Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 11, 2011

МАИ: Полет научной мысли

Сегодня, как никогда, мир наводнен разработками, облегчающими повседневную жизнь человека. Например, элементами средств связи, IT-технологий. Людям необходимы и продукты стратегически важных исследований. Свою лепту в развитие современных технологий вносят и молодые ученые – студенты и аспиранты вузов. Один из них – Московский авиационный институт (МАИ). Здесь молодые люди не только учатся, но под руководством преподавателей и профессуры придумывают то, что в будущем поможет сделать жизнь человека не только комфортной, но и безопасной.

МАИ
МАИ
МАИ
МАИ
МАИ
МАИ
МАИ

Особенность МАИ, основанного еще в 1930 году, в том, что вуз исторически был создан для подготовки специалистов почти всех отделов опытно-конструкторских бюро и заводов авиационной промышленности – от проектирования конструкций крыла, фюзеляжа, шасси, двигательных установок до технологии и экономики производства. Чтобы научная мысль студентов имела разнообразное воплощение, на территории института есть исследовательские центры, лаборатории, конструкторские бюро, опытно-экспериментальный завод и даже свой аэродром! В МАИ учится около 20 тысяч молодых людей. Вуз проводит научные исследования по сквозному проектированию всех систем авиационной, ракетной и космической техники. МАИ единственный среди вузов в мире имеет сертификат разработчика авиационной техники и ведет учебно-научное сопровождение серийного производства летательных аппаратов.

В этом году на XI Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи НТТМ-2011 студенты МАИ представили несколько разработок. На базе кафедры аналоговых и цифровых радиоэлектронных систем существует свой научно-исследовательский центр cверхширокополосных технологий. Там молодые ученые под руководством преподавателей разрабатывают новейшие радиоэлектронные устройства по заказам отечественных и зарубежных фирм. В результате появились радиоустройства, излучающие сигналы в полосе частот 500 мегагерц и более. Сигналы позволяют передавать намного больше информации по каналам связи, а в радиолокации получать не просто отметки от самолета на экране радара в виде светлого пятна, а сразу радиоизображение воздушного судна на экране.

Есть и другие интересные продукты научного процесса – несколько сверхширокополосных радиолокационных устройств – радиолокаторы для обнаружения живых людей за непрозрачными преградами, дистанционного и бесконтактного контроля пульса и дыхания пациента в больнице, охраны грузов при транспортировке, система точного определения местоположения персонала и оборудования в здании, радиолокационный датчик для измерения скорости пульсовой волны.

Центр возглавляет доктор технических наук, профессор Игорь Иммореев. Вместе с ним работают опытные и молодые специалисты. В исследованиях по созданию аппаратуры в области медицины, охраны и спасения людей во время катастроф участвуют и студенты. Под руководством взрослых они становятся авторами изобретений и открытий. Среди работ – система охраны территории от несанкционированного проникновения людей и техники, предназначенная для регистрации нарушения границы контролируемой и охраняемой зоны, контроля передвижения объекта в пределах зоны. Охраняемыми объектами могут быть места дислокации войск и военной техники, площадки для мобильных установок МБР, атомные электростанции и другие стратегические объекты.

Создана и система точного определения местоположения персонала и оборудования в здании или на территории. Необходимость в постоянном контроле местоположения персонала и оборудования возникает в организациях, расположенных на больших территориях, – госпиталях, супермаркетах, зонах с повышенной опасностью (нефтяных терминалах, атомных электростанциях, надводных и подводных кораблях). Наблюдение обеспечивают с помощью сверхширокополосной, многопозиционной радиолокационной системы, в зависимости от величины территории состоящей из приемных устройств, соединенных проводными или беспроводными линиями связи с информационным центром. Контролируемый объект снабжен маломощным радиомаяком, излучающим радиосигналы с кодом, присвоенным объекту.

Благодаря молодым ученым из МАИ появился и радар для обнаружения людей за оптически непрозрачными преградами. Он нужен для повышения безопасности бойцов спецподразделений при проведении операций и для быстрого поиска пострадавших людей при ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Людей ищут в дыму, за стенами различной толщины, под снежными лавинами и развалинами зданий. Наиболее пригодны для решения задачи сверхширокополосные (СШП) радары, работающие импульсами длительностью в 1–2 наносекунды.

Часто оператору, выполняющему работу, требующую постоянного внимания (машинист тепловоза, водитель рейсового автобуса, дежурный у пульта атомной электростанции, ракетной установки), нужно вовремя сохранять и восстанавливать работоспособность. Здесь необходим постоянный мониторинг состояния человека, позволяющий быстро оценить изменение процессов адаптации организма к окружающей обстановке. Эти функции выполняет радар для дистанционного мониторинга психофизиологических показателей человека, разработанный учащимися и преподавателями МАИ.

Центром выполнено и представлено еще несколько разработок.

Сегодня состояние тяжелых больных в реанимационных и ожоговых отделениях больниц в основном оценивают с помощью приборов, непосредственно контактирующих с телом больного. Часто это создает некомфортные условия для послеоперационных больных, непригодно для использования при ожогах. Здесь спасает радар для круглосуточного мониторинга дыхания и пульса пациентов в реанимационных, ожоговых отделениях больниц и детских отделениях родильных домов.

Одним из основных методов борьбы с заболеваниями органов сердечно-сосудистой системы является раннее выявление ухудшения эластичности сосудистой стенки артерий путем измерения скорости пульсовой волны (СПВ) в артериях, в том числе при массовых осмотрах. Именно центр МАИ создал измеритель скорости пульсовой волны и вариабельности сердечного ритма.

Проекты разнообразны. Вот чем в науке, например, занимались студенты Артем Казаков, Сергей Шилин, Иван Мозгачев, Иван Копейкин, Антон Луговой, Никита Кряжев и аспиранты Николай Капырин, Александр Константинов, Илья Иосифов. Современным предприятиям необходимы системы визуального и тепловизионного контроля объектов. Ребята придумали систему съемки сложнодоступных объектов (частей объекта) с помощью микро ДПЛА вертолетного типа (мультироторной платформы). Основными достоинствами мультироторных платформ являются большой ресурс работы, низкая стоимость аппарата, ремонтопригодность, простота в эксплуатации и живучесть.

Проект «Микро ДПЛА (дистанционно-пилотируемые летательные аппараты) вертолетного типа» имеет большое значение для отечественной промышленности. У программы, созданной ребятами, есть хорошие перспективы и по непосредственному внедрению в производство. Беспилотным дистанционно-пилотируемым летательным аппаратам (ДПЛА) вертолетного типа будет найдено широкое применение в подразделениях МЧС и войсках гражданской обороны. Аппарат способен выполнять технологические операции в опасных для человека зонах (инженерная, радиационная, химическая и биологическая разведка). Также возможно вести контроль трубопроводов на газовых, химических и нефтяных магистралях для предупреждения аварий, охрану лесов и рыбоохрану, ледовую разведку, наблюдение за движением на дорогах, тепловизионную съемку. Одним из основных гражданских применений мультироторной платформы является профессиональная и любительская аэро-, фото- и видеосъемка.

Гордость МАИ – собственное авиационное ОСКБЭС МАИ. Начиная с 2000-х годов, это конструкторское бюро активно занимается воздухоплавательной тематикой. Здесь создано немало новинок, в том числе – легкий сине-белый с просто воздушными крыльями многоцелевой двухместный автожир МАИ-208, уже побывавший на многочисленных выставках. Он предназначен для использования на авиационно-химических работах, выполнения патрульных полетов, аэросъемки, инструментального мониторинга, перевозки небольших грузов, авиатуризма, авиаспорта. Он может быть использован как учебный автожир для первоначального обучения и переучивания летного состава, выполнения тренировочных полетов.

Автором проекта является коллектив специалистов под руководством главного конструктора ОСКБЭС МАИ Вадима Демина. В настоящее время заканчивается изготовление опытного экземпляра. Автожир МАИ-208 успел принять участие в авиасалоне «МАКС-2009», во 2-й и 3-й Международных выставках вертолетной индустрии «HeliRussia-2009» и «HeliRussia-2010». Взлетная масса аппарата – 550 кг, полезная нагрузка (включая массу экипажа, топлива, спецоборудования и химикатов) – 230 кг. Максимальная скорость горизонтального полета – 195 км/ч.

В МАИ учатся любознательные ребята. Они приходят не просто получить корочку о высшем образовании. Еще в школьные годы они интересуются всем, что связано с техникой, авиацией. Такие часто заглядывают в интернет в поисках новинок в этой сфере и, если не находят чего-то, обращаются к учителям. Еще в школе будущие студенты МАИ участвуют в конкурсах, мечтают, придумывают. А вуз дает им все возможности для реализации технической мысли. Их первые серьезные научные исследования – их будущая профессиональная судьба.

Александра РАКОВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива