Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
|||||||||||||||
Рубрики журнала
40 фактов
alma mater
vip-лекция
абитура
адреналин
азбука для двоих
актуально
актуальный разговор
акулы бизнеса
акция
анекдоты
афиша
беседа с ректором
беседы о поэзии
благотворительность
боди-арт
братья по разуму
версия
вечно молодая античность
взгляд в будущее
вопрос на засыпку
встреча
вузы online
галерея
главная тема
год молодежи
год семьи
гражданская смена
гранты
дата
дебют
девушка с обложки
день влюбленных
диалог поколений
для контроля толпы
добрые вести
естественный отбор
живая классика
загадка остается загадкой
закон о молодежи
звезда
звезды
здоровье
идеал
инженер года
инициатива
интернет-бум
инфо
инфонаука
история рока
каникулы
коллеги
компакт-обзор
конкурс
конспекты
контакты
креатив
криминальные истории
ликбез
литературная кухня
личность
личность в истории
личный опыт
любовь и муза
любопытно
мастер-класс
место встречи
многоликая россия
мой учитель
молодая семья
молодая, да ранняя
молодежный проект
молодой, да ранний
молодые, да ранние
монолог
музей
на заметку
на заметку абитуриенту
на злобу дня
нарочно не придумаешь
научные сферы
наш сериал: за кулисами разведки
наша музыка
наши публикации
наши учителя
новости онлайн
новости рока
новые альбомы
новый год
НТТМ-2012
обложка
общество равных возможностей
отстояли москву
официально
память
педотряд
перекличка фестивалей
письма о главном
поп-корнер
портрет
посвящение в студенты
посмотри
постер
поступок
поход в театр
поэзия
праздник
практика
практикум
пресс-тур
приключения
проблема
прогулки по москве
проза
профи
психологический практикум
публицистика
путешествие
рассказ
рассказики
резонанс
репортаж
рсм-фестиваль
с наступающим!
салон
самоуправление
сенсация
след в жизни
со всего света
событие
советы первокурснику
содержание номера
социум
социум
спешите учиться
спорт
стань лидером
страна читателей
страницы жизни
стройотряд
студотряд
судьба
театр художника
техно
традиции
тропинка
тропинка в прошлое
тусовка
увлечение
уроки выживания
фестос
фильмоскоп
фитнес
фоторепортаж
хранители
чарт-топпер
что новенького?
шаг в будущее
экскурс
экспедиция
эксперимент
экспо-наука 2003
экстрим
электронная москва
электронный мир
юбилей
юридическая консультация
юридический практикум
язык нашего единства
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 01, 2012Валерий Корешков: Человек в обстоятельствах!На страницах «Ст.М» идет постоянный разговор практически обо всех направлениях искусства. И это естественно, ведь мы стремимся расширять горизонты познания своих юных собеседников. Вот говорят – сейчас не время поэзии. Мы с этим не согласны. И потому не только ведем рубрику начинающих стихотворцев «Место встречи», но и каждый год проводим для дебютантов поэтический конкурс. В числе искусств не забыта и фотография. Мы представляем мастеров этого искусства, публикуем снимки, которые получаем из вузов, и все же чувствуем, что и на этом направлении можно добиться большей результативности. Приглашая юношей и девушек к сотрудничеству, мы просим, прежде всего, отражать в фотосессиях стремительную вузовскую повседневность. Однако читатели с большей охотой предлагают снимки с курортов и мест отдыха. Причем ребята порой считают, что показная экзотика привлекательней, чем репортаж из общежития, с летней практики или из гущи стройотрядовского котла. Палитра действия и бытия современного человека весьма разнообразна, вот эту широту и хочется увидеть запечатленной студенческим объективом. Классика жанра
В одном из прошлых номеров журнала помещен материал о выставке военных фотографий нашего старшего коллеги Евгения Халдея. Среди тех, кто принял участие в обсуждении работ, был и Валерий Корешков. В ходе разговора касались мы и так называемых постановочных кадров. Только Валерий называл их чуть иначе – срежиссированные. Помню, он тогда воскликнул, разглядывая «Знамя Победы» Евгения Халдея: – Сколько умельцев фотодела снимало знамя! Я разговаривал с Виктором Теминым, который специально – с самолета – зафиксировал победный стяг на куполе горящего рейхстага. Его фотография – документ, а у Халдея – создан образ Победы. По художественному выражению замысел осуществить сумел только он, Евгений Ананьевич. Помогла творческая задумка, режиссура. Когда мы договаривались с Корешковым о беседе, я попросил его обязательно взять для разговора не просто лучшие снимки, но именно с авторской «придумкой». Соглашаясь, Валерий предложил обсудить 12 своих работ. Любо любопытствоВпрочем, начиная разговор с творческим человеком, невозможно избежать разговора об истоках его интереса... Оказалось, что первый фотоаппарат он получил еще школьником: в подарок от своей учительницы за помощь в организации одноклассников на осенних работах на школьном участке.
– Но это был не спонтанный подарок. Она видела меня насквозь. Дело давнее, и я уже говорю не о себе, а о том любознательном подростке, которому все интересно... Творческое любопытство – определяющая черта молодого человека. Мудрая женщина точно распознала мое направление жизни. С этим первым моим аппаратом я дружил многие годы. – А с какими камерами вы начинали свое поприще?.. – Сейчас скажу. Кстати, и комментируя снимки, также буду называть камеру, режим съемки, объектив. Сегодняшних высокоэффективных электронных машин упоминать не буду, они нынешним молодым людям дают огромное превосходство над нами. Но, увы, немногие ребята теперь умеют снимать в ручном режиме, а без этого навыка профессионалом не станешь. Такой фактор надо учитывать, впрочем, о нем, надеюсь, говорят еще на первом занятии в любой фотошколе. Мои первые «фотики» – «Любитель», «Смена», «Зенит», «Искра»... С ними я пришел в большую журналистику. – Ваши фотографии, которые мы сейчас смотрим, отпечатаны в формате 20х30, а читатели увидят их в еще меньшем размере. Назовите их авторский формат? – Практически у всех один и тот же – метр на метр. У двух-трех из них есть увеличение одной стороны до 1,35 м. Но, чтобы по-настоящему рассмотреть фотографию, достаточно ее отпечатать в формате 50х60. Если в твоей работе есть зерно, его обнаруживаешь даже в отпечатке небольшого размера. Задуманный документ– Хотелось бы, чтобы вы начали рассказ с припоминания, как рождалась фотография «Встреча».
Обговорив с участниками действа правила игры, встал на точку, и машины с 40-километровой скоростью поехали на меня. Во время щелканья в резком коридоре, примерно в 100 метров, на дороге мимо моих «артистов» проезжали: «Запорожец», мотороллер, пикапчик, но внезапно в кадр начала въезжать телега. Ясно, что «Волга» тепрь лишняя в кадре. Не переставая нажимать на спусковую кнопку, начал махать руками, кричать водителю, чтобы спрятался за «МАЗом», но... полтора километра! Всего было сделано восемь кадров, но предпоследний был в точку, как и резкость. Самое смешное, что газеты «Социалистическая индустрия» и «Комсомольская правда» испугались напечатать эту вот фотографию, опубликовав лишь ее варианты (то есть без телеги), и только «Литературная газета» впервые показала читателям кадр, которым я горжусь. Потом снимок назвали одним из символов прогресса... Впрочем, это репортерский факт, а теперь хочу показать то, что можно в полном смысле считать художественным решением темы. – Мы переходим к разговору о вашей не менее известной работе «Дирижер и хор»?.. – Тут и задумка, и концептуальность есть, а постановки в прямом смысле – нет. Фотография сделана на швейной фабрике в Таллине. Это раскройный цех, наверху здесь зеркала, так что возможности мне это представляло огромные. Когда я увидел рабочий хор, который репетирует между сменами, то понял, что материал идет в руки роскошный.
В ту пору я увлекался «фотолитературой». Сюжет в том, что заводской самодеятельный хор репетирует в промежутке между сменами. Кто работает вечером, приходили к концу первой смены, чтобы дирижер смог работать с полным составом. – А костюмы? Они что – их на каждую репетицию приносили? – Нет, конечно. Принести и надеть костюмы – единственное, что я попросил их сделать. Но композиция в окончательном виде родилась не сразу. В глубине между рядами сидящих работниц возникал провал. Тогда я попросил туда встать концертмейстера, и картина сложилась. – Снимок не раз публиковался, побывал на многих выставках... – Но, представьте, как было обидно, когда при самой первой публикации по чьей-то прихоти ретушером из снимка был удален... дирижер. В кадре остался только хор. – А какую технику вы использовали? – Снимал камерой «Искра» (6х6). Маленькая деталь. Аппарат (6х6) обычно имеет стандартный объектив 80 мм. Но какой гений придумал «Искру» с объективом 75 мм? Эти 5 мм практически дают эффект широкоугольника, увеличивая возможности для чувствующего ситуацию профессионала. Диафрагма 11, выдержка 1/15, пленка 250.
Учился на открытках – Комментируя работу, вы сказали «картина»... Можно ли говорить о некоем живописном присутствии в фотографиях? – Конечно! Начну издалека. В детстве я собирал открытки с репродукциями произведений великих художников. И, как теперь понимаю, бессознательно изучал практику композиции. Мне кажется, что в снимке «Дирижер и хор» есть художественная составляющая. Когда состоялась моя персональная выставка в журнале «Советское фото» (1983), меня в виде поощрения отправили на Саяно-Шушенскую ГЭС. Задание дали жесткое: докажи себя, дай нам художественное видение производственного процесса, или проще – «искусство по заказу». Из юношеского задора согласился на такое условие. Первые шесть дней я ничего не снимал, только знакомился с людьми. И по ходу движения по стройке делал предполагаемую рисованную раскладку сюжета. В один из дней увидел в работе скалолазов. Меня картина поразила! Поделился впечатлением с коллегой, но тот моего кадра не почуял. Кричу ему буквально: надо только повыше подняться. Он снисходительно так: – Давай-давай! Бог тебе в помощь. Мне уже Героя Соцтруда нашли, не будем мешать друг другу. ...Когда взобрался на соседнюю скалу, понял, что не ошибся в своем предчувствии. Бригада скалолазов, как стайка сказочных рыбок, двигалась в сияющей на солнце серебряной чешуе стальной сетки, которая страховала работавших внизу от падающих камней. Упав с такой высоты, даже маленький камешек мог пробить строительную каску. Мне оставалось только дождаться момента, когда на плоскости скалы рабочие расположатся наиболее рельефно. Наверное, повезло, а, может, в награду за терпение, но в какой-то момент самый ближний ко мне скалолаз вдруг повернулся в мою сторону. – Кадр эффектный, нельзя не согласиться. Наверное, многие мальчишки, увидев снимок на газетной полосе, захотели освоить профессию скалолаза-монтажника, чтобы проверить себя на прочность. – Эта фотография тоже стала уникальной. Здесь же высота 200 метров. И я отличался от скалолазов лишь тем, что у меня во время съемки не было каски и страховочной амуниции. – Какой техникой сделан снимок? – Аппарат «Пентакон Сикс» (6х6), телевичок «Зоннар-180», диафрагма 16, выдержка 1/250, пленка 250. Все помню, будто снимал вчера. Дорого мне дался запечатленный момент жизни. Я снимал, забыв себя, мне казалось, что мои герои купаются в серебряном дожде. Незабываемое состояние. – На этом фоне снимок «Лифтерша» может показаться камерным... – Пожалуй, так и есть. Мне важен этот снимок для разговора, и еще для того, чтобы напомнить вам о связи фотографии с живописью. Спускаясь с этой девушкой на лифте в шахту, я вдруг увидел в ней «Незнакомку» Ивана Крамского. Стал приглядоваться. Вижу, чувствует она себя неуверенно. Оказалось, всего второй день работает на подъемке. Попросил повозить меня вверх и вниз, а сам снимаю, ищу ракурс и тональность, близкие Крамскому... Чтобы передать это настроение, сделал 125 кадров и простым «Зорким». Объектив «Руссар» 20мм. Диафрагма – 16, выдержка – 1/30, пленка А-2. И все держал в уме, что плоскость кадра должна быть параллельна плоскости персонажа. – Ваш снимок «Первая борозда» кажется слишком прямолинейным... – Жаль, что у вас такое впечатление. Работа отмечена на многих выставках. Снимал в окрестностях литовского городка Жеймяляй. Чтобы этот единственный кадр получился, пришлось попотеть. – А вы что же – рядом бежали?.. – Нет, – с лукавой улыбкой отвечает Корешков. – Я сумел уместиться в кабине между рулем и лобовым стеклом. – И как же они пахали?! – Они стояли на месте. Это чистая постановка, но концептуальная. Мне было важно показать взаимодействие наставника и ученика. – Пожалуй, получилось. – Здесь был использован тот же «Зоркий» и объектив «Руссар» 20мм. Диафрагма 16, выдержка 1/125, пленка А-2. Возможности тогда у меня были весьма ограниченные. Юрий РОСТОВЦЕВ
|
|
||||||||||||||
© При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна
|