Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 05, 2011

СТРАННЫЕ ДАМЫ ЛУКИ КРАНАХА

До чего странная сцена! Нечто похожее на фарс. Картина подписана Лукой Кранахом, одним из крупнейших художников Северного Возрождения. Официальный художник при дворе саксонского князя, он придумал германский стиль, отличный от канонов итальянского Возрождения, который царил до него. Его оригинальное произведение было вдохновлено европейским обществом XVI века, которое кипело под влиянием протестантской Реформы.

Уже в 1508 году гуманист Кристоф Шерл сравнивал художника с величайшими творцами Античности. И сегодня мир восхищается его утонченными ню. Но если знать, что Кранах был близко связан с Лютером, инициатором реформы, то его творчество продолжает разделять историков искусства. Имеем ли мы дело с художником-моралистом, как заставляют думать поучительные латинские надписи на его полотнах? Или это был знающий деловой человек, использующий классические сюжеты для написания эротических произведений? Споры не закончены.

Геркулес у Омфалы (1537)
Масло, холст. 120х84 см

Некоторые видят в этой картине аллегорию протестантской морали. Другие подозревают, что художник воспользовался предлогом для создания многоплановых фигур, соответствующих фантазиям его мужской клиентуры.
Стоит задать себе вопрос: не деловой ли человек указал путь художнику, и не задано ли большинство его эстетических воззрений коммерческой логикой.

1. Вглядитесь в этого смешного мужчину в центре. Это Геркулес, супер-герой греческой мифологии. Но что с ним произошло? Отметьте его глупую улыбку и влюбленный взгляд, придающий ему вид дурачка! Геркулес сидит и прядет шерсть, словно юная девушка. Он обменял свою палицу и привычные боевые принадлежности на крохотное веретено и надел на себя жемчужное ожерелье. Он даже напялил женский тюрбан... А ведь его имя – символ могущества, силы и мужества. Это полотно рассказывает о знаменитом эпизоде из греческой мифологии: о его связи с Омфалой, лидийской царицей (царство Малой Азии), в которую он безумно влюбился. Она заставила его вырядиться женщиной и научила прясть шерсть. Поменяв роли, она облачилась в львиную шкуру героя и вооружилась его палицей.

2. Понаблюдайте за женщиной справа, одетой в темно-зеленый бархат. Каков класс! Это и есть царица Омфала. Отметьте ее кривую улыбку и хитрющий взгляд. Она оценивает нас. Художник изобразил доминирующую Омфалу, которая занимает всю высоту картины, вынуждая согбенного Геркулеса, ряженого в смешной костюм, воздевать глаза к ней. В правой руке она держит моток шерсти, а Геркулес орудует веретеном. Хуже того, эта нить буквально привязывает героя к женщине.

В ту эпоху религиозные и светские тексты осуждали двоякую сущность женщин. И Северная школа, к которой принадлежал Лука Кранах, выводит на сцену их опасную власть, состоящую в том, чтобы подавлять ослепших от любви мужчин. «Лидийские женщины диктуют Геркулесу, какую работу ему исполнять: этот бог покоряется воле своей дамы. Так ядовитое сладострастие берет в плен великие души, а сладкая любовь утомляет великие сердца», – предупреждает латинская надпись над головами персонажей. Обратите внимание на пару перепелов на заднем плане – такова судьба этих птиц: вот что происходит, если дать волю чувствам, сообщает художник. До этого момента Геркулес и Омфала были символом супружеской любви. Но в пуританском и женоненавистническом климате царица внезапно обретает черты властной и тиранической женщины.

3. Отметьте нежность девушек из свиты царицы. Художник нарядил их в платья с обнаженной спиной, повязал им огромные ожерелья, символ прелюбодеяния. По легенде Геркулес проводил свое время в обществе распущенных молодых девиц. Отметьте фарфоровый цвет их лиц, миндалевидные глаза, удлиненные тела: таков канон красоты, изобретенный Кранахом. Этими женскими, чувственными фигурами, взятыми иногда из античности (Венера, Диана...), иногда из христианской культуры (Ева), художник навязал иной идеал, отличный от того, который существовал ранее, когда шел поиск идеальных пропорций. Он вывел на сцену очень молоденьких девушек, с торчащим животиком и перетянутой талией, чьи тела рисуют волнистую линию, близкую к готике. Одетые в красный или оранжевый бархат, они выглядят крайне эротично.

4. Восхититесь богатством тканей и отточенностью украшений. Когда Кранах писал эту картину, он уже тридцать лет состоял на службе у саксонских князей, написал для них несметное количество официальных портретов и религиозных или декоративных картин. Он также выполнял дипломатические поручения и встречался с ведущими лицами той эпохи – такими, как Карл Пятый, великий соперник Франциска I, или Мартин Лютер, основатель протестантства. В 1508 году он посетил Фландрию для встречи с Маргаритой Австрийской, правительницей Голландии. Там он виделся при дворе со множеством художников и гуманистов, прибывавших со всей Европы. Именно при контакте с этим блестящим обществом он и ввел в свое искусство уточенную элегантность.

5. Отметьте острейшее ощущение мизансцены. Вы словно попали в театр, Эффект усиливается нейтральным цветом фона, на котором выделяются персонажи. Видна сдержанность изображения, которую пропагандировали Лютер и протестантская Реформа. Но это устраивает художника, который эксплуатирует тенденцию, чтобы лучше соответствовать пожеланиям своей клиентуры. Ибо этот человек – хороший бизнесмен, а его ателье является предприятием, где трудятся 25 подмастерьев, серийно производящих Ев, Венер или Лукреций... Всего насчитывается сорок «Венер», тридцать «Адамов и Ев», десяток «Судов Париса»! Художник даже продает произведения по заданной модели. Клиенту выбирать ту или иную обнаженную, тот или иной декор, тот или иной фон! Ателье множит версии одного и того же сюжета, исходя из стандартов, установленных самим художником. После смерти Кранах оставил внушительное наследие: более 400 картин с печаткой маленького крылатого дракона, держащего кольцо с рубином, служащего подписью творца.


«Три грации» попали в Лувр, благодаря дару

Эта небольшая картина Кранаха была приобретена Лувром благодаря щедрости французов. Месяцем ранее некое уважаемое благотворительное общество бросило призыв о сборе денег в интернете. Ему не хватало одного миллиона евро для удовлетворения четырех требований от продавца. И оно выиграло пари! За месяц скинулись более 5 000 человек, внесших от 1 до 1 500 евро. Были взносы и в 10 000, и даже в 40 000 евро.

1472. Рождение 4 октября Луки Мюллера в Кранахе, в Верхней Франконии.
1500. Первые произведения, вдохновленные гравюрами Альбрехта Дюрера.
1505. Становится официальным художником князя Саксонии, Фредерика Мудрого. Создает свое ателье в Виттенберге.
1508. Поездка во Фландрию. Утверждение собственного стиля.
1517. Начало дружбы с Лютером. Он ставит свой талант на службу протестантизму.
1520. Получает привилегию аптекаря, что открывает ему доступ к пигментам и красителям для создания собственных красок.
1522. Создает иллюстрации к Новому Завету на немецком языке, опубликованному Лютером.
1525. Усиление деятельности его ателье. Он рисует все больше ню и создает аллегорические сюжеты.
1537. Он становится бургомистром Виттенберга и дважды переизбирается на этот пост.
1553. Умирает 16 октября в Веймаре в возрасте 81 года.

Подготовила Марина ХОВАН

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива