Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 04, 2011

Анатолий Александров (МГТУ): Чтобы «инженер» звучал гордо!

(Начало в № 3, 2011)

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана – крупнейший технический вуз в стране и один из ведущих в Европе. В 2010-м Бауманке исполнилось 180 лет. Здесь учились «звезды» науки – Николай Доллежаль, Сергей Королев, Павел Сухой, Андрей Туполев. Пережив трудные 1990-е и кризис, в общероссийских рейтингах Бауманка продолжает занимать первые места среди технических вузов. В апреле 2010 года ректором МГТУ им. Н.Э. Баумана стал доктор технических наук, профессор Анатолий Александров. Он сам – выпускник Бауманки, работал здесь инженером, был инженером-конструктором, директором Опытного завода МГТУ имени Н.Э. Баумана. О проблемах и жизни вуза знает не понаслышке.
Наша беседа продолжается.

Ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана доктор технических наук, профессор Анатолий Александров
МГТУ им. Н.Э. Баумана
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
МГТУ им. Н.Э. Баумана
МГТУ им. Н.Э. Баумана
МГТУ им. Н.Э. Баумана

– В вашем вузе есть Центр защиты интеллектуальной собственности. Появляются изобретения?

– Баумановцы всегда отличались способностью к изобретательству, поиску, конструированию. Это наш конек. Когда вспоминаем об интеллектуальной собственности, понимаем: в нашей стране в этом смысле не все отрегулировано, есть проблемы. До последнего времени университет вообще не мог использовать свою интеллектуальную собственность, чтобы создать новый продукт, образовать малое предприятие.

Сегодня ситуация меняется, меняется и законодательная база. Мы стали создавать свои малые предприятия. Их десять. Молодые преподаватели, студенты используют свои изобретения и разработки, чтобы продавать продукцию, которую сами придумали и создали. Но надо доказать, что продукт – твой собственный. Нужно уметь это делать. Поэтому Центр защиты интеллектуальной собственности и существует.

Наши победители Всероссийского конкурса по инновационным разработкам получили грант на стажировку в Силиконовой долине в США. Их даже уговаривали остаться, но они вернулись. Сегодня у молодых исследователей есть финансирование, которое само их нашло. Они работают здесь на малых предприятиях.

Другие наши ребята стажировались во Франции. Они создали биомедицинскую технику с особым датчиком для мониторинга состояния сердечно-сосудистой системы. Ситуация оказалась похожей. Во Франции появились коллеги, спонсоры готовы вложить средства в организацию выпуска приборов. С одной стороны – мобильность. С другой – возможность для молодых исследователей каждую свою находку коммерциализировать, ввести коммерческую составляющую в инженерную жизнь. Они становятся менее зависимыми финансово от сегодняшнего дня и невысокой зарплаты преподавателя, могут спокойно продолжать исследования.

– Много аспирантов в Бауманке?

– Их число не уменьшилось и не увеличилось. Есть оптимум, который мы можем подготовить. Беда в другом. Аспиранты получают стипендию 2000 рублей. Отдаться исследованиям, науке эти молодые люди, к сожалению, не могут. Они вынуждены подрабатывать. Хорошо, когда аспирант поступает к научному руководителю, который ведет один из проектов. Если у проекта есть финансирование, аспирант участвует в разработках и получает зарплату. Но, к сожалению, у всех – не получается. Однако это единственный путь, который позволяет готовить смену для сегодняшних преподавателей.

Специалисты высшей квалификации с неба не падают. Их надо подготовить. Мы, безусловно, сами их должны готовить. Устраиваем им разнообразные стажировки в Америке, Англии, в ведущих западных университетах. Но базовое образование они получают здесь. Интерес к науке сейчас повышается. Наша задача – материально обеспечить молодую генерацию ученых. И государство должно нас в этом поддерживать.

– Многие студенты начинают практически с первого курса работать – это хорошо?

– Считаю, что плохо, потому что – рано!. А вот с третьего-четвертого курса студент обязательно должен начинать работать, но – по специальности. Потому что только так можно подготовить специалиста.

Вот вы мне задавали вопрос об образовании через науку. Сегодня многие университеты взяли это как девиз. Родился он у нас в вузе и начинался как обучение через практику. Студент должен применить свои знания, поработать инженером, разработчиком, железо руками потрогать. Только так получится не бумажный, а настоящий инженер. Закончив вуз, молодой человек не появляется на производстве как инородное тело. Студенты старших курсов у нас практически все разобраны – где-то работают.

Другой разговор – ребята с младших курсов, как правило, из небогатых семей. Но есть вариант. Уже 10 лет у нас существует Студенческая община, где новичкам помогают. Они приходят в штаб общины. Им находят подработку на два-три часа. Конечно, не невесть что. Где-то что-то разгрузил, помог передвинуть, покрасил – вот и заработал себе на джинсы, учебники, хороший ужин – и побежал дальше заниматься.

Создали целую информационную систему, там есть расписание занятий, ребятам не разрешают подрабатывать, когда у них проходят, например, лабораторки. Работа – только в свободное время и не больше двух-трех раз в неделю. В студенческой общине младшекурсники сплачиваются и одновременно не уходят на постоянную работу. Ни один работодатель не заинтересован, чтобы молодой человек отвлекался на учебу. И мы теряем хороших студентов. А когда молодой человек имеет возможность подработать между делом, он и от учебы не оторвался, и на жизнь немного заработал. Такой вид подработки мы поддерживаем.

– А когда старшекурсник связывает себя с наукой?

– Вот тут мы – за! Если молодой человек с третьего или четвертого курса участвует в научных исследованиях рядом со своим учителем, видит, как идет поиск, как преподаватель находит решение, это нормально.

– Расскажите, пожалуйста, о студенческой практике.

– Этим пронизан весь период обучения, начиная с первого курса. Есть практикум, который называется «мастерские». Ребята проходят через все технологические «мастерские». Там практические занятия. Студенты приобретают элементарные навыки того же литья, механической обработки, сварки. Это первое знакомство.

После первого курса начинаются практики на промышленных предприятиях в течение двух-четырех недель. На первой технологической практике осваивают полурабочие специальности. Во время второй практики работают технологами на предприятиях – в цехах, технологических бюро, которые их специальностям близки. После четвертого-пятого курса есть практики, которые носят конструкторский характер. Работают непосредственно по специальности в конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, на фирмах и в корпорациях. Во время самой большой, преддипломной практики студент свой диплом делает на предприятии, участвуя в конкретных разработках. Его диплом – часть конкурсной разработки, методики, проекта.

– Анатолий Александрович, Вы сами сейчас читаете лекции?

– Читаю, но мало. Ректорский график очень загружен. Тем не менее стараюсь, чтобы этот вид преподавательской деятельности не уходил. Есть ученики, аспиранты, научное направление. Один из проектов, выигравших конкурс – мониторинг и управление рисками, – моя научная тематика, моя научная школа. У меня защитилось четыре аспиранта. Еще трое сейчас участвуют вместе с нами в исследованиях. Поэтому им легче защищаться, внедрять результаты поисков. Ведь техническая диссертация без внедрения не имеет смысла. Должен быть реальный результат. Тематика – управление рисками в области защиты окружающей среды.

– У кого Вы учились?

– К своим учителям я отношу одного из ректоров Бауманки Георгия Николаева. Он был моим наставником и в человеческом плане. Я был секретарем комитета комсомола Бауманки, много с ним общался, жизненные взгляды впитал от него: мировоззрение, отношение к людям, внимание, отношение к здоровью. Как-то мы опаздывали куда-то на очень ранний авиарейс. Мне было неловко, что ему, 70-летнему человеку, приходилось вставать рано. А он сказал: «Ничего-ничего я на 40 минут сокращу свою зарядку». Вот отношение человека к своему здоровью...

Помню жесткого, требовательного первого своего научного руководителя Геннадия Бобровникова, который учил меня распоряжаться своим временем. Жизнь была «очень крученая». Я получил от него первые научные азы, одновременно научившись настолько плотно формировать свое время, чтобы каждая минута приносила отдачу.

В научном плане моими учителями являются профессор Алексей Архаров, академик РАН Николай Алешин. По жизни помог мне найти себя, научиться работать видный общественный и государственный деятель, ученый Леонид Терещенко.

– В Бауманке есть свое телевидение, проходят конкурсы, трудятся замечательные творческие коллективы, например, хор «Гаудеамус». Бываете на мероприятиях, выступлениях вузовских коллективов?

– У нас есть молодежные праздники «Тусовочка», «Мисс очарование». Ребята организуют роскошные праздники. Такое ни в одном театре не увидишь. На этих праздниках стараюсь бывать обязательно. Это часть моей жизни, мое общение со студентами. Без этого ректор не может!

– Ваша мечта ректора здесь, в вузе – это?..

– Сильно вы спросили! С одной стороны, очень хочется, чтобы результаты усилий всего нашего коллектива были такими, чтобы мне лет через пять было не стыдно смотреть в глаза и студенту, и седому профессору. Мечтаю, чтобы сегодня и сейчас преподаватель, научный сотрудник и инженер почувствовали себя в жизни комфортно. К сожалению, престиж инженерного и преподавательского труда занижен. Хочется, чтобы «инженер» – звучало гордо. Если это сбудется, буду счастлив!

– Вы стали ректором в свой день рождения. Это был для Вас подарок или большой груз ответственности?

– В день рождения избрание ректором – конечно, подарок. Но ректорский труд – огромная ответственность. Побеждает чувство всеобъемлющей ответственности перед людьми, которые тебе доверили этот пост. Сегодня высшая школа реформируется. Она еще не справилась с последствиями 90-х годов, когда мы многое потеряли. Во всех высших учебных заведениях, и у нас в том числе, стареет преподавательский коллектив. Мы потеряли целое поколение. 40–50-летних совсем немного. Произошел сбой. Отсюда трудности.

Но страна – на пути модернизации, инновационного развития, и тут важна университетская наука. Поэтому для нас – время напряженного, конструктивного и радостного труда, когда мы можем увидеть преобразования своими глазами. С таким настроением наш коллектив работает.

Да, есть сложности: материальная неустроенность, устаревающая материально-техническая база. К сожалению, у государства на все денег не хватает. Мы стараемся зарабатывать сами. Объем научно-исследовательских хоздоговорных работ приближается к 2 млрд рублей в год. Это серьезное подспорье для университета – для повышения зарплаты, обновления научно-исследовательского испытательного оборудования. Участие в разработке новой техники позволяет нам учить студентов на новейших технических достижениях. Всегда был девиз: на чем летали – на том и учили. Если от этого отойти, прогресс в технических университетах закончится. А мы себе этого позволить не можем!

Беседу вела Александра РАКОВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива