Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 12, 2011

Максим Катырев: Каждый человек тебе учитель!

Какую картину рисует наше воображение, когда мы слышим – «романтика романса»? Уютная гостиная в дворянском поместье, в темноте мягко сияют свечи, слышны переливы рояля, и вот звучит голос. Нежный, глубокий, теплый баритон. Он рождает в сердце сложную гамму чувств – от светлой печали до восторженного апофеоза любви. Нет, век романсов не канул в лету. Его мелодии продолжают жить. И этот волнующий баритон принадлежит молодому талантливому певцу. У нас в гостях – ведущий солист Московского театра оперетты, лауреат международных и всероссийских конкурсов, в том числе и телевизионного конкурса «Романтика романса» на телеканале «Культура», Максим КАТЫРЕВ.

Максим Катырев– Максим, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в музыку?

– Я не пришел – родился в музыке. У нас в семье не было профессиональных музыкантов: папа играл на гитаре, дед – на фортепиано (он самоучка, подбирал какие-то мелодии), мама когда-то пела в хоре. Все это музыкальное аккумулировалось во мне. Когда я еще не родился, мама часто слушала классическую музыку. Ей кто-то из родственников сказал, что пока ребенок находится в утробе матери, очень полезно слушать классику: родится музыкальный воспитанный ребенок. И мама все время слушала Баха.

Родился я в Нижнем Новгороде (тогда еще Горьком). Вообще-то семья жила в военном городке под Красноуральском. Отец – военный, офицер-ракетчик. Когда наступило время моего появления на свет, мама поехала рожать в свой родной город. Затем мы вернулись на Урал, и до пяти лет я прожил в глухом военном гарнизоне. В детстве вокруг меня были, в основном, солдаты и ракеты, а общался я с детьми офицеров. Это была как бы одна большая семья. Так что я избежал в раннем возрасте и больших городов, и связанных с ними стрессов.

В музыкальную школу пошел в пять лет, когда мы вернулись в Горький. Меня отдали учиться игре на фортепиано, но поучился я немного, для общего развития. Просто был маленький, мне хотелось играть в мальчишеские игры, а не сидеть за роялем. Позже, где-то в подростковом возрасте, сам потянулся к музыке, захотел научиться играть на гитаре, сам записался в школу и с удовольствием занимался.

Не думал, что буду музыкантом: играл на гитаре для себя, для души. Сочинял песни, как и многие подростки. Увлекался фотографией и радиоэлектроникой. За все брался, искал себя. Еще в школе начал участвовать в конкурсах художественной самодеятельности, пел и играл на гитаре. И меня услышали. Даже принимал участие в конкурсе «Новая звезда», правда, безуспешно. Это было 17 лет назад.

После конкурса ко мне подошла женщина: «У вас есть голос. Не хотите попробовать сделать карьеру певца?». Я, конечно, об этом не задумывался. Хотя с детства хотел быть таким, как, например, Муслим Магомаев, пластинки которого слушал. Она пригласила меня к себе в Центр дополнительного образования. Через некоторое время понял, что музыкальное образование обязательно нужно, поэтому пришлось поступить в музыкальное училище, которое окончил с отличием. После чего меня пригласили в консерваторию.

Во время учебы в вузе я уже был лауреатом многих международных и всероссийских конкурсов, участвовал в разных программах. Например, в Петербурге в театре имени Римского-Корсакова в проекте «Дебют» пел в опере Моцарта «Так поступают все». Естественно, когда ездил в северную столицу, посмотрел все спектакли, которые шли в то время в Мариинском театре. Было жаль, что именно то, что я услышал в театре, почему-то не преподавали у нас – в Нижегородской консерватории.

В годы учебы я уже работал в Арзамасском и Нижегородском театрах оперы и балета, а после окончания консерватории поехал в Воронежский оперный театр, где занимался два сезона. Учил партии, репетировал с концертмейстерами, выходил на сцену. Сделал там партии Онегина из «Евгения Онегина» Чайковского и Роберто из его же «Иоланты». Исполнил роль Марулло в опере «Риголетто» Верди. Спел графа Данилу в оперетте «Веселая вдова» Легара. Приготовил партию, но не успел выйти на сцену в роли Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини.

В Москве вначале меня взяли в театр Бориса Александровича Покровского, но я там не задержался: переманил театр оперетты.

Максим Катырев
Максим Катырев
Максим Катырев
Максим Катырев

– Кого вы считаете главным учителем своей жизни?

– Я вспоминаю всех, но особенно дорог один – Андрей Михайлович Седов. Учитель должен быть один. Я благодарен Светлане Ивановне Бержинской, преподавателю музыкального училища, и всем концертмейстерам, которые много работали надо мной. Или я работал над собой вместе с ними!

А вообще каждый человек меня чему-нибудь да научил. Светлана Ивановна говорила: «Не каждый человек тебе друг, но каждый человек тебе учитель!»

– Голос – это уникальный природный инструмент, который требует постоянной, очень тонкой настройки. Сколько времени каждый день вы уделяете голосу?

– Тут важны не столько вокальные упражнения, сколько умственные затраты на голос. Нужно держать себя в форме не только физической, но и моральной, психологической. Владение голосом – в первую очередь психологический процесс. От правильного настроя очень многое зависит. Надо много думать, слушать, размышлять над посылом звука, фразировкой: например, эту ноту надо выделить, спеть ярче. Это я все время прокручиваю в голове. Работа идет постоянно, 24 часа в сутки. 20 часов, 4 часа на сон, ладно! А по поводу физических упражнений – это распевки по полчаса ежедневно и две репетиции по полтора часа. Получается, часа три-четыре в день пою, но не каждый раз, а день ото дня.

– Говорят, чтобы хорошо звучал голос, вокалисту надо высыпаться... А есть еще секреты красивого звучания голоса?

– Главный секрет – певец должен нормально поесть.

– Особое питание?

– Белковая пища, чтобы было больше сил петь. Важно разнообразие, большое количество микроэлементов, витаминов. Даже желательно пить витамины дополнительно. У нас вся семья пьет витамины, особенно в период респираторных заболеваний. Еще полезно ходить в баню, но, естественно, не перед пением. Главное – не столько физическая сила и здоровье, а настрой. Даже если плохо себя чувствуешь, но есть положительный настрой и желание петь, все будет хорошо. И надо поддерживать в себе это желание – петь, жить, стремиться к чему-нибудь, быть жизнерадостным человеком, культивировать в себе радость и нести ее другим.

– Сейчас вы занимаетесь с преподавателем или работаете над голосом самостоятельно?

– С одной стороны, я говорю, что у меня педагогов много. С другой стороны, у меня только один педагог – Седов Андрей Михайлович. Я езжу к нему в Нижний Новгород «полечиться». Пою какое-то время, а потом приезжаю, чтобы посоветоваться, как звучит голос, в правильном ли направлении я двигаюсь. Вообще есть определенная методика, которой я следую. И если буду ее придерживаться, голос не должен «расшатываться», а будет только расти. Надеюсь, это и происходит.

– Следите за новым проектом на Первом канале – «Призрак оперы»?

– Да, смотрю иногда.

– Как вы считаете, насколько сложно «перестроить» эстрадную манеру пения на оперную?

– Мне несложно. Еще в училище сказал своему педагогу, что хочу петь эстраду. Светлана Ивановна ответила: «Сначала научись петь в оперной манере, а потом будешь петь все, что угодно». Потому что основа пения и эстрадного, и академического – одна и та же. Основа любого пения – правильное дыхание. Мой педагог как раз и занималась правильной постановкой голоса на дыхание. Позже я выбрал академическое пение, но эстрадную музыку тоже пою иногда.

А насчет ребят из «Призрака оперы», насколько я знаю, они серьезно готовились, занимались с преподавателями. Хочу сказать им спасибо, что взялись за такое непростое дело. На мой взгляд, суть проекта в том, чтобы показать людям, что опера – это не так-то просто. Подготовить и спеть полноценную арию гораздо сложнее, чем песню в удобной тесситуре. Но наши артисты справились с этой задачей. Они, конечно, не претендуют на звезд оперной сцены, тем не менее в большинстве случаев это звучит прилично.

По-моему, в этом проекте не должно быть победителей. Участники уже преодолели себя, не побоялись выйти на сцену в новом амплуа, выглядеть где-то смешными, где-то как ученики на кафедре. Мы с супругой смотрим этот проект с интересом, с улыбкой: «А где эта нота? А вот эту ноту не спел!». Главное – исполнение произведения в целом. А это практически каждому удается. Донести мысль до слушателя. Мне кажется, на Первом канале, да и на других федеральных каналах должно быть больше оперы, классики, потому что канал «Культура» не все смотрят. Надо чтобы люди слушали классику, повышали свой культурный уровень. Может, в оперу захотят пойти или в оперетту?

– Как вы почувствовали, что оперетта – ваше призвание?

– А я не почувствовал. Мое призвание – музыка. А это и оперетта, и опера, и эстрада. Конечно, хочется спеть все, но все спеть невозможно. Ведь не усидишь на трех стульях одновременно.

– Сейчас на российскую сцену «внедряют» американские мюзиклы. Может ли оперетта конкурировать с этим новомодным явлением?

– Им не надо конкурировать, они идут параллельно. Кому-то нравится оперетта, кому-то мюзикл. И потом, например, наша премьера оперетты «Орфей в аду» Жака Оффенбаха – это практически мюзикл. Современное действие, современные люди в современных нарядах, современный сюжет. Все осовременено.

Почему мы отделяем оперетту от мюзикла? Это просто разные названия одного и того же жанра. И родились они в одно и то же время... (Дата рождения оперетты – 5 июля 1855 года – связана с открытием театра «Буфф-Паризьен» композитором Жаком Оффенбахом в Париже на Елисейских полях, где были поставлены 89 его оперетт. Первым мюзиклом признана постановка «Black Crook» на сцене Нью-Йорка в сентябре 1866 года – Т.Т.) Просто оперетта появилась во Франции, мюзикл – в Америке. Оперетта не претерпела особенно серьезных изменений. А мюзикл развивается, становится коммерческим проектом.

Если бы композиторы называли свои новые мюзиклы опереттами, то и этот жанр был бы популярным и коммерческим. Да, мюзикл – современный жанр, оперетты сейчас не пишут, но я думаю, что мюзикл и оперетта – это как бегемот и гиппопотам. Слова-синонимы. Кстати, оперетту «Веселая вдова» в Америке называют мюзиклом. Спорить можно сколько угодно, но это явления одного порядка. В этом легко могут убедиться читатели. Пусть приходят к нам в театр. У нас состав молодой, много интересных спектаклей. Артисты очень хорошо играют, поют, молодежь набирает обороты. И потом, это зрелище – русифицированная оперетта, ничуть не хуже западных мюзиклов.

– А в каких спектаклях вас можно услышать?

– В «Орфее в аду», в «Сильве» пою Эдвина, в «Графине Марице» – Тасилло, в «Летучей мыши» – князя Орловского. Если хотите просто познакомится с опереттой, лучше выбрать представление «Большой канкан», потому что это красивое зрелищное шоу, попурри из разных оперетт.

– Ваши любимые композиторы?

– Классики. Я не могу обойтись без Баха, Моцарта, Генделя, Гайдна, Бетховена. Считаю, что эта база просто необходима человеку. Очень важно познакомиться хотя бы с самыми знаменитыми произведениями этих композиторов. А потом уже избранные – Мендельсон, Лист, Шопен... Мне, например, у Шопена нравятся такие сочинения, как этюд до-минор, известный как «Революционный», мазурки, ноктюрны, полонезы. Даже таких композиторов, как Черни, можно с удовольствием послушать. Все, что приносит нам положительные эмоции, эмоционально нам близко и одухотворяет нас, – имеет место быть. Даже тот же рэп – если он кого-то вдохновляет, почему бы и нет, пусть тоже будет музыкой.

– У вас есть любимый зал?

Максим Катырев– Мой родной зал в Театре оперетты. Очень люблю свой театр, зал, сцену. И если какое-то время не выйду на сцену, кажется, чего-то не хватает. В день, когда у меня нет спектакля, все равно стараюсь просто выйти на сцену: постоять, подышать, зарядиться творческой энергией.

– Что для вас карьера?

– Для меня главное – творчество. Больше ролей, концертов, интересных произведений. Работать, трудиться, заниматься! А карьера? Я работаю ведущим солистом главного театра оперетты самой большой страны в мире, куда еще круче? Куда дальше должна пойти карьера? В Большой театр разве что... Мы тут рядом находимся. Если я подойду к какому-нибудь проекту, конечно, с большим удовольствием поработаю и на той сцене, но свой театр – это родной дом! А из дома уходить – зачем?

– Есть у вас увлечения помимо музыки?

– Да сколько угодно! Делаю сайты в интернете своим друзьям, например, сайт «Романсиада» (http://www.romansiada.ru). Это сайт международного конкурса исполнителей русского романса, лауреатом которого я являюсь. Еще у меня дома есть своя студия звукозаписи. В основном, записываю свой голос, например, в качестве диктора. Одно время озвучивал аудиокниги – «История России», «Злые мысли человечества», некоторые мультфильмы, компьютерные игры. Лет десять проработал на разных радиостанциях. Был ведущим, звукорежиссером, читал новости, вел в Нижнем Новгороде на радио «Золотой дождь» передачу о классической музыке.

Это было еще в период учебы, и мой педагог, самый «страшный» педагог в консерватории по истории современной музыки, сказала мне, что я теперь должен сдавать ей семинары посредством этих передач. Она их будет слушать, а потом ставить за них оценку. Поэтому я старался вдвойне. Горжусь тем, что вел такую передачу, целый час рассказывал людям о классической музыке, ставил ее в эфире. И был очень удивлен, когда узнал, что меня слушают люди, далекие от искусства. Я ведь ориентировался на интеллигенцию и однажды узнал, что мою передачу включает, например, водитель маршрутного такси. Значит, сделано уже 99%.

– Максим, расскажите, пожалуйста, о вашей второй половинке...

– У нас уже и третья половинка есть! Моя жена – Юлия Гончарова, ведущая солистка нашего театра. Молодая, талантливая, красивая, любящая супруга. И у нас есть дочка, которой чуть больше двух лет. Уже вовсю поет. Иногда она приходит ко мне в студию, берет микрофон, вынимает его, забирает с собой в комнату и говорит: «Микрофон, микрофон!». Потом открывает крышку рояля, начинает «барабанить» по нему и что-то свое петь в микрофон. Не знаю, растет певица или нет, но музыкальную грамоту в любом случае ей надо будет освоить для общего развития.

– Поделитесь, пожалуйста, вашим фирменным рецептом хорошего настроения...

– Лечь спать до 24 часов: отличное настроение с утра гарантировано. А если встать еще в 8 часов (не в 9 или в 10, как все в Москве просыпаются), то успеваешь сделать больше дел. Хотя я и сам иногда засыпаю поздно, в 4 часа утра, и раньше 9 часов уже не проснусь. Это когда многое надо успеть: выучить что-то, записать в студии, сайтом позаниматься. А иногда, если что-то в течение дня не успел посмотреть или не дослушал какое-нибудь произведение, просто не могу уснуть, пока не досмотрю или не дослушаю до конца, но это если с утра не надо рано вставать.

Еще хорошее настроение бывает, когда можно поехать за город, в лес или на бережок какого-нибудь озерца. Естественно, хорошее настроение, если что-нибудь купить. Куплю себе, например, костюмчик, раз – и сразу поднимается настроение. Недавно в Нью-Йорке на распродаже купил отличный костюм с приличной скидкой, так у меня настроение до сих пор хорошее, а это было более полугода назад. А еще для поднятия настроения можно встать с утра, взять кастрюльку, приготовить что-нибудь вкусненькое, поесть и помыть за собой посуду. Можно прибраться в квартире, или в комнате, или в общаге: кто где живет. В общем, в углу своем навести порядок. От этого тоже сразу почему-то улучшается настроение!

Беседу вела Татьяна ТОКУН

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива