Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 11, 2004

Илья Хотиненко: Cнимать кино – это все, что я умею

Киношными династиями в наше время уже никого не удивишь. Трудно сказать, кто сегодня не знает Филиппа Янковского, Федора Бондарчука или Александра Лазарева. А скоро широкому зрителю предстоит знакомство с Ильей Хотиненко, к Новому году выходит его фильм «Зови меня Джинн». Впрочем, кое-кому из отечественной публики этот режиссер уже известен: по телевизору показывали его фильм «Лицо французской национальности» (любителям кино он запомнился по «Дебют-Кинотавру-2000», где эта лента была чуть ли не единственной полноценной картиной среди творений молодых мастеров). А еще год назад любители «голубого экрана» бурно обсуждали ленту «Золотой век», в которой дебютировала экс-блестящая Ольга Орлова. Впрочем, сам Илья своими «телевизионными» фильмами не очень-то доволен…

- Дело в том, что проекты обоих этих лент были уже практически готовы, когда меня туда пригласили. В «Лице французской национальности» мы не договорились с продюсером об общей стилистике картины. Его интересовала телеверсия, продажа ленты на видео и на канал РТР, а я был настроен на арт-хаусный, фестивальный вариант. В итоге фильм получился немного сумбурным и детским. Впрочем, в 1999 году любой завершенный проект сам по себе уже был подвигом, ведь в стране была полная катастрофа киноиндустрии, снималось пять лент в год.

- Ты в то время боролся за создание «Союза молодых кинематографистов»…

- Я и еще несколько родственников кинематографистов (в их числе были Леша Герман-младший, Илья Крыжановский) решили, что новичкам в кино надо объединяться, потому что противостоять хаосу можно только сообща. Мы вступали в какие-то Союзы, составляли бумаги, письма, прошения… Думали, что знаем, с какого хода войти, а с какого – выйти, ведь многие дяди, сидевшие в кабинетах больших начальников, нам были знакомы с детства… Но в итоге из нашей затеи так ничего и не вышло, да и неактуальна она стала со временем, когда наш кинематограф снова начал набирать обороты.

- Картина «Золотой век» заинтересовала зрителей в первую очередь дебютом Ольги Орловой. Как тебе с ней работалось?

- Тяжеловато, учитывая то, что она не актриса, у нее другая терминология общения, многих вещей она не знала в принципе, и приходилось придумывать обходные схемы. Вплоть до того, что я просил вдыхать и выдыхать воздух для того, чтобы передать какое-то состояние героини.

Кстати, работа над этим фильмом по воле продюсеров осталась недоделанной процентов на 15…

- Если у тебя такие проблемы в общении с продюсерами, почему не попытаться пробиться на первый канал, где работают только профи?

- Да, там действительно классные ребята кино спонсируют – на их счету около тысячи лент, они всегда в курсе всех рейтингов, знают и понимают аудиторию, для которой трудятся…Но для меня это пока слишком высокая планка. На первом ведь вообще работают всего-то пять режиссеров, и попасть в их компанию – это целое событие в жизни. Кроме того, практически все они снимают многосерийные фильмы, а я не мыслю для себя формата больше одной серии. «Ящик» не уважаю и не смотрю его уже лет семь…

- Как же ты режиссером-то стал с такой любовью к голубому экрану?

- Ну, никакой связи между искусством кино и нелюбовью к телепередачам я не вижу. Кроме того, ничего другого в своей жизни я просто не умею делать. Все мое детство прошло на съемочной площадке: папа – режиссер, мама - художник-постановщик. Первую свою видеокамеру (любительскую, разумеется) я взял в руки в восемь лет и пытался с друзьями на нее что-то снимать…

- Странно, что отец тебя ребенком не задействовал в своих фильмах…

- Почему же, я у него «мелькал», но только в эпизодах – когда я был маленьким, то перед камерой себя очень неловко чувствовал, зажимался. Зато теперь люблю себя сам снять в коротеньких сценах, порой даже без слов. Вот, например, в «Золотом веке» играю революционера-предателя, хожу возле Баширова и подаю ему бумаги, которые подписывает его герой. За весь фильм говорю одну фразу: «Пора спасать наших».

- Ну и каково было учиться на режиссерском факультете ВГИКа сыну Владимира Хотиненко?

- В институт я принципиально поступил на платное отделение, чтобы никто не мог сказать, что на бюджетные места, которых и так мало, протаскивают «блатных». После школы я занимался кое-каким мелким бизнесом, поэтому с оплатой первых курсов проблем не было. На третьем - четвертом году обучения стало труднее: учеба занимала так много времени, что совместить ее с работой как-то не очень удавалось. До пятого курса я все-таки дожил. А потом мне сказали, что последний год надо оплатить, как и предыдущие, хотя занятий там вообще не будет, одна самостоятельная работа и госэкзамен, на который уходит два часа времени. Мне это показалось несправедливым, и деньги отдавать я не стал, так и ушел из института без диплома.

- Как к этому отнесся папа?

- Совершенно спокойно.

- Я знаю, что ты работал вместе с ним, уже будучи взрослым.

- Это правда. В «Макарове» (кстати, эта картина отца мне нравится больше всего) у меня была должность «ассистент режиссера по специальным поручениям». Я занимался поиском неординарного реквизита. Например, козы...

А еще не так давно отец пригласил меня поработать над фильмом «72 метра» в качестве режиссера второй съемочной группы. Позвонил и сказал: «Хочешь поехать на 14 дней на атомном тяжелом крейсере «Петр Великий»? Будешь снимать запуск баллистических ракет в Баренцевом море». А я с детства в такую обстановку мечтал попасть! Представь себе: военный корабль, полторы тысячи матросов…

- А ты стоишь и в рупор командуешь?

- Какой там рупор, полет баллистических ракет по звуковому эффекту превзошел все, что я когда-либо слышал в жизни. Мне только руками можно было показать, когда включать камеру, когда выключить. Но вообще это потрясающе: ракета запускается на Камчатку, а летит через космос. Кроме нашей страны и Америки такого больше в принципе не умеет делать.

По масштабу учения – это как комната, в которой мы сейчас с тобой сидим. А наши киносъемки - это так, мусор какой-то валяется на полу. Крышу сносит, когда видишь просто пушечный выстрел. Дальность стрельбы - 70 км, точность попадания - спичечный коробок, скорострельность - четыре снаряда в секунду. Звук перепонками не слышишь, но внутри все как будто бы разрывается. Душа ушла не то что в пятки, а куда-то значительно дальше, ощущение - безумное, и после первого залпа хочется только одного: чтобы этого больше никогда не повторялось. А залпов еще 29, ужас – панический!

- Ты когда-то говорил, что снял бы Куликовскую битву, как блокбастер...

- Да, но только сейчас я еще к этому не готов, вот лет через десять...

- Какое кино ты сам любишь смотреть?

- Мне нравятся такие фильмы, как «Марс атакует» Тима Бартона, потому что они сочетают в себе два моих любимых киношных жанра: арт-хаус и блокбастер. Но если брать оба эти направления по отдельности, то, на мой взгляд, качественное и интересное кино - арт-хаус - должны снимать или люди очень богатые, или те, у кого есть легкий доступ к деньгам и всевозможным фондам, как в Европе. Бедным лучше снимать блокбастеры - они делают это очень тщательно и к тому же продвигаются по карьерной лестнице. А вот когда человек без средств начинает самовыражаться, это выглядит очень плохо и скучно, ведь у него нет легкости отношения к жизни.

- Но ведь и у тебя были арт-хаусные проекты, фильмы «Новости», «Одиссея, год 1989»…

- Да, хотелось поэкспериментировать… И эти ленты я очень люблю, но до широкой аудитории, они, заметь, не дошли…

- Каким, на твой взгляд, должен быть идеальный сценарий для фильма?

- Интересной историей, которую читаешь со скоростью пулемета.

- Многие именно так «проглатывают» Донцову.

- Да? А я над подобными книжками засыпаю...

- Про что же будет твой новый фильм «Зови меня Джинн»?

- Это комедия о любви, о том, как сказочен и великолепен наш мир. Такая новогодняя история, только события разворачиваются не в заснеженной России, а в жарком индийском штате Гоа. Именно туда на отдых отправляется первокурсница факультета журналистики МГУ, а мальчик, который в нее влюблен, просит волшебника из кувшина отправить его по следам своей возлюбленной. Кстати, в северном Гоа индусов мало, там живут в основном европейцы – хиппи. Вот на таком фоне и происходят с героями невероятные приключения.

- Ты рассказываешь с таким увлечением, неужели над этим проектом тебе удалось поработать от начала до конца, и «проконтролировать» и сценарий, и кастинг?

- В том-то и дело! Сценарий писал мой друг Илья Оленев, и актеров мы пригласили просто замечательных. Кстати сказать, в этом фильме «засветилась» даже голливудская звезда – чемпион по боям без правил Олег Тактаров, который предстал в образе злодея. Ну, а три главные роли сыграли Петя Буслов (режиссер «Бумера», которого я уже снимал в своих фильмах), молодой актер Сергей Чирков, сыгравший главную роль в сериале «Инструктор», героиня фильма «Даже не думай» Настя Цветаева…

- Та самая девушка, мечта всех российских подростков, которая снялась в клипе Романа Зверева «Все, что тебя касается»?

- Да, хотя я знаю Настю только по фильму.

- Тебе понравилось снимать картину на заграничном модном курорте?

- Очень изнуряла жара, даже океанские воды не освежали.

- О чем ты мечтаешь?

- Хочу, чтобы «Джинн» в прокате собрал не меньше, чем «Ночной дозор»…

Беседовала Анна ЧЕПУРНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива