Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 01, 2012

Фра Анджелико и житие святых

На заре Возрождения флорентийский монах-художник вводит новые правила перспективы, подчеркивая чистоту живописи на службе веры.

В начале Куатроченто, итальянского XV века, Космо де Медичи, правитель Флоренции, передает монастырь Сан Марко монахам-доминиканцам из Фьезоле. Первый из известнейшей семьи меценатов требует лучших художников для обновления старого монастыря и церкви. Для украшения алтаря и келий монахов он выбирает Фра Джованни по прозвищу Фра Анджелико. Объединив блеск золота, унаследованного от готики, с новыми достижениями в области перспективы, доминиканский монах и художник обновляет святое искусство. Возрождение началось.

1. Всего 36 х 45 см! Вначале эта маленькая картина была частью ныне рассеянного ансамбля: заалтарного украшения главного алтаря, где в центре располагалась «Мадонна с младенцем», а внизу находился ряд небольших картин с эпизодами жития святого Кома, покровителя Медичи. Алтарные картины и религиозные фрески являются его специальностью, поскольку художник вступил в монастырь Сан Марко в 20 лет. С 1436 года на него сыплются заказы для доминиканских заведений, потом для пап Евгения IV и Николая V. «Фра Джованни никогда не брался за кисть, не совершив молитву. Ни разу он не нарисовал распятия без слез на глазах...» – писал Вазари, известный автор Возрождения. Позже его нарекли Фра Анджелико за высочайшую набожность.

2. Поглядите на тела на первом плане, уложенные в могилу. Никаких сомнений – перед нами святые. Отметьте их золотые нимбы – они прямо бросаются в глаза! Фра Анджелико рассказывает о муках святого Кома и Святого Дамиана так, как было описано в «Золотой легенде Жака де Воражин», средневекового бестселлера. Родившиеся в III веке в Силиции (нынешняя Турция) братья-близнецы арабского происхождения – на картине они облачены в красные одежды врачей – бесплатно лечили больных. Их обвинили в совращении народа, и их муки вошли в легенду: их сковали цепями и бросили в море, но ангел разорвал оковы и вынес братьев на берег. Их решили сжечь на костре, но пламя обратилось против палачей. Их забросали камнями, но камни поражали бросавших. Их попытались распять на кресте, но стрелы не причинили им никакого вреда. Их обезглавили примерно в 287 году вместе с тремя другими братьями. Отметьте их шеи, залитые кровью. Мученики были погребены в Сире (Сирия). Об их похоронах и рассказывает картина Фра Анджелико.

3. Поглядите на дромадера. Он говорит с помощью филактеры, предшественника пузыря комиксов. В средневековом христианском искусстве это была пергаментная лента, на которой писались слова, произносимые персонажем. Что сказало животное? Святой Ком, раздраженный своим братом Дамиеном, который принял деньги от пациентки, заявил, что не желает быть похороненным рядом с ним. «Надо ли соглашаться с пожеланиями Кома?» – задавали вопрос христиане. «Похороните всех в одном месте», – приказал дромадер. Фра Анджелико буквально исполнил легенду. В ту эпоху, адресуясь к простым верующим, святой художник старался, как можно точнее иллюстрировать эпизоды из жития святых.

4. Но что это за город? Никто не знает. Но отметьте, насколько ритуален этот город. Ни единого топографического возвышения, никаких архитектурных красот. Ничто не нарушает однообразия стены, уходящей вдаль. Задний план только подчиняется ритму нескольких охряных крыш, но они не нарушают безупречную симметрию. Центральная перспектива направляет взгляд от могилы к савану святого Кома, разделяя священников и врачей. Пространственная организация абсолютной геометрической чистоты. Впервые Фра Анджелико ввел в живопись архитектурные инновации своего времени – центральный план и перспективу. Ряды его зданий служат рамкой, которая ограничивает, как окно, поле зрения. Уйдя от готических традиций украшательства, он максимально очищает свою живопись в поисках наивысшей чистоты.

5. Восхититесь этой прозрачной палитрой розовых, синих, бежевых тонов... Марсель Пруст считал их «съедобными, как крем». Ибо Фра Анджелико славится своими драгоценными цветами и этим светом, одновременно блестящим и нежным. Его часто называют мэтром света. Отметьте широкое использование белого. Этот цвет повсюду. Так Фра Анджелико удавалось создавать кристальную светимость, нереальную, которую излучает вся сцена, придавая ей духовное измерение. «Световая прозрачность», – говорили многие. Она едва подчеркнута одеждами тонких оттенков и драгоценным золотом нимбов. Фра Анджелико никогда не забывал о начальной карьере миниатюриста, которая помогала ему всю его карьеру сохранять отточенное чувство деталей и украшения. Живопись между двух эпох.

1387 – Рождение Гвидо Нада ди Пьетро от неизвестных родителей в небольшом городке Вичио ди Мугелло в окрестностях Флоренции. Получает образование художника и миниатюриста.
1417–1423 – Вступает в Орден братьев-проповедников. Получает имя брата Джованни. Изучает теологию в Фолньо и Кортоне, где рукоположен в священники в 1427 году до возобновления занятием прежней профессией.
1430–1433 – Пишет «Страшный суд». Ритм планов показывает растущий интерес к организации перспективы в пространстве.
1439–1445 – Космо де Медичи поручает ему украшение монастыря Сан Марко. Растущий успех приводит к тому, что в 1450 году его призывает в Рим папа Евгений IV.
1450 – Фра Анджелико назначен приором монастыря Сан Марко. Позже он возвращается в Рим для росписи капеллы Николая V.
1455 – умирает в Риме 18 февраля. Духовное качество его творчества позволило дать ему прозвище Фра Анджелико.

Погребение святых Комо и Дамиана и их трех братьев.
1438–1440.
Темпера на дереве, 36х45 см.
Эта небольшая картина, выставленная в музее Сан Марко во Флоренции, вначале была частью заалтарного ансамбля, составленного из ряда картин о житие Святого Кома.

 

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива