Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 03, 2011

На «ты» с будущим: чемпионат мира по командному программированию среди студентов (International Collegiate Programming Contest, ICPC)

Команда студентов механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова в прошлом году завоевала золотые медали в финале чемпионата мира по командному программированию среди студентов (International Collegiate Programming Contest, ICPC), который проводит ведущая мировая компьютерная ассоциация Association for Computing Machinery. Сейчас соревнование охватывает студентов со всего мира. Через сито четвертьфиналов и полуфиналов проходит около 7 тысяч команд. В финале чемпионата мира участвовали 103. Наши пропустили вперед только команду Шанхайского университета, ставшую абсолютным чемпионом мира, но одновременно завоевали звание чемпионов Европы. Тренер российской команды Антон Панкратьев считает, что все начинается в школьные годы. За второе место в финале чемпионата мира в Харбине студентов и их наставника чествовали на V Московском Фестивале науки.

На финал чемпионата мира от России приехали 11 сборных. Медальные комплекты поделили команды Китая, России и стран Европы. Выступающие вместе несколько лет подряд студенты мехмата МГУ Илья Разенштейн, Илья Корнаков и Алексей Гусаков завоевали второе место. Две лучшие сборные – из Шанхайского университета и МГУ – правильно решили по 7 из 11 предложенных жюри задач, но китайцы сделали это быстрее.

«Антон Евгеньевич – потрясающий преподаватель. Многие одногруппники завидуют, что я у него учусь!» – можно прочитать на студенческих интернетовских форумах. Просто так к нему на курс не попасть – очередь. Область научных интересов кандидата физико-математических наук, старшего преподавателя, заместителя ученого секретаря кафедры математической теории интеллектуальных систем механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Антона Панкратьева – теории групп, компьютерная алгебра, теория кодирования. Среди спецкурсов, которые он читает: «Алгебраические алгоритмы и их сложность», «Кодирование и защита информации».

Тренер московской студенческой команды по программированию, он еще и преподает в школе. В редкие свободные минуты успевает читать и слушать музыку. Но большая часть времени уходит на подготовку учеников к олимпиадам и чемпионатам.

– Антон Евгеньевич, олимпиадное движение среди студентов, занимающихся программированием, приобрело масштабность только в последнее десятилетие?

– Еще в 1980-е годы были олимпиады по информатике – московские, всесоюзные. Несмотря на скромные вычислительные средства, задачи ставились интересные. Все было ново. С 1990-х годов российские студенческие команды принимают участие в чемпионатах мира по программированию.

Сегодня дети за компьютер садятся раньше, чем начинают говорить. Это, на мой взгляд, неправильно. За компьютер надо садиться, имея в голове какую-то базу – в первую очередь, математическую. Хотя параллельно в разных направлениях развиваться полезно – теорию подтягивать, начинать с каких-то текстовых редакторов, игрушек, мелких программок.

– В каком возрасте лучше начинать заниматься программированием?

– Олимпиадное программирование подразумевает владение высокоэффективными алгоритмами. На школьном уровне далеко не каждый этим может овладеть. С 7–8 класса школьники это уже могут. А к тому времени надо быть с компьютером на «ты»!

Что касается МГУ, к нам приходят люди подготовленные, практически уже программисты. Многие студенты, которые сейчас выступают на высоком мировом уровне, пришли как призеры и победители олимпиад среди школьников.

– Как вы отбираете учеников? Каким качеством должен обладать ученик Антона Панкратьева?

– Подготовкой занимается много людей, в том числе – наши бывшие олимпиадники, выпускники. Проводят тренировки, на конкретных задачах показывают несколько возможных путей их решения. Рассказывают об ошибочных решениях, объясняют, как обойти сложности с помощью новых алгоритмов. Моя функция – больше организационная, административная. Ведь, повторяю, приходят хорошо подготовленные ребята.

– И чему новому они в таком случае могут научиться?

– У нас есть студенты, за плечами которых – тренировки уровня сборов перед международными олимпиадами. Это очень высокий уровень. Багаж такой, с которым все университетские курсы по программированию не представляют никакой проблемы. Стараемся давать им большую базу виртуальных контестов для тренировок.

– Как вообще проходят тренировки?

– Есть несколько форматов. Мы активно взаимодействуем с компанией «Яндекс». Часто тренировки проходят на их базе. Наши выпускники и студенты являются сотрудниками компании. Система взаимовыгодная. В основном это 5-часовые тренировки в соответствии с регламентом соревнований. Команда состоит из трех человек. Один компьютер, набор задач – как правило, от 10 до 12. Верно решенная задача – программа, которая удовлетворяет всем требованиям по памяти, по времени. Приоритет имеет команда, которая раньше сдала последнюю задачу. Так, между прочим, было и в Харбине в финале чемпионата мира.

Каждую тренировку мы пытаемся создать ребятам условия наподобие боевых. Во время контеста отображается информация, какая команда сколько заданий решила, какое у каждой штрафное время, сколько штрафных попыток. Информация доступна до заключительного пятого часа тренировки. Потом табло замораживается. Тогда и появляется интрига.

То же самое – в тренировках в виртуальном контесте. В базе есть информация, как другие команды раньше решали этот набор задач. Чтобы, не зная итоговых результатов других команд, ребята как-то корректировали свои действия, на табло отражаются текущие результаты. Как будто ты решаешь задания параллельно вместе со всеми. Текущие результаты могут сильно влиять на стратегию. Если на табло видно, что все команды решают задачу, значит, она, наверное, легкая. Надо быстренько с ней справиться. А если все команды получают штрафные попытки, значит, наверняка в задаче есть подводный камень.

Есть расписание тренировок. Чем ближе к какому-то соревнованию, тем занятия интенсивнее. Недавно был полуфинал чемпионата мира в Питере, он же – чемпионат России по программированию среди студенческих команд. Наша тройка в несколько измененном составе – кроме Ильи Корнакова, в нее вошли аспирант Василий Астахов и студент 3-го курса мехмата Аким Кумок – заняла второе место, стала вице-чемпионом России и прошла в финал.

– А кто капитан?

– Тут нет понятия капитан. Команды формируются по-разному. Есть команды, где три сильных индивидуальных участника. Они распределяют задачи между собой. Есть команды с явными лидерами, где кто-то один решает задачи, но ему нужны люди, которые будут контролировать, следить за его кодом, чтобы не было глупых ошибок. Есть команды, где один ярко выраженный математик и два программиста. Часто математики даже за компьютер не садятся. Их дело – решить задачи на уровне алгоритмов. А реализация – дело его товарищей.

Я бы, например, не сказал, что в нынешней команде Ильи Корнакова есть ярко выраженный лидер. Василий Астахов до недавнего времени состоял в другой сборной. Трудно сказать, кто из них более лидер. У нас, на счастье или на беду, большая внутриуниверситетская конкуренция. Редкий вуз представляет так много сильных команд. Но весной Илья со товарищи второй раз поедет на финал чемпионата мира в Шарм-Эль-Шейх.

– Кто сегодня – конкуренты?

– Несколько лет назад высокие результаты показывали поляки. Ну, а сейчас серьезные соперники – китайские команды.

– Чем вас привлекает работа с ребятами? И с чего это началось?

– В середине 1990-х студенты пришли к ведущему научному сотруднику мехмата МГУ Евгению Васильевичу Панкратьеву – это мой отец – с информацией, что где-то проходят студенческие соревнования. Он подхватил идею, возил ребят на различные соревнования и тренировочные сборы и вывел команду на уровень конкуренции с мировыми лидерами. В 2003-м и 2005 годах команда завоевывала призовые места. В 2008-м отец трагически погиб. Эстафету принял я.

Понятие «тренер», как его у нас понимают, не совсем совпадает с понятием «коуч» в американской терминологии. Коуч – ответственный за все. У нас разделены функции тренера и руководителя. У меня – скорее функции руководства, административного обеспечения и по мере возможности – тренерской работы. Больше в плане наставлений с командой занимаются, как я сказал, наши бывшие олимпиадники, выпускники, те, кто по регламенту уже не имеет права участвовать в чемпионате, для этого нужно быть действующим студентом или аспирантом. Так, Илья Разенштейн – теперь один из тренеров в вузе. Илья и Аким уже тренируют школьные команды.

Маховик раскручен, система отработана. Ее надо поддерживать и развивать. Я стою на плечах у своего отца и всех тех, кто этим занимается. Ни у нас, ни за рубежом это не достижение одной личности, это – инициатива многих людей, большая систематическая работа, которую поддерживает вуз.

Помимо чемпионатов мира проводится огромное количество соревнований, начиная от городских олимпиад. Открытый кубок по программированию охватывает все региональные олимпиады. Идея принадлежит моему отцу. Все сделано по примеру кубка мира по биатлону – чтобы чемпионом оставался тот, кто в течение всего года показывал высокие результаты. Мы развили Открытый кубок, в нем принимают участие несколько сотен региональных команд по интернету. Кубок носит имя Евгения Панкратьева. А в 2008 году я повез на финал чемпионата мира в Канаду команду, которую подготовил отец...

– Где результаты побед применимы дальше?

– Если говорить конкретно о людях, которые пробиваются в финал, это программисты высочайшего класса. Они нарасхват у работодателей. Несмотря на то, что олимпиадные навыки специфические, для того чтобы показывать высокие результаты, нужна сильная база, программистская культура. Участники всем этим обладают. Эффективность таких работников не вызывает сомнений. Подавляющее большинство работает в IT-сфере, у поисковых разработчиков. Если у программиста есть организационная жилка, он быстро становится лидером, хозяином, организует свое дело.

– Каков сейчас общий уровень программистов в России?

– Что касается олимпиадного движения, мы сталкиваемся со студенческой программистской элитой. Делать выводы об уровне программистов в России по этим 500 ребятам сложно. Такая элита просто так не рождается. Тут огромная заслуга преподавателей информатики в школах и вузах. Решающую роль играют личности, с которыми ребята сталкиваются, за которыми идут, хотят быть похожими на них. Постоянно встречаются таланты. Я обо всех наших учениках могу это сказать с гордостью.

– Как свою работу дальше видите?

– Хотелось бы, чтобы дело продолжало жить и развиваться, чтобы не угасал интерес к олимпиадному программированию. Для этого нужно популяризировать, поддерживать систему соревнований, распространять информацию. Много одаренных ребят не знают об этом. Надеюсь, МГУ будет и дальше привлекать талантливых школьников. А уже здесь мы направим и поможем, чтобы они реализовали свои возможности.

После беседы с тренером прославленной команды я обратилась и к его ученикам.

– Чем вас заинтересовало программирование?

Илья Карнаков: Это интеллектуальный спорт, состязания. На определенном этапе они позволяют довольно серьезно изучить computer science – программирование. В дальнейшем вижу себя работающим в IT-индустрии. Да я уже работаю.

Аким Кумок: Я начал заниматься программированием еще в седьмом классе. Пишешь задачу, сдаешь, получаешь зеленую строчку в таблице – море позитивных эмоций. Со временем в университете начинаешь понимать, что это не только веселье, но и возможность познакомиться с людьми, которые лучшие в этой области. После окончания университета пойду работать в ту же IT-индустрию, в «Яндекс». Что касается аспирантуры, то одно другому не мешает.

– Много ли у вас появилось друзей в этой сфере?

Аким: Друзей столько, сколько участников соревнований. Много хороших людей идет в сферу олимпиадного программирования. Это очень интеллектуально развитые люди. Общаться интересно.

– А как к вашей работе относятся родители?

Аким: Гордятся, что мы понемногу пытаемся продвинуть науку.

– Помимо глубокого занятия наукой какие еще интересы есть?

Аким: В свободное время играю на флейте, окончил музыкальную школу. Но это хобби, такое же, как занятие информатикой.

– Вспомните самое начало занятий программированием. На кого-то хотелось походить?

Аким: В школьные годы услышал имя Ильи Разенштейна. Он тоже программист, учится на курс старше. В прошлом году участвовал в финале чемпионата мира.

Илья: Да, это мой сокомандник бывший, сегодня уже тренер. Очень умный человек.

Антон Панкратьев: Илья Разенштейн из всех добился самых высоких результатов. Но и сами ребята медалями обвешаны на школьном уровне. Илья служил для них, образно говоря, вдохновителем.

– Как-то отслеживаете, что происходит за рубежом?

Аким: Есть соревнования международного уровня. Там мы встречаемся с коллегами из других стран, общаемся, и это очень здорово.

Александра РАКОВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива