Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 01, 2012

Тимирязевка: Сам себе агроном

В Тимирязевке есть свои звезды. Один из известных ученых-селекционеров – научный руководитель многих студентов и аспирантов, директор Селекционной станции имени Н.Н. Тимофеева, кандидат сельскохозяйственных наук Григорий Федорович Монахос. Полученные им семена капустных культур идут в хозяйства, вместе занимающие 20 % всех площадей по России. Это неплохо. Селекция овощных культур поднимается на более высокий уровень. Как рассказывают в Тимирязевке, Григорий Монахос увлечен любимым делом еще со времен аспирантуры. И сегодня он много занимается наукой, проводя в работе каждые выходные.

Одна из его подопечных – пятикурсница Олеся Перунова с увлечением рассказала о своей научно-исследовательской преддипломной практике. На кафедре селекции студентка занимается селекцией томатов черри. Ко времени окончания школы Олеся заметила, что у нее хорошие результаты по биологии и химии. И хотя считала, что агрономы – скучные и серьезные дяденьки в очках, все-таки решилась поступать в МСХА имени К.А. Тимирязева.

Когда выбирали специализацию, Олеся решила, что будет заниматься томатами. На кафедре получила исходные материалы – семена и начала экспериментировать. Однажды, когда скрещивала оранжевые томаты с желтыми, получился неожиданный результат. Возможно, родители помидоров были немного других оттенков. Ожидала, что после селекции появятся оранжевые томаты. А в потомстве появились красные. (Будущий селекционер смеется).

В зимней теплице на делянках возвышались около 600 растений томатов черри, высаженных Олесей, – результат научно-исследовательской практики к ее дипломной работе «Сортоизучение томатов черри в защищенном грунте». Ей пришлось углубленно изучать скрещивание, проводить гибридизацию. Были нужны дополнительные знания. Искала информацию в библиотеке, интернете, ездила на научные конференции, общалась с профессорами в вузе. Помогали научные руководители Григорий Монахос и Юрий Андреев. Педагог – кладезь знаний!

Черри, оказывается, может болеть разными болезнями. Студентка занимается селекцией на выведение устойчивых сортов, да еще с высокой урожайностью и внешне красивых. С томатами, по ее словам, непросто. В отличие от огурцов у них идет непрерывный рост пасынков – ростков между стеблем и пазухой листа. И хотя на других культурах, бывает, что соцветия образуются, кисти, и они потом становятся нужны, черри пасынки не требуются. Вот и приходится время от времени их удалять. Томаты страдают от растрескивания в результате разницы температур или от полива. В теплице осенью – +24°, а летом – и все +50° бывает! Работают трубы с подогревом. Наверху открывают фрамуги для регуляции температуры. Везде стоят градусники.

С дипломной делянки Олеси помидоры на стол не попадут. В течение трех лет она выделяла семена, чтобы потом исследовать томаты на расщепление признаков, скрещивала овощи для изучения урожайности, устойчивости к болезням. Выведенные гибриды будут использовать в селекции для дальнейшего получения желаемого результата.

На участке пятикурсницы есть оранжевые, красные, желтые, розовые, зеленые с геном медленного созревания, черные черри. «Выбираю растения, которые мне нравятся, и в дальнейшем веду селекцию», – объясняет студентка. Скрещивание происходит методом «цветок в цветок». Это трудоемкая работа. Студенты опыляют цветки томатов, перенося пыльцу при помощи пинцета. Приводя в пример сорта, Олеся сравнивает оранжевые томаты сорта Ясик и оранжевые черри Оранж. Симпатичный Ясик, к сожалению, страдает растрескиванием при малейших перепадах температуры. А у устойчивого к разнице температур Оранжа поражаются листья. Тогда как Ясик стоит без заболеваний. Скрещивая их, можно получить растения, которые устойчивы к болезням. Тогда пойдет селекционная работа на выведение полностью устойчивого томата.

Самый лучший – черри Ликопа. Показывая на стебель и плоды, Олеся рассказала, как произошло расщепление признаков: получились томаты и круглой, и удлиненной формы.

Как все происходит с самого начала? В определенные сроки студенты приходят в теплицу. Набивают горшочки торфом, высеивают семена, ждут, когда взойду ростки. Пикируют. После того, как подрастут, – высадка в грунт, подвязка, обрывание пасынков. И так бесконечно. В теплице надо бывать каждый день. Случается, голодные «конкуренты», собирают урожай. Когда томаты вырастают определенного размера, студенты ждут, чтобы они созрели, и обламываем верхушки. При больших перепадах температур цветки или побеги соцветий продолжают рост.

Олеся по ходу разговора залезает на табурет и удаляет лишний побег. Рабочая форма студента в теплице – халат. Его просто с собой взять постирать. Томаты очень красятся. «С утра приходишь, польешь, лишние стебли оборвешь. Надоедают пасынки. Тогда говоришь: «Ну, пожалуйста, растите меньше». Иногда, бывает, слушаются. Хотя, скорее, это зависит от температуры и силы роста», – делится секретами пятикурсница. У нее в теплице – ряды с двумя повторностями. Олеся разбивала количество растений на одинаковое число и через определенный промежуток времени высаживала рядами. Потом сбоку сажала еще растения, наблюдая, как на один и тот же гибрид влияет расположение в зависимости от света, полива. Гибрид Фортэ Марэ студентке прислали для испытаний на урожайность, устойчивость к болезни. После сбора данные будут отправлены по запросу.

После окончания вуза студентка вместе с однокурсницами планирует работать на селекционной станции здесь же в Тимирязевке. Так уже складывается будущий крепкий коллектив. Есть мечта заниматься томатами черри, вывести сорт вкусный, устойчивый к болезни, оптимальный по размеру и цвету.

Еще одна дипломница Григория Монахоса – студентка пятого курса Ирина Яковлева занимается селекцией гибридов белокочанной капусты как раз в открытом грунте. Ее не смущает дождик или холод. Студентке интересно, что здесь нет монотонной работы, не приходится все время сидеть на одном месте. Есть возможность работать с чем-то разным, новым. Ирина предпочитает труд на свежем воздухе и с землей. К тому же у всех студентов есть рабочая одежда, выдают перчатки. Взору открываются опыт дипломницы – шестнадцать рядов капусты. Сажала их в конце мая. Ире необходимо было узнать, как поведет себя капуста в более поздний период. Одни гибриды раннеспелые и к сегодняшнему дню уже растрескались.

Изучая капусту, при помощи штангенциркуля она замеряет диаметр, высоту кочана, размер внутренней кочерыги, диаметр розетки, наружную длину кочерыги, взвешивает овощ. Разрезав ножом кочан, можно посмотреть на поперечный срез. Все это для того, чтобы отобрать кочаны массой 2–3 кг. Вряд ли бы вы стали покупать капусту весом 4–5 кг. Такой овощ чересчур тяжел. Ира изучает гибриды на сопротивляемость гнили, растрескиванию. Методом селекции, гибридизации кочаны отбирают по устойчивости к заболеваниям.

Студенты сами сажают и вручную опыляют капусту, перцы, огурцы. С капустой – работа кропотливая, и нужна большая точность. Соцветие очень большое, достигает полутора метров. Но иногда кто-нибудь из студентов поможет. Капуста – культура двухлетняя. В первый год созревает кочан. На второй год растение вместе с кочерыгой, с корнем убирают в хранилище, а потом весной высаживают снова, и образуется соцветие. В этот-то год и можно производить опыление. Получают семена гибридов. Оказывается, есть капуста раннеспелая, среднеспелая и позднеспелая...

Ира вспоминает о своих впечатлениях от самой первой практики. Пришлось заниматься прямо здесь прополкой. Сначала никто готов к этому не был. Но надо, так надо! А сегодня студентка готовит диплом по теме: «Особенности выращивания среднеспелой капусты». Говорит, что научные руководители Г. Монахос и Ю. Андреев – люди интересные, могут посоветовать прочесть нужную литературу и главное, если надо, лично присутствуют при работе студентов, чтобы поддержать и помочь. Год назад Ирина занималась разведением перцев. Участвовала в научных конференциях, набиралась опыта, проводила дегустации плодов. Были выделены несколько гибридов, которые в дальнейшем, возможно, пойдут в производство. Но после окончания вуза она все же будет заниматься гибридизацией капусты.

Студентка РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева Юлия Андреева работает над выведением гибридов другой культуры – свеклы столовой. Почему выбрала именно этот овощ? – С детства мечтала этим заниматься. Потом в свекле много полезных веществ. Нередко ее употребление в пищу спасает даже от самых страшных заболеваний. Научная работа Юлии проходит под руководством кандидата сельскохозяйственных наук Зинаиды Аверченковой, которая вывела сорт свеклы Двусемянная ТСХА. Студентка продолжает ее работу. Стандартный срок всхожести семян свеклы, пригодной для посадки, составляет пять лет. После окаончания этого времени семена выкидывают, потому что они становятся негодными. Студентка вместе с научным руководителем работают над продлением их всхожести на основе генетики. Сегодня они изучают на всхожесть, энергию прорастания семена, полученные с 2000 года. На пакетиках написан год, название семьи, номер. Юлия рассказывает, как все происходит на практике: «Отсчитываем в нескольких повторностях по пятьдесят семян. Берем чашки Петри, смачиваем фильтровальную бумажку, закладываем семена, накрываем. При определенных условиях они всходят. Через три-четыре дня считаем, сколько из них проросло. Это и называется энергия прорастания. Через семь-восемь дней в зависимости от возраста семян определяем всхожесть. Иногда у пятилетней семьи она составляет около 20-30 %. Это брак. Бывает, что у восьмилетней семьи всхожесть – 80-90 %. Ее и используем для дальнейшей работы». Идет отбор и на обмолот семян. Семенники свеклы очень высокие и большие. Для семеноводства важно довести 60 % семян до зрелости. После их убирают и досушивают в помещении. Бывает так, что семенник начинает осыпаться еще в поле. Идешь и видишь в междурядье ковер из проросших семян. Это большие потери для семеноводства. В результате отбирают только такие семьи, которые трудно обмолачиваются.

Какие еще аспекты культуры интересны? Студентка работает над внешним видом свеклы. Идеальный корнеплод – круглый, правильной формы. Длинные свеклы неудобны в уборке. Их и чистят машины. Корнеплод должен составлять большую часть растения. Много листвы – «минус».

В дальнейшем Юлия хотела бы заниматься выведением гибридов. Сорта получать не так перспективно. К примеру, какой-то сорт посадили – получили семена, их посеяли – и снова получили тот же сорт. И так каждый раз. Любой может это сделать. Грубо говоря, нет авторства. Создатель же гибрида знает особую комбинацию – код того, как он выводил свою культуру. Здесь «авторские права» защищены. Сегодня гибридов свеклы в реестре буквально несколько штук. Поскольку этим начали заниматься недавно, сейчас есть, над чем работать. Например, селекционеры работают над созданием культурой раннего срока созревания.  

Кроме свеклы и других традиционных культур в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева нам показали редкие овощи с невероятными названиями: кивано, паслен гулявниколистный, лагенарию, мелотрию шершавую. Это, оказывается, часть наглядных материалов для ребят на лекциях.

Кроме практики на своей территории Тимирязевка дает студентам посмотреть на работу хозяйств. Вуз сотрудничает с агрономическими фирмами, предприятиями. Для ребят проводят экскурсии – это дает очень много. Университет договаривается с хозяйствами. Они выделяют для экскурсии группы студентов несколько часов, показывая территорию, объясняя специфику работы.

После окончания вуза распределения нет. Но, если выпускник хочет работать по специальности, он может обратиться на кафедру к своему научному руководителю. Есть связи с хозяйствами. На выпускников есть спрос. Вуз проводит ярмарки вакансий. Студенты приходят, знакомятся с будущими работодателями, спрашивают, например: «Возьмете меня? Я через два года окончу вуз». И получают положительный ответ. На каждом факультете есть списки – где и какие специалисты в агрономии в России нужны. Ребята начинают работу бригадирами хозяйственного участка. Тут надо проявить себя. Постепенно дорога ведет к должности главного агронома.

Сегодня Тимирязевка – ведущий аграрный вуз России. Обладает передовыми лабораториями, уникальными коллекциями растений и пород животных. Здесь ведутся научные разработки во всех сферах сельского хозяйства. Имея такой потенциал, вуз может подготовить специалистов высокого класса, если сам студент этого захочет.

Александра РАКОВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива