Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 02, 2011

Иван Стебунов: Искренность приковывает взгляд

В нем сочетается, казалось бы, несоединимое: душевная хрупкость, ранимость и мощная внутренняя сила, которая прорывается в остром проницательном взгляде, решительном повороте головы, ощущается в мужественных руках борца и низком раскатистом тембре голоса. Наш собеседник – молодой актер театра «Современник» Иван Стебунов.

Иван Стебунов– Иван, вы часто говорите, что ощущаете себя питерским человеком. Чем вам близок Питер и как вы воспринимаете атмосферу, «тональность» Москвы?

– Буквально сегодня утром приехал из Санкт-Петербурга, был там два дня на кинофестивале и понял, что уже в сторону Москвы поглядываю. Признаюсь, соскучился даже за два дня по столицу. Один-два друга не смогли со мною встретиться в Питере, были заняты, и я сразу обнаружил, что потерян, не знаю, куда мне там идти и что делать. Все изменилось. Хотя, конечно, это родной город.

– Какие самые яркие воспоминания у вас связаны с детством?

– Я – деревенский человек. И детство, и юность провел в деревне. Мои родители – из Алтайского края. Мама из Колыванска, папа из села Шарчино. Сам я родился в селе Прутское Павловского района Алтайского края. Абсолютно сельский житель, и считаю, что это во мне крепко сидит. Люблю землю, кроликов выращивал. Хрустящий снег под ногами, все на запахах, на каких-то ассоциациях... Я пропитан этим. Мегаполис меня так не манит. А вот побыть в деревне! Я знаю и деревенскую тоску, и понятие «далеко», и понятие «до коров время делится». Это все близкие состояния.

– Интересовались происхождением вашей фамилии?

– До прабабушки только знаю. Мой прадед по отцовской линии (я в его честь назван Иваном) был своеобразным человеком. Он имел мельницу, слыл зажиточным человеком. Но раз в год собирал всех лошадей, весь помол и уходил к цыганам. Приходил через месяц с одной уздечкой в руке. Очень смурной по сути человек. И опять начинал медленно восстанавливать хозяйство: заводил лошадей, коров. Но вот однажды утром вставал, все собирал, клал на телегу и уходил к цыганам... Я чувствую его, хотя не был знаком с ним лично.

С тех пор в некоторые периоды жизни вдруг говорю: иду к цыганам. Люди, знающие меня, понимают, что это такое. Это в своем роде привет моему прадеду.

По линии мамы было очень много детей. Они умирали, рождались новые и опять умирали. Такая вот жизнь. Поэтому очень сложно что-то восстановить. У мамы – четыре сестры и брат, но он умер еще маленьким. Мама – двойняшка, их две старшие сестры. Все сестры – голосистые, очень красивые и очень умные. Вместе собираются, прекрасно поют.

– Иван, вы из театральной семьи… Как вы считаете, актерские «гены» передаются по наследству?

– Не знаю ничего о генетике. Я поступил в театральное училище просто потому, что не знал чем другим заниматься. Это было как развлечение: после девятого класса в театральное училище. Я ничего не видел другого, а это «место» знакомо с детства. Там мне было спокойно. Так я «по накатанной» туда и пошел. И даже в начале обучения в театральной академии была какая-то «оттяжка». Потом уже все завертелось всерьез. Я не планировал этим заниматься. Посмотрим на моих детях.

– Что для вас самое главное в профессии актера?

Иван Стебунов– Человеком остаться интересным. Все же видно по лицам, особенно после сорока лет. Про всех все понятно. Видно с одного взгляда (я редко ошибаюсь в людях, серьезно). Как мы жизнь проживаем, так это и отражается на лицах: какие мы люди, в кадре видно. В каких-то ролях можно быть одинаковыми, но, тем не менее, ты сам по себе должен быть интересен, и это видно в секунду. Человек открывает рот, и уже через три секунды ты многое про него понимаешь. Хорошо видно, когда человек только что положил мобильный и пошел играть на сцене или в кино, в кадре. Я встречаюсь с такими партнерами часто, которые параллельно решают 555 дел. Они правы тоже, но все-таки потом серьезно проигрывают в кадре. Есть момент концентрации в профессии, и желание, и чувство этой концентрации. Хотелось бы как-то не запутаться, не заработаться. Нужно быть все-таки более ответственным за все происходящее. Не потерять ощущение границ профессиональной ответственности.

– На ваш взгляд, что самое трудное в профессии?

– Летать во Владивосток по девять часов туда и обратно! Во всем остальном – грех жаловаться! У нас неплохая профессия, на самом деле еще и деньги платят, и на улицах узнают... Бывает смена и по 20, и по 22 часа. Но никогда не надо забывать, что люди за эти деньги, возможно, весь месяц встают в семь утра, едут полтора часа на электричке, потом 10 часов работают и еще два часа едут домой. А ты, зачастую в тепле, в комфортных условиях один день работаешь и получаешь те же деньги. Это не секрет. Поэтому не надо ни про какие трудности говорить. Надо реально смотреть на вещи и на самоотдачу. Вот я и говорю про эти границы: главное, не потеряться, еще пока на земле удержаться. Я понимаю, что кто-то там живет в облаке газа, кто-то в облаке театральном. Нужно еще постоять на земле.

– Знаю, что вас интересует сейчас профессия режиссера, удалось ли осуществить какие-то проекты?

– Я закончил высшие режиссерские курсы, снял курсовую работу. Буду защищать диплом, как режиссер. Только что отснял диплом в Ярославле, еще даже не приступил к монтажу. Это 30-минутная новелла. Я сам писал сценарий. Названия, правда, еще нет. Надеюсь, что все сложится, и на «Кинотавре» буду представлять ее этим летом в конкурсе короткометражных работ. А курсовую, считаю, надо выложить в Интернет.

– Какие из сыгранных ролей вам близки по духу?

– Рэм Райский, конечно. И даже не роли, а сами проекты: по отношению, по атмосфере, по житию-бытию в других городах – «Дом солнца» и «Курсанты». Это действительно был еще и образ жизни, не просто работа, когда ты приходишь, делаешь ее, потом уходишь и, в общем-то, занимаешься другими делами. Эти два проекта занимали все твое время, все часы в сутках, и поэтому так дороги.

– А из театральных?

– Антоний & Клеопатра. Это была моя первая роль Октавия Цезаря. Замечательные партнеры – Сергей Каюмович Шакуров, Чулпан Хаматова. Режиссер – Кирилл Серебренников. Я тогда сильно волновался. Сейчас уже нет этого спектакля в репертуаре (театра «Современник» – Т.Т.), но я по нему скучаю, потому что мне там было очень хорошо.

– Как происходит выбор роли? Какие роли вам интересны?

Иван Стебунов– Всегда радуюсь, когда хоть что-то историческое приходит, потому что нашу современность играть очень тяжело, неинтересно. Я наши сценарии называю мультиками. Снимаюсь я в мультиках, поэтому очень просто подхожу к этому делу. В театре ответственнее, чем в сериалах (а я снимаюсь в основном в сериалах, так уж складывается).

Сразу видишь некоторые картины – просто неинтересно. Если бы было что-то историческое – я заранее согласен. Вот как был «Котовский», или сейчас я снимался, долго, девять месяцев (впервые так долго участвовал в проекте), в 20-серийной картине о работе сотрудников МУРа, история с тридцатых годов до конца войны.

Недавно у меня был очень хороший проект, я на нем полностью сконцентрировался: играл у Рената Давлетьярова. Сейчас работаю во Владивостоке, там режиссер – мой близкий товарищ. Мы с ним две картины отработали, и я не мог отказаться. Даже не читал сценария: если Саша Аравин предлагает, значит все нормально. У них с героем что-то случилось, и, конечно, я прилетел выручать.

– Актер должен ли себя ограничивать при выборе роли? Я имею в виду этические рамки, принципиальные убеждения…

– Тут у каждого свое.

– Какую роль вы бы не сыграли ни при каких условиях?

– Твой персонаж либо интересно написан, либо нет. Для меня критерии здесь такие. Пусть даже Гитлер какой и иже с ним...

– А если не хочется переступить какую-то грань…

– Слава Богу, с таким выбором не сталкивался. Я много от чего отказываюсь. В сентябре буквально каждый день какие-то предложения приходили. В итоге ничего себе не взял, как-то не легло ничего, и нормально. Работаю в театре, снял диплом, сейчас им занимаюсь, никуда не спешу.

– Что вас вдохновляет в процессе работы над ролью?

– Я не работаю над ролью, к сожалению. Нет такого материала. Летаю сейчас во Владивосток на съемки, и там во время полета хорошие фильмы раздают посмотреть: летел туда, посмотрел «Ностальгию» Тарковского, летел обратно – «Андрея Рублева». Это материал, я понимаю, например, «Ностальгия». Было бы интересно поработать над монологом Янковского, что ближе к концу фильма, когда он стоит в болоте и рассуждает о жизни. Не встречаю такого материала в кино, чтобы можно было бы посидеть на кухне и поработать над ним. В театре – да, в кино такого у меня не было.

– Часто к вам приходит вдохновение?

– Не знаю, что такое вдохновение. Занимаюсь своей историей (имею в виду дипломный проект) и за нее отвечаю «от и до», потому что я сам сценарист, и сам деньги искал, и снимал, и за людей отвечал. Это не тот процесс, когда вдруг тебе так хорошо. Все время что-нибудь додумываешь. Музыка сильнее киноискусства. В музыке уже заложено и сюжет, и кино, и все развитие, и кульминации. И ты это переживаешь. Музыка, если ее уметь слушать, содержит в себе и жанры, и оттенки, и она даже работу камеры тебе заранее предлагает. Я даже сочиняю в процессе слушания музыки: картинки возникают. Столько кинофильмов лежит в музыке!

– Творческое волнение вам помогает или мешает на сцене?

– Его не люблю. С ним ничего не поделаешь, надо уже смириться. Думаешь, когда-нибудь оно пройдет? Так нет. Всегда перед спектаклем есть пятиминутка волнения.

– Как вы готовитесь к выходу на сцену?

– Никак. Просто стоишь и нервничаешь. Вот и вся подготовка.

– Как вы думаете, чем могут заинтересовать молодежь новые постановки классических пьес? Например, идущий в «Современнике» спектакль «Горе от ума».

– Энергетикой. Просто этот спектакль, кому-то он может нравиться или нет, имеет энергию. И в зале ее чувствуют. Молодежь можно только искренностью зацепить, энергией. Было время, начало – середина 1990-х годов, когда режиссеры взялись «реформировать» театры. Возник салонный клубный театр. Но это была не режиссура, а дизайн: спектакли ставили дизайнерские режиссеры. И это время прошло. Сейчас уже экранами на сцене не удивить, голыми телами, странно говорящими людьми не удивить, странными танцами не удивить… В наше время искренность приковывает взгляд. Искренние глаза приковывают внимание. Так что этот спектакль, сделанный давно, до сих пор играется. Мы все – артисты – очень волнуемся перед этим спектаклем. Это определенная планка, которую надо выйти и взять.

– Ваши герои, Чацкий, Роберт, находятся в поиске любви. А вы в жизни романтик?

– Наверное.

– Каким вы были студентом?

– Плохим, к сожалению. Сейчас хочу учиться. Это так здорово – слушать умных людей, да еще бесплатно. Тогда это было бесплатно, теперь я уже плачу деньги за это. На курсах с жадностью ходил на лекции. У каждого своя дорога. Если 35 раз скажешь человеку, ходи, учись – это очень интересно, никуда он не пойдет.

– Что вы цените в людях?

– Искренность. Пусть человек будет дураком, но искренним. Искренних людей люблю. Надежность. Простые вещи, что и все ценят.

– А что не приемлете?

– Лицемерие, оно вокруг, ежеминутно. Слишком много примеров. Это уже закон природы.

– Что для вас самое главное в отношениях между любящими людьми?

– Честность и сон. Приятный, молчаливый сон. Умение молчать. Такие тонкие вещи.

– На ваш взгляд, как можно сохранить любовь?

– Это трудоемкий процесс, за который ответственны два человека. Кто-то один расслабляется, и все, сразу начинаются какие-то проблемы.

– Есть ли у вас фирменный рецепт хорошего настроения?

– Выспаться, проснуться дома. Налить себе чаю. Никуда не спешить. И обязательно, чтобы работала стиральная машинка. Этот звук у меня с детства связан с уютом дома. Для меня это самое лучшее начало дня.

Беседу вела Татьяна ТОКУН


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива