Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 09, 2011

Полигон

Поступая в вуз, абитуриенты зачастую выбирают не конкретную профессию, а просто направление – техническое, гуманитарное, естественное. При этом молодые люди не всегда сами себе могут внятно сказать, что такое «работать в профессии». И, даже проучившись год или два, не знают, какого именно опыта и практических знаний им не хватает. Можно советоваться с профессорами, читать спецлитературу, смотреть интернет, посещать научные конференции, общаться со знаковыми людьми в профессии. Есть более простой путь. Вуз обычно предлагает старшекурсникам практику. Появляется конкретика, понимание предмета, возникают первые осмысленные, подкрепленные делом, вопросы. О реалиях применения теории прямо на месте событий рассказали студенты и руководители практики Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе.

Сергиево-Посадский учебно-научно-производственный полигон. Огромная территория, зелень, тишина, слышно, как плещет вода и стучат машины, где работают практиканты. Вижу, как часть ребят с деловым видом отправилась в геологический маршрут. Другие проводят экологорекогносцировку.

Начальник полигона кандидат технических наук Олег Васильевич Подмарков рассказывает о подведомственной территории и о своих подопечных. Сегодня здесь проходят практику 60 человек. В общей сложности приезжает до 180 студентов. Есть общежитие, возможность заниматься спортом.

Но самое главное – полигон. Необычность в том, что здесь все условия, чтобы одновременно могли пройти комплексную практику студенты многих специальностей: геодезисты, горняки, гидрогеологи, буровики, геофизики. Идет закрепление теоретических знаний, полученных в стенах вуза.

Можно заняться, например, геодезической съемкой – через ряд промежуточных точек пройти маршрут от точки «А» до точки «B», построить линию с точностью до миллиметра и долей градуса. Из оборудования используют теодолиты, нивелиры. Теодолит определяет углы поворота, расстояние, перепад по высоте. Наносят данные на бумагу. Должно совпасть – из какой точки вышли, в ту же и вернулись. Это работа с поверхностным слоем земли.

Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники за 2009 год, старший преподаватель кафедры гидрогеологии Татьяна Ивановна Климова руководит экологогидрохимической практикой. В вузе она преподает основы гидравлики, гидрологии, гидрометрии, поиск и разведку месторождений подземных вод. Практика состоит из двух направлений. Студенты гидрогеологического факультета изучают одновременно основы гидродинамики подземных вод и гидрогеохимию. Потом по этим направлениям они будут специализироваться.

Анализы и опыты проводят группами. Цель – получить параметры грунтов верхней части, создать шурфы. Коэффициенты фильтрации используются при расчетах организации сохранения отходов. Вторая часть – откачка воды из скважин. Студенты получают возможность проводить испытания, приближенные к тем, что на производстве. Эта практика длится три недели. Гидрогеологи обучаются на кафедре инженерной геологии. Специальности: гидрогеология, инженерная геология. Применение в основном – при инженерно-экологических изысканиях, проектировании объектов.

По инженерной геологии студентов востребуют ГУП Мосгоргеотрест, проектные организации. Занимающимся гидрогеологией и гидрогеохимией – профессиональная дорога в водоснабжение, проведение гидрогеохимических методов поиска полезных ископаемых.

Проблема – куда деть отходы, в том числе и радиоактивные, решается путем погружения отходов в найденные глубокие ловушки токсичных промстоков. Геологи знают, что взятое из геологической среды нужно вернуть обратно. Такие специалисты требуются в Росатоме.

На полигоне ребята изучают основы самого движения подземных вод, их питания. Это гидродинамика – основа движения. Две недели откачивают из скважины воду, делают наливы, используя бачок Нестерова. Приспособление применяется для определения коэффициента фильтрации зон аэрации. Цель – испытать верхнюю часть, зону геологического разреза. От литологии зоны аэрации зависит, с какой скоростью атмосферные осадки будут проникать на уровень грунтовых вод.

Ребятам интересно, как самый верхний водоносный горизонт защищен от поверхности, от атмосферных стоков, обогащенных чем-то, какую толщу проходит и чем очищается. Студентам надо рассчитать защищенность от любого загрязнения с поверхности. На производстве они уже могут построить карты, прогнозирующие ситуацию.

На полигоне преподавателям удобно объяснять, как влияют региональные факторы климата на формирование почв. В Подмосковье зона избыточного увлажнения и лиственно-смешанные леса. Это создает условия для формирования угольной кислоты. Появляются подзолистые почвы.

Студенты перешли с третьего курса на четвертый, прослушали достаточно теории, подготовлены к практике. Сюда приезжают те, кто распределен на полигон, по желанию могут практиковаться и вечерники. После нескольких недель на полигоне ребята меняются в отношении к профессии. Когда они здесь появляются впервые, начинают все своими руками прощупывать... Например, пришли на ручей. Здесь на поверхность выходит источник. Две недели не было дождя. Преподаватель может спросить: «Какое питание?» «Подземное». Почему он пересох? Почему опять появился? Все это студенты уже понимают и знают, и должны не перепутать со сточными водами, психогенной аномалией.

Кому-то может быть и скучно. Кто-то не очень понимает, что и зачем. Не осознал, не прощупал. Многим бывает трудно признаться, что не могут врубиться в тему. Куратор объяснит.

Держа в руках беретку, Виталий Горюнов рассказывает:

– Изучаем воду из-под крана. Сравниваем результаты с водой из скважины. Как при прохождении через наши трубы изменятся ее состав. Определяем жесткость. Здесь у нас хромоген, трилон. Состояние воды не очень хорошее... Когда идем в маршрут, обязательно одеваемся, чтоб не покусали комары, клещи. Несем с собой чемоданчик – полевую лабораторию Резникова.

Павел Сухорадо дополняет:

– Здесь есть все необходимое для определения макрокомпонентов... А вообще, если говорить о профессии, я сначала проучился два курса в другом техническом вузе и только потом понял, что не мое. Пришел в наш университет. У меня родители здесь учились. Сказали: «Попробуй-ка в геологию». С первого курса работаю в лаборатории, уже выступал на научной конференции. Моя работа – «Исследования нефтегазовых месторождений». Изучаю запасы, традиционные свойства пород, пористость. Могу точно сказать, что будущая работа связана с геологией. Более конкретно пока не знаю. Сначала надо поработать, понять, узнать все на практике. Потом, может, что-то получится и в научной сфере. В первую очередь важны опыт и знания. Тогда и финансы приложатся. А здесь все интересно с самой первой недели. Каждый день что-то новое. Была практика с буровой машиной. Сегодня химический анализ воды делаем, работаем со скважинами.

Девушка по имени Людмила посетовала, что не хватает именно того практического опыта, который они сейчас получают на полигоне:

– Теории много набрали. Теперь надо пощупать, потрогать. Сейчас просто тренируемся. В следующем году будет производственная практика – на предприятии. У меня есть однокурсник, который работает по профессии. Так он на голову выше нас в этой сфере!

А вот здесь копают и собираются что-то поставить в землю на кольца. Ксюша Смирнова пояснила:

– Это испытание – создаем шурфы. Дальше забиваем в грунт пару колец. На подставку ставим бачки Нестерова. Кольца будут стоять в воде. Хотим понять, возможно ли в этих породах создать бассейн-отстойник. Суглинки в основном водонепроницаемы. Правда, в таких породах и работать нелегко. Всего у нас шесть бригад по шесть-семь человек. Распределились сами. Многое дают беседы с преподавателями. В нашем вузе работают высокие профессионалы в своей области: профессор Владимир Михайлович Швец, Людмила Васильевна Жемерикина, Татьяна Ивановна Климова. С ними интересно. Кое-что можно узнать, побывав на научной конференции «Молодые – наукам о земле».

У нас есть специализации – инженерная геология, строительная деятельность и гидрогеологические изыскания. У всех преподавателей я спрашивала, почему кто-то выбрал геологию, а кто-то – гидрогеологию. Стало немного понятнее. Нужно, безусловно, больше знать о профессии. Геология – очень сложная отрасль. Но надо пробовать. Если понравится, будет твое. Если нет, век живи – век учись.

Я общаюсь со старшекурсниками в университете, – продолжает Ксения. – После окончания выпускники неплохо устраиваются. Наши преподаватели трудятся в различных организациях и приглашают после диплома к себе на работу.

Инженерная геология делится на два направления: просто инженерная геология – под новые строительные изыскания – и второе, когда производятся изыскания под существующими строениями. В деле с уже стоящими зданиями нужно быть аккуратным, ответственным. Существует множество методов по подержанию состояния стен. Сам главное сейчас на практике – быть собранным, дисциплинированным, сконцентрированным...

А это что? Настя Пустовалова идет с пакетом, наполненным водой и... травой. Оказывается, это пробы на тяжелые металлы. В пакет заливают воду. В данном случае должна быть безметальная вода. Корневая система травы может набрать в себя повышенное количество металлов, например, в рудном ореоле. Водную вытяжку проверяют в делительной воронке. Сегодня здесь анализируют техногенную аномалию – дорогу. В течение практики проводят много опытов. Предыдущая бригада насчитала 150 анализов – на катионы, анионы, индикаторные компоненты, показывающие силу источника загрязнителя...

Настя читает много специализированной литературы и по плану, и самостоятельно. В вузе прекрасная библиотека. Когда поступала в университет, понимала, что профессия будет востребована. Но чем заниматься конкретно – не знала. Когда начались предметы с расчетами, появилось желание узнать, откуда они берутся. И вот она здесь, на полигоне, на практике. Багаж знаний, цель, практически навыки делают выпускника конкурентоспособным в профессии.

Александра СТРУНЕЦ

(Окончание в следующем номере)

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива