Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 12, 2011

«Криосат» открывает толщину льдов

«Криосат» открывает толщину льдовПолярные шапки и вечные льды впервые позволили заглянуть внутрь себя. Через год после запуска европейский спутник «Криосат» выдал первую карту толщины арктических вечных льдов. Эти данные лучше позволят понять их эволюцию в связи с климатическими изменениями, которые с каждым годом сокращают их толщину и площадь. Весной 2011 года была зафиксировано уменьшение площади, ставшее третьим в ряду других. «Криосат» помещен на орбиту на высоте 700 км. Он также составляет новую карту Антарктики (вверху) с уточнением высоты ледяной полярной шапки и показывает доселе невиданные куски поверхности континента. В будущем радарные возможности «Криосата» позволят отслеживать изменения антарктического побережья там, где льды встречаются с океаном и где наиболее ощущается воздействие потепления климата.

 

Небесный свод вместо потолка

Небесный свод вместо потолкаЕсли отели могут иметь пять звезд, то «Эрбюс» собирается предложить будущим пассажирам намного больше. Авиастроитель показал в Бурже проект самолета, оборудованного прозрачным корпусом. Сотканные из биополимерных мембран, его стенки способны менять прозрачность в зависимости от света, влажности и температуры. «Умная» структура удерживается пористым скелетом, как у птиц. Облегченный корпус потребует меньше горючего. «Эрбюс» собирается ликвидировать «классы», от которых ныне зависит цена на билеты. Три отделения будут распределяться по желаниям пассажира. Спереди главным становится расслабление благодаря панорамной крыше и пространству отдыха. В центре место предоставляется играм с интерактивной зоной, оборудованной голографическими стенами для занятий цифровым отдыхом. Задняя часть самолета предназначена для деловых людей с выходом в сети интернета. «Эрбюс» предполагает питать различное оборудование путем отбора телесного тепла пассажиров. Технически все эти усовершенствования будут доступны с 2050 года. Но ничего не говорит о том, захотят ли пассажиры лететь в прозрачном самолете...

 

Пассажирский электросамолет

Пассажирский электросамолетОн похож на кита с двумя длинными крыльями. Вместо хвоста – большой двигатель с двойным винтом. Винты вращаются в разные стороны. Особенность «Вольтера»: движение обеспечивается литиево-воздушными батареями, которые вдвое производительнее ионно-литиевых. Также будут использоваться сверхпроводящие материалы. Первый полет – через 25 лет.

 

Города и дороги пожирают добрые земли

Город наступает, сельское хозяйство и природа отступают. Последний европейский доклад о «хорошей практике для ограничения искусственного уничтожения земель и снижения его воздействия» дает несколько угрожающих цифр. Европа теряет ежегодно 1000 км2 плодородных земель или природных зон, где строят дома, дороги, паркинги. На континенте насчитывается 100 000 км2 искусственно отторгнутых земель, иными словами – совокупная площадь Бельгии и Ирландии. Последствия весьма значительны. Закатанная в бетон и асфальт земля перестает впитывать дождевую воду, увеличивая опасность наводнений. Разбивка на части природных зон затрагивает жизнь флоры и фауны. Температура городов растет из-за отсутствия испарения. Таким образом, ежегодно теряются четыре миллиона тонн зерновых. Более того, статистика показывает, что наибольшей опасности подвергаются сельскохозяйственные земли, а не менее ценные территории. Есть историческое объяснение этому: города развивались на равнинах, где легко строить и где продовольствие производится по соседству. Сегодня раздувание городских территорий происходит за счет ценных окружающих земель. Европа намеревается изменить правила, по которым квадратный метр застроенной земли будет стоить намного дороже земли сельскохозяйственной.

 

Паук, играющий в рыбу

Паук, играющий в рыбуКак паук Argyroneta aquatica может проводить целый день под водой? Долгое время считалось, что ему хватает воздушного пузырька, который он опускает в воду после каждого выхода на поверхность. Пузырек прикреплен к его брюшку, а потом опутывается его подводной паутиной. Пузырек обеспечивает воздухом паука в течение двадцати-сорока минут подводного пребывания. Но выяснилось, что паук может находиться под водой целый день, ибо пузырек обеспечивает не только запас воздуха. Он играет роль жабер рыбы, извлекая кислород из воды. Роджер Сеймур из Аделаиды выяснил, что показатель кислорода практически не снижается, даже если паук постоянно дышит с помощью пузырька.

Как только показатель кислорода становится меньше, чем в воде, равновесие восстанавливает диффузионный процесс. Самостоятельно и эффективно. У рыб жабры имеют тонкую мембрану для разделения воды и крови. На поверхности пузырька воздух и вода в постоянном контакте, что делает переход кислорода более эффективным. 5/6 кислорода, который паук вдыхает из своего пузырька, происходят из воды. Так паук может прятаться от хищников, в частности, от птиц, и спокойно поджидать жертвы, личинки насекомых, которые запутываются в его сетях. Но азот, вторая составляющая воздуха, постепенно уходит в воду, уменьшая объем пузырька. Когда он становится слишком маленьким, паук всплывает на поверхность за новым пузырьком.

 

Рио-Париж: отчет «черных ящиков»

Следователи обнародовали содержание бортовых регистраторов рейса «Аэробуса А330»Следователи обнародовали содержание бортовых регистраторов рейса «Аэробуса А330». Первые заключения: соединение человеческих ошибок и технических сбоев.

Через два с половиной месяца после подъема черных ящиков злополучного рейса AF 447 Рио – Париж Бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации (БРА) обнародовало их содержимое. Десять последних минут регистрации голосовых переговоров и параметров полета показывают, что человеческая ошибка наложилась на технические неисправности. В ту ночь 1 июня 2009 года самолет А330 компании «Эр Франс» пересек зону кучево-дождевых облаков, которые пилоты других самолетов постараются обойти. Командир корабля отправляется отдыхать, не распределив точно роли остальным пилотам. Когда самолет входит в зону облаков, образуются кристаллики льда, которые временно перекрывают трубки Пито замера скорости.

Столкнувшись с противоречивыми данными, отключается автопилот. Правый пилот берет управление на себя, хотя он не подготовлен к ручному пилотированию на больших высотах, как подчеркивает БРА. В подобной ситуации законы пилотирования меняются с «нормальных» – самолет защищен от срыва в штопор автоматическими системами – на «альтернативные». Единственной защитой от срыва в штопор остается тревога.

Одновременно с попытками противостоять бортовой качке, раскачивающей самолет, пилот в основном использует «кабрирующие действия», что опасно увеличивает тангаж самолета до 40о и поднимает его на высоту 11 600 м. Именно эти действия приводят самолет к срыву в штопор. Тревога срыва в штопор звенит несколько раз и даже звучит постоянно в течение 54 сек. Но пилот не понимает ситуацию и не применяет процедуру «пикирования» самолета. В конце концов, угол полета машины становится таким большим, что бортовой компьютер не в силах его интерпретировать. Он останавливает тревогу в момент, когда командир возвращается в кабину через полторы минуты после отключения автопилота. Самолет уже падает со скоростью 240 км/ч. Парадоксально, но каждый раз, когда пилот прибегает к пикированию, полезно уменьшая угол атаки, начинают работать измерительные приборы и компьютер включает тревогу. Экипаж полностью теряет ориентировку. И самолет падает со своими 228 пассажирами.

Парадоксальное действие тревоги и ее воздействие на работу экипажа были тщательно проанализированы. Сейчас следователи занимаются получением параметров полета, чтобы понять, какие указания управляли маневрами пилота.

 

Последняя полоса для челнока

Последняя полоса для челнока21 июля американский челнок «Атлантис» сел ранним утром на полосу Космического центра имени Кеннеди после тринадцатидневной миссии на орбите. Во время этого последнего путешествия уменьшенный экипаж из четырех человек доставил на МКС модуль «Раффаэлло» и грузы. Снятие «Атлантиса» с эксплуатации окончательно закрывает главу космической истории, которая длилась тридцать лет. Программа позволила пяти челнокам пролететь 872,9 миллиона километров во время 135 миссий, перевезти 355 астронавтов из 16 стран, совершивших какие-то 21 000 оборотов вокруг Земли. 21 июля стало одновременно датой первых шагов человека по Луне и конца американской мечты постоянного и рутинного присутствия в космосе.

 

Извлечены два пленника

Два внушительных воина майя, высеченные из блоков песчаника, были обнаружены на месте археологических раскопок Ла Тонина на юге штата Чипас (Мексика). Скульптуры высотой 1,50 м украшены иероглифами на набедренных повязках, а также на груди. Согласно надписям, два пленника являются уроженцами Копана, крупного города, воевавшего с Ла Тонина между 688 и 714 гг.

 

Подземные пирамиды

Подземные пирамиды А если пирамиды Гизы являются лишь видимой частью египетского айсберга? Спутники НАСА выявили существование 17 подземных и неизвестных пирамид, 1000 могил и 3000 тысячелетних поселений. Мечта археолога, ставшая реальностью, благодаря инфракрасному излучению Земли. Используя эти спутники, которые устанавливают плотность почвы, ученые смогли отыскать кирпичи, которые использовались при строительстве.

 

Курение способствует Альцгеймеру

Математическая модель позволила калифорнийским ученым выявить 7 факторов риска развития болезни Альцгеймера. Изучая данные, они показали, что низкий уровень образования, пристрастие к курению, нехватка физической активности, депрессия, высокое давление, ожирение и диабет играют заметную роль в появлении болезни.

 

Автобус с корпусом судна

Автобус с корпусом суднаПоследнее туристическое развлечение в Амстердаме (Голландия). Полу-автобус, полу-судно собирает туристов у выхода из аэропорта, расположенного на суше, а потом заходит в воду для прогулки по каналам. Электрический амфибус соблазнил и Гамбург, и был испытан в Шотландии, но безуспешно из-за проблем с подушками безопасности. При стоимости 40 евро за 45 минут прогулки многие предпочитают ходить пешком.

 

Радужная жаба

Радужная жабаЕе не видели 87 лет, и никто не сфотографировал ее. Ученые видели лишь черно-белый рисунок 1920 года, переливающейся Ansonia latidisca, и внесли ее в список 10 самых искомых земноводных в мире. После многих неудачных экспедиций группа ученых обнаружила один экземпляр, сидящий на дереве на острове Борнео (Малайзия). Увы, ее существование под угрозой из-за строительства поля для гольфа с 18 лунками.

 

Мэрилин показывает трусики

Мэрилин показывает трусики
Мэрилин показывает трусики
Мэрилин показывает трусики

Ее высота 8 м, а вес 13 т. Эта стальная (и алюминиевая) Мэрилин стоит в Чикаго в позе с афиши фильма «Семь лет размышления». Ее юбка вздернулась под потоком воздуха. Эта скульптура Сьюарда Джонсона пробудет в городе до весны 2012 года, когда исполнится 50 лет со дня смерти актрисы.

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива