Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 03, 2011

Жан-Батист Коро вдыхает душу в пейзаж

18 апреля 1859 года композитор Гектор Берлиоз представлял парижской публике «Орфея и Эвридику», ставшую позже знаменитой оперой. Это было событие. В зале сидела элита. Здесь были и Вагнер, и художник Жан-Батист Коро. Несколько вечеров в неделю живописец, обожавший музыку, покупал билет на спектакль. Спокойно отобедав в ресторане на бульваре Тампль и выкурив традиционную сигару, он отправлялся в Лирический театр.
Вслушиваясь в голоса актеров и не сводя глаз с их губ, он внимает и наблюдает. Достает из кармана записную книжку, отмечает каждый жест, выражение лица, костюм, декорацию. Ничто не ускользает от его внимания.
А через два года на Парижском Салона Жан-Батист Коро представляет свое полотно «Орфей, выводящий Эвридику из Ада». Уже в то время он приобрел известность как мастер пейзажа. Потом его творчество окажет влияние на самые крупные имена в истории искусства. Ренуар, Матисс, Брак и даже Пикассо станут считать его своими наследниками. Одни звезды! А импрессионист Клод Моне воскликнет: «Есть лишь один мэтр – Коро!»

Коро: Орфей, уводящий Эвридику из Ада

Орфей, уводящий Эвридику из Ада
1861 г. Масло на холсте, 112,3 х 137,1 см
Ведомый своей лирой, Орфей уводит свою усопшую супругу в мир живых. Любимец многих художников, этот мифологический персонаж символизирует победу искусства над смертью, света над мраком.

 

Вы дышите полной грудью; под кронами пробегают потоки воздуха; легкий кустарник приглашает зябликов и славок. Коро хочет слышать их песни.
Этьен Моро-Нелатон, историк искусства (1905)

 
Барбизон, деревня художников

Барбизон, деревня художников
В 1848 году художники-пейзажисты, бежавшие из Парижа из-за эпидемии холеры и от революции, ищут зеленый уголок для занятий живописью. Они оказываются в Барбизоне, в лесу Фонтенбло. Здесь собрались Коро, Диас, Руссо, Милле... Супруги Ганн дают им приют на своем постоялом дворе. С 1850 года пейзажисты всего мира стремятся сюда. Так рождается «Барбизонская школа».

1. Восхищайтесь этими подрагивающими деревьями

Жан-Батист Коро безумно любит природу. Он проводит целые дни на открытом воздухе с блокнотом в руках. В лесу Фонтенбло он без устали делает наброски самых разных деревьев, растущих среди скал. Он изучает флору и фауну в прудах Вилль-д'Аврэ в Иль-де-Франс, по соседству с родным домом. Каждый год он путешествует по регионам Франции: Нормандия, Бретань, Солонь... Иногда добирается до Женевского озера.

Как только начинают зеленеть деревья и цвести луга, он выбирает маршрут, назначает порядок и продолжительность своих экскурсий. Его записные книжки могут соперничать с гидами Мишлен! «Я влюблен в прекрасную природу. И не могу оставаться на одном месте, – писал он другу и добавлял: – Я работаю на пичужек».

2. Обратите внимание, насколько эта лужайка напоминает святилище свежести и вечного отдыха

Время, кажется, остановилось. Как говорил историк Иван Яблонка, эта атмосфера характерна для французских пейзажистов XIX века. Столкнувшись с индустриализацией и галопирующей урбанизацией, с буржуазией, ощущающей страх перед пролетариатом городов, Жан-Батист Коро и его друзья с удовольствием погружают свою городскую клиентуру в идиллические леса и подлески, пока еще далекие от перемен. Их пейзажи предлагают успокоительный образ сохраненной и гармоничной природы, свидетелей уходящего золотого века. Они показывают тихую Францию, одновременно близкую и вечную. Францию мелких владельцев, чистого воздуха и мирных холмов, столь дорогих умеренным республиканцам той эпохи.

3. Посмотрите на мужчину на первом плане справа – это Орфей

Он один из самых знаменитых героев греческой мифологии. Сын царя Фракии и музы Каллиопы, защитницы искусств и литературы, Орфей становится ее поэтом и музыкантом. Его главная принадлежность – лира. Обратите внимание, как он держит ее прямо перед собой. И этому есть причина. Она – его путеводитель. Имея столь магический музыкальный инструмент, он сумел отыскать дорогу во мраке, приручить злобных зверей, восхитить деревья и скалы, преодолеть все заклятия.

Во время свадьбы его юную супругу укусила змея. Она умирает и отправляется в царство Ада. Обезумев от горя, Орфей решает присоединиться к ней. Благодаря своей лире, он ублажает Гадеса, царя Ада, и тот соглашается освободить красавицу, но ставит одно условие: Орфей не взглянет на нее, пока они вдвоем не покинут пределов его царства. Иначе ее смерть станет окончательной. Картина показывает именно этот момент покидания мрака. Глядите, насколько опасно приближение Орфея к этому туннелю света. Через несколько мгновений, потеряв терпение, он оглянется, и Эвридика будет обречена вернуться в Ад.

4. На заднем плане – призрачные силуэты группами или поодиночке, населяющие ландшафт

Добро пожаловать в царство мертвых. В центре композиции Коро изобразил Стикс, реку Ада. Так он произвел раздел между миром мрака и миром живых. На одном берегу, в глубине, сумрачный пейзаж, утонувший в белом тумане. На другом берегу, прямо перед нами, мы видим пейзаж почти зеленый. Эти едва различимые силуэты, серебристый свет – фабричная марка Коро. В его пейзажах все волнуется, плывет между туманом и светом.

Некоторые из его критиков считали это неумением рисовать. Но художнику на них наплевать. Его мало волнует точность реалий. «Я интерпретирую сердцем и глазом», – говорит он. Страх, странность или спокойствие – вот что хочет показать художник в своих творениях. И главное – свои эмоции перед лицом природы. Результат: нереальные пейзажи, рожденные мечтой. Совершенно личный творческий подход, который окажет влияние на течение импрессионистов. Теофиль Готье сказал по этому поводу: «Его деревья – простые серые массы, в которых видны не листья, а ветер, свежесть и жизнь, пронизывающие их».

Подготовила Марина Хован

1796 – рождение 17 июля в семье мелкого парижского буржуа. Коро мечтает стать художником, но отец отправляет его к суконщику! Он начинает рисовать в 26 лет и устраивает мастерскую в Вилль-д'Аврэ.
1825 – Коро путешествует по Италии. Рим, Неаполь, Венеция... По возвращении на родину выставляет две картины в Парижском Салоне 1827 года.
1853 – Открывает мастерскую на улице Паради в Париже. Годом позже его ждет триумф на Всемирной Выставке. Наполеон III становится одним из его самых верных коллекционеров.
1860 – Приступы подагры вынуждают его работать в мастерской. Он награжден орденом Почетного Легиона.
1871 – Передает парижским беднякам, испытывающим нужду во время осады Парижа пруссаками, 20 000 франков. В 76 лет его здоровье улучшается, и он возобновляет путешествия по Франции.
1875 – Умирает 22 февраля в Вилль-д'Аврэ. Коро похоронен на кладбище Пер Лашез в Париже. Перед смертью он передает 10 000 франков вдове художника Милле на воспитание ее детей.

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива