Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 11, 2011

Макаревич перепрыгнул к Евиному яблоку

«Синяя птица», «Поворот», «Однажды мир прогнется под нас», – с названиями песен и рок-группой «Машина времени» ассоциируется имя ее лидера, народного артиста России Андрея Макаревича. Но он известен не только как певец, поэт, композитор, художник, продюсер, телеведущий. Музыкант пишет книги, и довольно успешно! Недавно в он представил две новые книги издательства «Эксмо» – «Евино яблоко» и «Что такое дайвинг, или акваланги для всех».

Андрей МакаревичВ процессе разговора Андрей Макаревич с удовольствием отвечал на вопросы, порой очень метко характеризуя эпоху и отмечая особенности характера человека. Оказалось, что книга о дайвинге, третья в этой серии, – издание расширенное и дополненное. По словам музыканта, писать было приятно.

У дайвинга молодая история. Когда Макаревич совместно с инструктором Юрием Бельским написали первую книгу, никто не знал, что такое фри-дайвинг и как заниматься подводной охотой. Музыканту хотелось, чтобы люди, желающие заняться дайвингом, убедились, что это невероятно красиво. Прочитав книгу, нужно пойти к инструктору и пройти практический курс, без которого акваланг на себя надевать Макаревич категорически не советует.

Будет ли музыкант снова в своих подводных путешествиях фотографировать?

– Сегодня, к сожалению, с большой скоростью с планеты исчезает все живое. Приехав спустя пять лет на Галапагосские острова, ты не видишь и половины того, что видел вчера. Но пока еще есть что посмотреть и сфотографировать.

«Евино яблоко» для Андрея – немного новая история. Он впервые создавал не эссеистику, не мемуары, а то, что называется художественным текстом. Долго не мог перешагнуть барьер, когда надо сочинять историю. Песни писались легко. Просто описываешь, о чем думаешь. Здесь же чего-то боялся. Но все-таки «перепрыгнул».

Вообще человек, по мнению А. Макаревича, который пишет о том, о чем не имеет представления, чаще всего выглядит идиотом. Поэтому лидер «Машины времени» в книге говорит о том, что хорошо знает. Роднит Макаревича с главным героем то, что Егор – тоже рок-н-ролльный идол 80-х годов. Он проходит со своими музыкантами те же этапы, что и «Машина времени», и сотни рок-н-ролльных команд страны. Ситуация типична. И все-таки там незримо проходит некая нить о конце света. Его периодически откладывают, а потом снова накликают. Сам Макаревич к этому относится с чувством печали. Ему кажется, что человечество делает все, чтобы приблизить апокалипсис. В книге «Евино яблоко» Егор видит музыкальные кошмары. Вот как эту тему прокомментировал Макаревич:

Андрей Макаревич– Есть сны, свойственные представителю каждой профессии. У меня есть друг Юра Дуров. Он сейчас – директор театра «Уголок дедушки Дурова». До этого Юра шесть лет работал на манеже со слонами. Он рассказал, что у любого дрессировщика есть страшный сон. Будто он чем-то рассердил своего слона, и слон его ищет. А когда слон ищет, стена для него – не преграда. Он валит стену, заходит в комнату... У музыкантов, драматических артистов сон такой. Ты великолепно играешь спектакль, концерт. И потом смотришь в зал и понимаешь, что последний зритель, крадучись, согнувшись, двигается к выходу. Не знаю ни одного артиста, который бы такого сна не видел.

Вопросы так и сыпались.

– «Евино яблоко»... А, может быть, не Евино, а змеиное?

– Видите ли, какая штука. Змей-то – умный. Он яблоко Еве «втюхал», она на это повелась. Дальше передать его мужчине было делом техники. А мужчина в результате пострадал!

– Откуда взялась такая ветхозаветная тема?

– А есть еще интересные темы? Разве что кто кого в «Доме-2» оставил?

– В книге «Евино яблоко» много ваших замечательных иллюстраций. Что рождается сначала – текст или визуальный образ?

– Сначала был текст. Книжки с хорошими картинками нужны детям – они визуалисты. А для взрослого картинка к хорошему тексту – как кино по хорошей книжке. Мои картинки предельно ассоциативны. Я не рисовал портреты героев, просто постарался зафиксировать время. Для меня запах времени 80-х - начала 90-х очень памятен.

– Вы – разносторонний творческий человек. Какая деятельность доставляет вам наибольшее удовольствие?

– Радостно все, чем мне приходится заниматься, кроме вынужденных вещей типа попыток защиты бездомных животных, участия в законотворческих историях. Это лишает тебя силы, крови и настроения. Понимаешь, с какими чудовищными людьми рядом живем. А все остальное, слава Тебе, Господи, доставляет радость. Меня никто ничем заниматься не заставляет. В этом смысле я счастливый человек.

Андрей Макаревич– Что вам было нужно для написания книги?

– Нужно было иметь ее в голове. Когда, по ощущениям, она готова, осталось просто ее записать. Это, например, бывает возможно во время гастролей.

– Книга «Евино яблоко» является попыткой постичь устройство мира?

– Там дается одна из теорий смысла жизни.

– Чего не хватает современной молодежи, а чего у нее в избытке?

– Остерегаюсь мыслить классовыми категориями. Молодежь – не какое-то вещество в коробочке. Это огромное количество разных людей, которых объединяет только возраст. Я вижу своего сына, которому 23 года, вижу его друзей. Это абсолютно адекватные люди.

– О чем вы сами думали в этом возрасте?

– Мне очень хотелось заниматься музыкой профессионально. Я понимал, что это совершенно невозможно в той стране. Но «Машина времени» была на взлете. Мы уже съездили в Таллин и ощутили бешеный успех. Наши песни знали где-то далеко, практически за границей. Я себя замечательно чувствовал.

– Вы – успешный музыкант, пишете картины, ведете передачи на телевидении. Не все вокруг нас замечательно. Как вам удается найти баланс между окружающей действительностью и своим внутренним миром?

Андрей Макаревич– С большим трудом. Когда мне было 19 лет, я просто любил человечество. В какой-то момент понял, что без 50 грамм не могу его любить. Сейчас где-то грамм 170 нужно. Но все-таки удается еще ввести себя в состояние, когда я человечество люблю. Хотя между нами – любить его абсолютно не за что. Я не хочу превращаться в человека, который говорит: «Вот, раньше было хорошо, а сейчас все плохо». Во все времена ужасного хватало. Просто когда этика и эстетика на твоих глазах меняется, а ты рос, защищал и нес на поднятых руках что-то совсем другое, это естественным образом тебя немножко тяготит. Я стараюсь к таким поворотам относиться философски, потому что время от времени мир через это проходит.

– Дайте, пожалуйста, совет молодым людям. Если парень безответно влюблен, как ему с этим справиться?

– Повеситься! (Все смеются!). Кстати, герой повести «Евино яблоко» и пытался это сделать!

– Помимо «Евиного яблока» в книгу вошли рассказы. Это случайно?

– Когда закончил «Евино яблоко», был поражен, на каком небольшом количестве страниц уместил все, что хотел сказать. Каждый человек заточен под форму определенного размера. Я много лет писал для журналов небольшие рассказы. Сочинял песни – это тоже вещи небольшие. Мне не приходило в голову написать, например, оперу. За полтора года накопилось какое-то количество рассказиков, большая часть из которых печаталась в разных журналах. Мне за эти рассказики не стыдно, они не противоречат книжке. Я понимал, что не все читают журналы. Поэтому подумал: «Почему бы их в книгу и не вставить?».

В книгах Андрея Макаревича много хорошего юмора и искренности. Ведь он пишет о том, что ему близко. В связи с этим хочется привести два отрывка из его книги «Сам овца»:

«...Конечно, в детстве я был не один такой странный. Два моих товарища в разное время признались мне, что первая строчка русской народной песни «Шумел камыш, деревья гнулись» вызывала в их сознании образ некой мыши-шумелки, которая, видимо, шумела так, что гнулись деревья. Эстрадная песня со словами «Долго будет Карелия сниться, будут сниться с этих пор остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер» читалась моим другом Максимом Капитановским следующим образом: «Долго будет Карелия сниться, будет сниться с этих пор: остроконечно ели ресницы над голубыми глазами озер». Макс в детские годы боялся этой песни. Действительно, если кто-то ест ресницы, да еще как-то остроконечно – согласитесь, это, в общем, жутко, и даже задушевный вокал Марии Пахоменко не спасает ситуации. Мне артистка Пьеха примерно в то же время загадывала другую загадку: в строчке «К цветку цветок сплетай венок – пусть будет красив он и ярок» – я никак не мог понять, кто такой униярок и почему его красота зависит от плетения венка, хотя логика подсказывала, что венок в результате наденут на униярка, и именно это придаст ему красоты...».

И еще один правдивый эпизод из институтской жизни А. Макаревича:

«Как и у всех нормальных людей, предметы у меня делились на любимые и нелюбимые. К нелюбимым относились точные науки – математика, сопромат и им подобные... При попытке заняться математикой спустя пятнадцать минут я впадал в тяжелое полулетаргическое состояние, из которого вывести могло только немедленное прекращение попытки и кардинальная смена обстановки... Для сдачи экзаменов по нелюбимым предметам я разработал метод, основанный на психологическом проникновении в душу преподавателя. Как правило, было видно, что экзамен доставляет педагогам не больше удовольствия, чем нам, студентам. На дворе стоял июнь, ...и я просто физически ощущал, как хочется нашим профессорам быстрее закончить всю эту бодягу и поехать, скажем, на дачу. Студенты же нервно толпились у дверей аудитории... В коридоре очень важно было выяснить – злой сегодня экзаменатор или не очень. Я же понимал, что злым он становится именно в результате происходящего. И тогда я выбрал прямо противоположную тактику. С утра я надевал красивый пиджак (у меня был единственный пиджак – но зато с изумрудным отливом, небесной красоты) и смело заходил в аудиторию первым. Я брал билет и, не заглядывая в него, небрежно произносил: «Можно, я без подготовки?» Верите или нет – я всегда ощущал в этот момент флюиды благодарности, исходившие от преподавателя. Может, и не умом, а сердцем теплел он оттого, что хоть один из студентов бережет его время. Я же понимал, что никакого проку от моего сидения над билетом все равно не будет – знаний не прибавится, а шпаргалки меня никогда не вдохновляли. Дальше происходило по-разному, но во всяком случае на переэкзаменовку меня не отправляли никогда.

Так вот, я пришел на последний в моей жизни экзамен по математике... Набрал побольше воздуху и проделал обычную процедуру. Вопросы в билете с таким же успехом могли быть на китайском языке. Я не помню, что и как я отвечал. Возможно, кто-то говорил за меня моим голосом. В себя я пришел в тот момент, когда преподаватель выводил в моей зачетке «отл»... Я... вышел на Арбат. Была середина мая, падал реденький майский дождик, и небо, затянутое полупрозрачными облачками, имело какой-то необычно розовый оттенок. Ясно было – вот-вот выглянет солнце. А на Арбате было пусто, и посреди улицы стоял джаз-диксиленд, состоящий из пожилых пьющих мужчин, и перед ними на брусчатке – коробочка из-под кефира для денег. Музыканты играли весело и чуть-чуть грустно. Кто-то из них улыбнулся и кивнул мне. И во всей этой картине с дождиком, Арбатом, музыкой и моим похмельем была такая могучая гармония жизни, что я опять ощутил плечом присутствие ангела и понял, что он специально мне это показывает. Хотелось радоваться и плакать, и это было счастье. Я высыпал музыкантам в коробочку остатки своих денег и, стараясь не расплескать счастье, осторожно поехал домой. ...Кстати, проведя некоторое время в поисках определения счастья и не удовлетворившись ни одним из прочитанных, я вывел свое собственное: «Счастье – это то, что нельзя запланировать».

Александра РАКОВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива