Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 05, 2011

Олег Янушевич: Врач понимает боль...

(Начало в № 4, 2011)

В Московском государственном медико-стоматологическом университете учат будущих докторов, применяя новейшие технологии, оборудование, методы. Но медик – профессия, в которой соединяются опыт, знания и человеческие качества. О своем вузе, о том, что такое русская стоматологическая школа, и о многом другом мы продолжаем беседовать с ректором МГМСУ, заслуженным врачом РФ, доктором медицинских наук, профессором Олегом ЯНУШЕВИЧЕМ.

– Олег Олегович, все-таки врач – особая профессия. Нужно повышать квалификацию каждые несколько лет...

– Через 10–15 лет после начала практической работы многие врачи уже не столь критически относятся к себе, меньше внимания уделяют переподготовке. Как ни странно, активно учатся недавние выпускники и люди предпенсионного возраста.

И в стоматологии, и в медицине вообще не бывает пустот. Например, в Германии каждые два года проходит знаковое событие – стоматологическая выставка «K?lnmesse». Там демонстрируют новые методы лечения, технические новинки. В области фармации каждые полгода выходят новые препараты. Если врач выпадает из ритма, он безнадежно отстает. Такие медицинские светила, о которых я сказал в начале как о руководителях наших научных направлений, учились и будут учиться всю жизнь. Они понимают: чтобы быть топ-лидером в своей специальности, надо находиться на гребне волны. В МГМСУ есть переподготовка.

– Вы – не только ректор, но и ученый. Есть научные работы, под Вашей редакцией вышел учебник «Медицинская и клиническая генетика для стоматологов», Вы заведуете кафедрой...

– Больше не заведую кафедрой, так как по условиям контракта не имею права совмещать руководящие должности внутри университета. Конечно, мне как специалисту и исследователю грустно. Но закон есть закон. Зато сохранилась возможность общения со студентами. Впервые в 2010 году мы открыли курс «Введение в специальность», лекции по которому читал я. Мне кажется, это важно. Когда-то лекции были обязательными. Потом их читать перестали. Мы их возродили.

Сфера моих научных интересов – вопросы стоматологии. В частности, раздел о пародонтологии, которым занимаюсь со времен студенческого кружка. Это главное и в моей практической деятельности. Меня интересует вопрос о клонировании зубных зачатков. Почти два года назад в нашем университете делал доклад японский коллега. На его родине ученые достигли в этой области большого прогресса. Думаю, еще 10–15 лет, и клонирование зубных зачатков станет обычной практикой.

Как главного стоматолога Минздравсоцразвития РФ и практикующего врача меня интересует и другая проблема. Считаю, что не столь активно, как хотелось бы, развивается робототехника в стоматологии. Сейчас обсуждаем связанный с этим проект создания лаборатории.

Посмотрите на современных детей. Их называют индиго, поколение «пепси», люди с компьютером в голове. Они растут и формируются в среде IT-технологий, она для них гармонична. Дети стали меньше собирать игрушки «Lego» руками, делают это с помощью компьютера. Так проще и удобнее. Эту тенденцию надо понимать. Соединение навыков, полученных в детстве при использовании джойстиков, различных игровых устройств, наверное, было бы адекватно приспособить к будущей практической деятельности. Это может изменить и качество стоматологической помощи в том числе.

– Чьи научные исследования были для Вас образцом в начале профессионального пути?

– Мой путь в медицине начался непросто. Не поступив в этот университет, отработал год санитаром на одной из кафедр. После службы в армии все-таки поступил сюда. Окончил учебу с красным дипломом. Начиная со второго курса, ходил в кружки. На третьем уже активно вел прием пациентов. После окончания 5 курса принимал по 12–15 человек в день. Это была каждодневная норма. Так работал на протяжении интернатуры, ординатуры, будучи ассистентом и потом – доцентом.

Беспокоит, что современные студенты после окончания университета боятся практически себя реализовывать. Этот момент – один из негативных в сегодняшнем образовании. Сейчас разрабатываем образовательный стандарт третьего поколения. Он определит характер и уровень подготовки студента, который сразу после окончания вуза сможет работать в практическом здравоохранении.

– Что конкретно надо для этого сделать?

– Работать каждый день. Во всяком случае – просто практиковать. Понимаю, что должны быть созданы соответствующие условия. Среди моих учителей хотел бы выделить и сегодня работающих в университете доцента Юрия Бархатова, профессоров Виктора Кочержинского, Евгения Волкова. Эти люди помогли мне стать специалистом. Хочу вспомнить, к сожалению, ушедшего из жизни, своего учителя и научного вдохновителя профессора Гарри Барера. Он воспитал меня как ученого, человека и преподавателя.

Современные молодые люди могут ориентироваться в практике и науке на работу и достижения Леонида Персина, Игоря Лебеденко, Сергея Арутюнова, Алексея Дробышева, Ореста Топольницкого, Валентины Елизаровой, Ларисы Кисельниковой, Эдит Кузьминой, Александра Малого.

Главное во всех ситуациях – оставаться самим собой. Существует не совсем верное мнение, что врач циничен. Конечно, с одной стороны, он обязан уметь абстрагироваться от боли. С другой – врач понимает и саму боль, и осознает, что может избавить от нее человека.

У нас главная проблема: медикам мало платят. Знаю многих современных докторов, которые беззаветно служат своей профессии и не получают супергонораров. Есть врачи, имеющие супергонорары и прекрасно лечащие людей. А есть получающие крупные гонорары и не оправдывающие эти деньги своей работой. В социально нормальном обществе ни врачи, ни педагоги не должны нуждаться.

Считаю, что для любого врача важно вести здоровый образ жизни. И не потому, что он сам должен быть примером. Можно покурить, и никто этого не заметит. Дело в том, что здоровый человек внутренне гармоничен.

– Знаю, что Вы катаетесь вместе со студентами на лыжах...

– На лыжах и на коньках. Мы вообще проводим много спортивных мероприятий. В День влюбленных организуем катание на коньках на Петровке, там бывает до 2500 ребят. Два-три раза в год проходят Дни Здоровья МГМСУ. Есть соревнования по плаванию, Кубок ректора по футболу. Стараюсь общаться со студентами. До недавнего времени ежедневно отвечал им на странице веб-сайта университета. Из-за нехватки времени часть этой работы пришлось передать помощникам. Но на самые острые вопросы и сообщения, требующие моего участия, все равно отвечаю.

– Что Вы как глава медико-стоматологического университета считаете своей главной победой в вузе?

– Достижения не я должен оценивать. Стремлюсь, чтобы университет успешно функционировал. Необходимо формировать условия для повышения качества подготовки специалистов, качества оказываемой в клиниках вуза медицинской помощи, безопасности студентов. Стараюсь эти задачи решить. Не все получается. Но эти вопросы для меня сегодня главные. Жертвую где-то своей профессией, наукой ради того, чтобы университет развивался, чтобы в вузе все было хорошо.

– МГМСУ сотрудничает с зарубежными вузами?

– Мне иногда говорят, что даже чересчур много. А я считаю, что чем с большим количеством вузов сотрудничаем, тем лучше. У нас свыше 48 договоров с разными университетами мира – в основном, с образовательными учреждениями Германии, Франции, Италии, Америки, Финляндии, Норвегии. Сотрудничаем и с вузами Беларуси, Украины. Важен обмен студентами. В рамках президентских стипендий отправляем учащихся за рубеж. Там они обретают колоссальный опыт, получают эмоциональный настрой.

– Достаточно в вузе общежитий?

– У нас их четыре. Два из них – студенческие. За последнее время удалось отремонтировать корпуса, создать более или менее приличные условия. Но все равно мест не хватает. Общие кухни и санузлы, проживание по четыре человека в комнате – к сожалению, таковы будни. Это, кстати, негативное влияние ЕГЭ – нет возможности регулировать целевой набор. В идеале хочется, чтобы в корпусах были двухместные комнаты, отдельные санузлы, кухни. Надо строить новое общежитие.

– Как университет поддерживает учащихся финансово?

– Стипендии небольшие: 900 рублей – обычная, 1400 рублей – повышенная. Студентам-сиротам выделяем материальную помощь, покупаем вещи. При 7000 обучающихся (из них около 5000 студентов) бюджет распределить непросто. Многим ребятам приходится подрабатывать. Деньги стали определять позиции в обществе. Государство и семья должны воспитывать другие общечеловеческие ценности.

– Совместимо ли понятие «современный студент-медик» и необходимые настоящему врачу категории «человечность», «доброта»?

– Антонов Чеховых становится меньше. Говорят: сегодняшнее поколение более черствое. Нет, но оно, к сожалению, более инфантильное, чем молодые люди в 80-х или 90-х годах прошлого века. Современные ребята сконцентрированы на определенных понятиях, устремлены на достижение конкретных целей. Наверное, это неплохо. Помните, Иешуа в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» говорил, что все люди добрые? Мы не всегда эту доброту можем увидеть, но все люди добрые.

Беседу вела Александра РАКОВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива