Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 05, 2011

Президент Д.А. Медведев ответил на вопросы студентов

В МЭИ прошла встреча Президента России Дмитрия Медведева со студентами, преподавателями и молодыми учеными, которые представляли вузы из разных городов России. Расспрашивали о самом насущном молодые люди из Санкт-Петербурга и Томска, Новосибирска и Саранска, Иркутска и Казани, Липецка и Саратова, и, конечно, Москвы. Некоторые моменты президент просил взять на карандаш присутствующего здесь министра образования и науки Андрея Фурсенко.

Президент Д.А. Медведев в МЭИ
Президент Д.А. Медведев в МЭИ
Президент Д.А. Медведев в МЭИ

Президент начал с того, что, когда он 19 лет назад оканчивал школу, большинство его товарищей выбрали инженерные специальности и удивились, что сам он пошел в гуманитарии – на юридический факультет ЛГУ. Сегодня ситуация коренным образом изменилась – экономике остро не хватает именно технарей, престиж инженерных профессий резко упал.

В 2010 году на технические специальности поступили 217 тысяч абитуриентов. В принципе – немало. Но из общего количества вузов лишь 30 процентов – инженерные. К тому же, как однажды заметил Дмитрий Медведев, две трети выпускников обычно после выпуска куда-то пропадают, то есть начинают работать не по специальности.

– Мне хотелось бы, чтобы вы мне прямо, абсолютно честно и откровенно сказали, что мы должны сделать и для популяризации инженерного образования, и, конечно, в целом для поддержки инженерного сословия в нашей стране. Это исключительно важно в плане создания новой экономики, модернизации технологического уклада.

В этом плане наиболее интересным был вопрос Юлии Ромашовой из Новосибирского государственного технического университета:

– Молодым специалистам нужна интересная и перспективная работа. На государственных предприятиях сплошь устаревшее и изношенное оборудование. Планируется ли их переоснащение?

Мнение президента:

– Государство станков не закупает и на предприятия не поставляет. В ряде случаев мы идем на создание больших корпораций, в ряде случаев происходит приватизация государственных предприятий. Но некоторые в силу специфики их работы должны остаться государственными. Программа технологического перевооружения, конечно, должна создаваться на самом предприятии. Там должны рассчитывать эту программу исходя из возможностей реализации собственной продукции. Это рынок!

Екатерина Сбитная из Московского государственного университета путей сообщения слышала о том, что есть предприятия, которые готовы обучать молодых специалистов, развивать их потенциал. Но будущие выпускники не знают, куда обратиться. Можно ли создать какую-то всероссийскую базу данных, где предприятия могли бы заявлять о том, что им нужны молодые специалисты, что они готовы с ними работать?

Мнение президента:

– Вообще-то, конечно, сам университет должен помогать своим выпускникам и студентам в трудоустройстве. Я встречался на «Метровагонмаше» с представителями работодателей, они люди абсолютно конкретные, и у них есть понимание того, каких выпускников они хотели бы видеть. Конечно, хорошо бы студентам проходить производственную практику на том предприятии, на котором они будут работать, или хотя бы по той специальности, которой обучаются, чтобы представлять, с чем придется иметь дело.

Уже есть неплохая система информирования о вакансиях, есть специальный сайт, который ведет Министерство по социальному развитию. На этом сайте на настоящий момент перечислено больше миллиона вакансий. Сайт открытый, там есть и инженерные специальности, и не инженерные, туда можно просто поместить анкету. Так что система информирования в стране складывается. Она не идеальная, но она работает, и не только на этом сайте. Подобные порталы и сайты есть в каждом регионе. Там все подробно изложено, с зарплатой и с требованиями. Я сам проверял.

Павел Саркисов из МГТУ имени Баумана поделился своими мыслями о том, что процесс эффективной модернизации сегодня не ограничивается рамками одного государства. Инженеру уже недостаточно владеть своей специальностью, необходимы профессионалы международного уровня. Это означает не только знание иностранных языков, но и обладание междисциплинарным мышлением, коммуникативной компетенцией, навыками работы в команде, опытом ведения презентаций, публичных выступлений. В Бауманке появился авторский курс, где вырабатывают эти навыки. Можно ли распространить эту отлаженную технологию за пределы одного вуза?

Мнение президента:

– Мне кажется, стоит эту технологию посмотреть, передать ее в Министерство образования. Если министерство (это их ответственность) сочтет опыт правильным, нужно его растиражировать и передать другим вузам. Это будет правильно.

Александр Бархатов из Томского политехнического университета посетовал на то, что студенты в общежитиях живут по три-четыре человека в комнате, поэтому трудно заниматься. Да и мест в общежитиях не хватает.

Мнение президента:

– Конечно, общежитие должно быть одним из приоритетов развития университета. По-хорошему, любой вуз должен постараться создать свой кампус, где будет всё: и общежитие, и спортивная база, и досуговая составляющая... Но делать это придется не только за счет государственных программ, но и за счет фондов самих университетов. Поэтому в каждом вузе должна быть своя программа развития общежитий – естественно, поддержанная Министерством образования. Дело это, конечно, не быстрое, но вести нужно именно к созданию новых университетских городков, где будут созданы все условия. Заниматься этим надо обязательно.

Тему подхватил доцент НИУ МИЭТ Константин Лялин, который считает, что одним из стимулов привлечения в вузы молодых сотрудников было бы создание для них небольших поселений на расстояниях автомобильной доступности, если бы государство нашло возможность выделить участок земли из расчета 10–15 соток на семью. Это важно для развития науки: среда проживания – один из важнейших факторов для прорыва, технологического в том числе.

Мнение президента:

Президент Д.А. Медведев в МЭИ
Президент Д.А. Медведев в МЭИ

– Нужно выйти с инициативой (хотите – можете сделать это через Министерство; хотите – сами подайте предложения), чтобы губернаторы регионов рассмотрели вопрос о создании компактных поселений для молодых преподавателей университетов и создали специальную программу под это. Вообще идея неплохая. Давайте подумаем, чтобы создать по всей стране такую программу.

Сергей Панарин сейчас заканчивает аспирантуру МАИ. Прошлым летом он поехал в Кембридж – посмотреть, как там обстоит ситуация с наукой. Побывал в Cavendish lab – лаборатории, где в 50-е годы открыли спиральную структуру ДНК. И понял, что качество российского образования очень высокое. Чувствовал себя абсолютно в теме, понимал, о чем идет речь, мог активно участвовать в учебном процессе. Нельзя снижать планку нашего образования, считает Сергей.

Мнение президента:

– Приятно это слышать. Наши школы все-таки котируются в мире. В то же время нужно видеть перспективу, заниматься развитием науки: и прикладной, и фундаментальной. Я и к вам обращаюсь как к молодому ученому, и к ректорам. Надо, чтобы вопросам публикации, цитирования, защиты и наших разработок, и просто авторских прав на те или иные научные работы уделялось повышенное внимание. Только в этом случае будут расти рейтинги наших университетов, потому что это тоже притча во языцех. Мы иногда с обидой смотрим на эти мировые рейтинги и говорим: «А почему наших здесь нет? Неужели мы хуже?» Так что это вопрос еще и пропаганды, пиара, собственной раскрутки. Надо уметь себя предъявлять и пропагандировать.

Студент МАИ Руслан Кахраманов говорил о том, что практически во всех вузах существуют студенческие инициативные группы и конструкторские бюро, которые активно привлекают студентов к освоению новейших методов и инновационных программных комплексов. Ряду ведущих вузов присвоен статус научного исследовательского университета, национального университета, выделены средства, но они не предусматривают организацию и участие таких студенческих групп в международных конференциях и стажировках с целью максимального повышения эффективности внедрения передовых методов и технологий. Необходимы стажировки в ведущих технических университетах мира, допустим, таких, как MIT (Массачусетский технологический институт).

Дмитрий Медведев обратился к министру А.А. Фурсенко:

– Андрей Александрович, вполне конкретный вопрос и вполне конкретное поручение. Если это не противоречит фундаментальным принципам траты соответствующих денег, направляемых в исследовательский университет, я бы это поддержал.

Конечно, нужно обязательно на стажировки за рубеж ездить. Никакой виртуальный контакт не решает всех вопросов, всё нужно посмотреть своими глазами, пощупать, что называется.

Аспирантку Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Юлиану Семенову волнует вопрос о том, что большинство выпускников техникумов сразу забирают в армию, и в вуз они уже не попадают. А серийное производство наладить без техников и инженеров невозможно.

Мнение президента:

– Считаю, что плохо «рвать» образование. Человек должен служить или до поступления в высшее учебное заведение, или после, а рвать на части – это плохо, потому что многие в вуз просто не возвращаются. Что касается студента техникума, то, если он впоследствии поступает в университет, такое образование прерывать действительно неправильно.

Аспирант НИТУ МИСиС Андрей Воронин озабочен финансовой поддержкой малых инновационных предприятий, созданных молодыми предпринимателями. В Москве была программа их поддержки, но С.С. Собянин эту программу – выделение субсидий на покупку основных средств – пока заморозил. На федеральном уровне планируется ли поддержка по 217 закону?

Мнение президента:

– На федеральном уровне, считаю, это делать неверно просто потому, что федеральный бюджет, конечно, на такие цели расходовать не стоит. А вот региональные программы, которые были свернуты в Москве, это как раз самое то. И регион-то как раз должен сам выбирать, кого поддерживать. Что касается субсидий, я скажу Собянину, пусть они вернутся к этому вопросу.

Дмитрий МИХАЙЛОВ, руководитель конструкторского бюро Национального исследовательского ядерного университета МИФИ посетовал на то, что не хватает инженеров-технологов. Это те люди, которые действительно налаживают производство. Хорошая программа модернизации развернута в Сколково. Вопрос – кто будет налаживать производство? Ведь сейчас на станках, которые даже из-за границы поставляются, большинство выпускников колледжей работать не умеют...

Мнение президента:

– На 100 процентов согласен, что колледжам нужно уделить особое внимание. Если инженерное образование сохранилось и остается сильным, то система среднего специального образования, к сожалению, деградировала. Речь идёт и о ПТУ, и о колледжах, и о других средних учебных заведениях профессионального образования. Сейчас мы ее стараемся возродить.

Когда компании покупают иностранное оборудование, приезжает огромное количество иностранных специалистов, а это денег стоит немаленьких, и они довольно долго учат наших. Конечно, желательно не иностранцев сюда звать, чтобы они просто, извините, гайки крутили, делали какие-то неквалифицированные вещи, а наших отправить туда поучиться на месяц-другой. Это было бы правильно.

Конечно, президенту задавали и много очень конкретных вопросов, на которые он постарался ответить. Но нам хотелось рассказать о тех, которые волнуют все студенчество и молодых ученых и предпринимателей. А что касается основной темы разговора – как поднять престиж инженерной специальности, – Дмитрий Медведев припомнил один эпизод:

– Будучи довольно молодым юристом, я общался с представителями иностранного бизнеса. Тогда огромное распространение получили визитные карточки, на которых писали всякую всячину. Некоторые карточки были вот такого размера, одно перечисление титулов занимало десять строк: кандидат таких-то наук, доктор таких-то наук, действительный член несуществующей академии наук, еще кто-то. Чем больше этих регалий было, тем круче был персонаж. Но запомнился разговор с одним немцем. Он мне протянул визитку, на ней была надпись: «Вилли такой-то, дипломированный инженер», и всё. Вот это действительно круто!

Подготовила Валентина ПЬЯНКОВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива