов. – Ред.), как определил эту работу ее основной автор Туомас Холопайнен, оказалась произведением крайне неожиданным даже для самих авторов.

История об утратившем связи с реальностью музыканте, в свой последний путь отправляющегося по тропинкам собственного воображения («Не концептуальный альбом в строгом смысле этого слова, но от начала до конца цельное произведение», – как уточнял Юкка Невалайнен), легла в основу одноименного полнометражного фильма, но при этом стала и произведением совершенно самостоятельным. В числе основных влияний автор назвал режиссера Тима Бертона, фантаста, автора романов и комиксов Нила Геймана и живописца Сальвадора Дали. Музыкальные критики, ознакомившись с результатом, добавили к этому списку Эннио Морриконе и Кристи Мура, а кроме того Van Halen и Pantera, Paradise Lost и My Dying Bride. А в связи с заголовком многие припомнили и фильм Терри Гиллиама, в наш прокат вышедший как «Воображариум доктора Парнаса» (2009). Именно отсюда Туомас и заимствовал термин, суть которого – определить «то место, где лечат воображение»; нечто вроде психиатрической лечебницы для больной фантазии.

Тонкости стилистики

NightwishСинглом из альбома вышел «Storytime», тут же возглавивший финские чарты. Холопайнен заметил, что вещь идеально воплотила в себе дух пластинки, потому и стала ее визитной карточкой. Но музыка пластинки необыкновенно эклектична, сочетает в себе неожиданные крайности, и многое в ней вновинку. «I Want My Tears Back» (куда Трой Донокли приглашен в качестве дудочника) – пример простоты и непритязательности. «Scaretale» – полная противоположность: история о детском кошмаре вполне может рассматриваться как ответ «Enter Sandman» «Металлики». Звуковая тяжесть сконцентрирована в «Rest Calm»: это практически дум-метал.

На зеркально обратном полюсе – «The Crow, the Owl and the Dove». «Любопытно, что едва ли не самая попсовая мелодия здесь написана самым главным наши металхелдом», – говорил Холопайнен, имея в виду ее автора, поющего басиста Марко Хиеталу. «Эпической вершиной» возвышается в альбоме тринадцатиминутная «Song of Myself»; это четырехчастная рок-сюита, написанная под влиянием Уолта Уитмена – более того, само стихотворение звучит здесь в течение шести минут. «Ghost River» повествует о дуэли между «дьяволом и Матерью Геей», и это, конечно, апофеоз рок-театральности. «Slow Love Slow», навеяна музыкой 30-х годов и в чем-то созвучна мелодиям Анджело Бадаламенти в «Твин Пикс»... Другими словами, все здесь необычно и не похоже на то, что Nightwish делали прежде.

Туомас на связи

– Итак, с чего все началось и в чем суть эксперимента?

– Летом 2007 года, вскоре после того как «Dark Passion Play» был завершен, когда усталость развеялась и стали появляться мысли о будущем, мне вдруг стало ясно: следующий альбом должен быть качественно иным, отличным от предыдущих. С каждым новым релизом мы поднимались на ступеньку вверх, пришло время перепрыгнуть сразу несколько. И вот я подумал: песни Nightwish – это ведь изначально музыка к фильмам – абстрактным, в реальности не существующим. Почему бы на этот раз не придать идее конкретный смысл?

– Но что возникло сначала: сюжет фильма или песни альбома? Насколько совпадает в смысловом отношении одно с другим?

– История началась с того, что я написал несколько песен, причем в основе каждой из них лежала история о неком фантастическом видении. Захотелось этим картинкам придать визуальность. Должен заметить, что никогда не писал песенных зарисовок на «пустом экране», если можно так выразиться: передо мной каждый раз сначала возникает образ, потом уже вокруг него формируется композиция. Иногда я даже расставляю картины на фортепиано – так и возникали эти наши крошечные саундтреки, в отрыве от собственно фильмов.

– То есть, на этот раз вы сделали дополнительный шаг: несколько микросюжетов решили объединить в общий, кинематографический?

Nightwish– Для начала я просто отнес свои 12 песен-зарисовок Стробе Харью, кинорежиссеру, который уже снимал для нас клипы. Он сказал: отлично, все это прекрасно ложится на видео, могу это сделать, но почему бы не пойти дальше, не снять полнометражный фильм? Это была его идея, мне такое поначалу не пришло в голову. Слегка ошарашенный, я заметил, что хотел бы все-таки сохранить в неприкосновенности эти 12 сюжетов. Отлично, сказал он, мы создадим сюжетную крышу, так что все они войдут под нее. Так появилась идея о старом музыканте, живущем в собственном воображении. Уже первые его заготовки в полной мере меня убедили.

– Похоже, не только концепция и структура альбома сложны, но и сама история замысла...

– Получилась – не музыка к фильму, а фильм к музыке, так что да, это был не совсем обычный процесс. Поначалу я не отдавал себе отчета, насколько окажется сложно воплотить все это в жизнь. Был очень, очень наивен. Пришлось страниц тридцать сценария выбросить – на воплощение самых фантастических сцен банально не нашлось денег. Это было тем более неприятно, что само создание материала далось мне необыкновенно легко, он появился очень быстро. Как бы то ни было, но уже готов и выйдет этой весной фильм «Imaginaerum», где все мы появляемся в эпизодических ролях, а сюжет основывается на темах песен, но не дублирует содержание пластинки в точности.

–Как бы вы в двух словах сформулировали идею альбома и, соответственно, фильма?

– Идея – в соединении двух понятий. О воображении как инструменте созидания. И о жизни как функции человеческого воображения; жизни, которую каждый из нас вправе сделать фантастически красочной и интересной. О жизни-поездке, напоминающей «американские горки», от вершин добра к пропасти зла и обратно.

Nightwish– Что означает заголовок?

– «Imaginarum» в моем представлении – это сфера, в которой воображение и реальность соединяются. Можно провести аналогию: «sanitarium» – место, где лечат разум, «imaginaerum» – своего рода лечебница воображения.

– Но в текстах присутствуют и более общие, абстрактные, возможно даже философские идеи о роли художника в современном мире.

– Что создает художника? Прежде всего – личностная целостность. Необходимо хранить ей верность в любых обстоятельствах. И как живописец, работая над картиной, держит в уме собственные идеи, так и музыкант, работая над произведением, не должен думать о других музыкантах. Необходимо быть предельно честным перед самим собой. В этом смысле нам с самого начала везло, вокруг нас – прекрасные люди, и в записывающей компании, и в менеджменте; никто не говорит нам, какую записывать музыку, как выглядеть, мы всегда делали то, что хотели, я продюсировал все наши альбомы, и всегда за нами оставалось последнее слово.

– Как бы вы охарактеризовали стиль альбома? Многое в нем довольно-таки вычурно, для рока уж очень театральная пластинка.

– Часто говоря о нас, употребляют слово «бомбастик». Мне это надоело. Оркестр, грандиозные аранжировки, мощное звучание – все это средства выражения, чтобы наиболее полно передать чувства. Я читал в обзорах, что гитары у нас похоронены под оркестровками. Нет, я считаю по-прежнему, что мы – метал группа, и рифы важны – но не сами по себе, а опять-таки для той или иной композиции.

Nightwish– В истории о музыканте есть что-то автобиографическое?

– Я заранее попросил сценариста, чтобы он не превратил историю в автобиографию. Но есть там детали, которые наводят на размышления. Главный герой – старый человек, лишившийся рассудка, но некоторые его черты я обнаруживаю в себе!

– Очень интересно и оформление обложки...

– В основе картины все та же идея, что мир – это парк развлечений, наполненный фантастическими вещами, нужно просто вскочить в машинку и отправиться в путешествие. Не бойтесь падений, наслаждайтесь подъемами, и, если хватит храбрости, вы доберетесь до Луны. Мне захотелось передать в оформлении ощущение пустоты и заброшенности: наш мир спит, потому что ждет, что ты придешь и его разбудишь.

Факты

* «Imaginaerum» в Финляндии стал дважды платиновым уже в день выпуска, когда было продано более 50 тысяч экземпляров.

* Мировой тур в поддержку «Imaginaerum» начался 21 января в Лос-Анджелесе. В Европу группа приедет в марте.

* «Альбом срабатывает именно благодаря Анетт. Тарья с ее трубным гласом оказалась бы не к месту, Аннет с ее умением подать вокал в полутонах звучит здесь идеально», – считает рецензент журнала «Metal Hammer».

Владимир ПОЛЯКОВ


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива