Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 02, 2011

МГУ: Первый курс

В здании МГУ на Моховой, в просторном зале с высоким потолком, у массивной широкой лестницы, в назначенный час меня ждали первокурсники журфака. В первый раз мы встречались в июле, когда они с волнением сдавали творческие экзамены и только мечтали о поступлении в главный вуз страны. Сегодня они – студенты. К первой сессии оперились и стали увереннее. Теперь это здание – их альма-матер. Глядя на ребят и слушая их, я узнавал себя, когда почти десять лет назад сам был первокурсником журфака. Да, немного осталось от того взгляда на будущую профессию, что был тогда... Думаю, им будет одинаково интересно взглянуть на самих себя через пять лет, когда они получат дипломы и займутся реальным делом. А пока – о мечтах и планах.

Лишняя деталь

Как вам пришло в голову стать журналистами, в лоб поинтересовался я. И узнал много интересного.

Так, например, Светлана Юсипова собиралась связать свою жизнь с компьютерами – с подачи друга, который проходил практику в НИИ по проектированию авиатехники. Но однажды у нее сломался компьютер, и ей пришлось разобрать процессор. Разобрала, собрала, осталась одна лишняя деталь, которую решительно некуда было пристроить.

Однажды, отдыхая в Болгарии и сидя на пляже на берегу моря в романтическом одиночестве, школьница решила написать что-нибудь эдакое. Получилось, всем понравилось. Так почему не попытаться продолжить в том же духе? Опубликовалась несколько раз. Прошла творческий конкурс. «И вот теперь сижу здесь», – смеется девушка.

Никита Голощапов самонадеянно приехал из города Миасс Челябинской области. И был наповал сражен колоннами, капителями, всей роскошью архитектуры исторического здания на Моховой. Ну просто рай! Нет уж, сказал он себе, отсюда я ни с чем ни за что не уеду! И поступил.

Всю жизнь, сколько себя помнит, Александра Радунцева хотела быть дизайнером. Ходила в художественную школу лет пять. Всё там ей безумно нравилось. На таком предмете, как «Дизайн», просто кайфовала. Но пересилила мысль, что великим дизайнером ей не стать, а амбиции подсказали, что журналист – в принципе, универсальная профессия, и после окончания журфака МГУ можно пойти вообще куда угодно.

Анна Черкасова вообще училась в математическом классе, любила математику, думала о мехмате, но в десятом классе оказалась на подготовительных курсах журфака, и это так ее захватило, что решила окончательно стать журналистом.

«Я скорее «говорящий» журналист», – говорит о себе Валерия Исаева. Она любит читать, разговаривать, узнавать новое, «добирать эрудицию. Еще 14 июля, в день сочинения по литературе, когда нужно было выбрать, куда идти: на журфак или на филфак, уже стоя прямо перед аудиторией с двумя листами, отдала предпочтение первому, а листок филфака порвала и выкинула. Жизнь динамичнее, впечатлений больше. В итоге пошла в группу телевизионщиков.

Звезды иногда разочаровывают

Оказывается, некоторым из первокурсников уже приходилось брать интервью у известных людей и публиковаться в известных изданиях.

Скажем, Саша Радунцева успела поработать в двух журналах, в том числе в издании для девочек, которым тринадцать лет и которые обожают звезд и спрашивают, что делать, если я влюбилась в Роберта Паттинсона или в какого-нибудь Джастина Бибера, и не хочу больше жить, потому что он меня никогда не увидит... Из номера в номер – одно и то же. После этой практики Саша с подругой решили сделать блог и начали искать контакты известных людей. Сейчас у них есть проект «Put_in_Blogging».

– Честно, мы и не думали ни о каких аналогиях – признается девушка. – Всего лишь взяли глагол put in (наполнять сайт). Брать интервью у историка моды Александра Васильева, у стилиста Александра Рогова...

Саше вообще очень нравится общаться с людьми, которые что-то собой представляют и даже на банальные вопросы из серии «какие у вас планы на будущее?», могут дать самый неожиданный ответ.

На Свету Юсипову сильное впечатление произвела беседа с тренером антитеррористической группы «Альфа». Недавно ему исполнился 91 год, а он оказался таким активным... На лыжах разъезжает в свои годы. В общем, прямо потряс.

Дмитрию Беляеву уже посчастливилось поработать в «Комсомольской правде» в Новосибирске, в «Российской газете» в Москве и стажироваться в РИА «Новости». А до этого он попробовал себя на телевидении в Советском районе Новосибирска.

– Сейчас мы открываем свой телеканал на факультете журналистики, готовимся к первой съемке, приглашаем всех желающих участвовать в нашем проекте, – говорит Дима.

Что касается известных персон, он относится к ним сдержанно: такие же люди, как мы все.

Интересным опытом поделилась Татьяна Пацап. Однажды она попала на презентацию книги Леонида Парфенова и умудрилась задать ему из зала несколько вопросов как журналист. Однако ответы были настолько односложными («нет», «не знаю», «простите, не могу ответить»), что девушка осталась разочарована, и опубликовать после встречи ей оказалось решительно нечего.

И футбол, и политика

Все мои юные собеседники показались мне людьми любопытными, незашоренными, своеобразными.

Взять хотя бы Таню Пацап. Она всегда хотела писать о спорте, стать первой женщиной-футбольным комментатором, поэтому пришла на журналистику. До этого у нее было несколько публикаций на интернет-портале «Юнпресс».

– Хотелось бы работать на канале «НТВ-плюс Футбол», вести свою программу, а также развивать женский футбол и продвигать в него девушек, – поделилась с нами Татьяна.

Люба Пухова думает о работе в каком-нибудь политическом издании. Света Юсипова хотела бы работать на канале Russia Today. Она интересуется испанской и латиноамериканской культурой, особенно Венесуэлой. Дима Беляев с улыбкой признается, что на пике своей карьеры видит себя главным редактором CNN или BBC – ни больше, ни меньше. Кирилл Тютюнников мечтает организовать какое-то свое издание. Валерия Исаева считает, что каждый сам для себя решает, что для него главное. Как показывает практика, если ты занимаешься делом, которое тебе нравится, в итоге добьешься и признания, и славы.

Ну что же, без амбиций становиться журналистом действительно не стоит, как сказал в прошлом номере «Ст.М» мэтр отечественного печатного слова Михаил Ненашев.

Теория или практика?

Все-таки МГУ – место выдающееся. Недаром его называют и главным вузом страны и колыбелью наук. Преподают здесь истинные профессионалы.

Таня Пацап в хорошем смысле в шоке от того, сколько информации первокурсники узнают за один урок теории литературы, который ведет, скажем, Елена Николаевна Корнилова. Она пришла на первую лекцию и просто сказала: «Ну, с праздничком! Поехали!». И все тут же давай записывать. Очень информативно!

Люба Пухова дополняет: Виктор Михайлович Хруль, преподающий теорию журналистики, дает ничуть не меньше информации, при первом знакомстве даже не сказал «с праздничком». Сразу начал читать лекцию, и уже к первой сессии первокуры прошли почти весь учебник Прохорова.

Хотя, конечно, все они понимают, что важнее всего для журналиста – практика, все же получать знания и расти интеллектуально им пока нравится. Для того и дается теория, чтобы они поняли, какая база должна быть, что на что влияет, иметь представление обо всем. А пока читают в основном Гомера и множество журналов – по программе.

О желтизне и чернухе

Многие удивились, когда им сказали, чтобы фраза «я телевизор не смотрю» тут не звучала.

Потому что, объяснили, профессионалы просто обязаны смотреть телевизор, раз уж посвятили себя СМИ. Хотя относятся ребята к программам неоднозначно. Особенно им не нравится, как пожелтело НТВ, как часто передергиваются факты и как много негатива в новостях на многих каналах. Дима Беляев, например, уверен, что необходим какой-то баланс. А телевизионщики часто «украшают» сюжеты трагедиями, считая их самыми «смотрибельными».

Впрочем, газеты и журналы в этом плане тоже не слишком разборчивы. Да и другие СМИ не отстают. Аню Черкасову возмутило, что на сайте ГИБДД после аварий выкладывают фотографии погибших, которые превысили скорость. Понятно, что остальные посетители сайта не захотят себя видеть в такой ситуации. Но это все же слишком жестоко. А как себя чувствуют люди, которым эти самые жертвы приходятся родственниками, друзьями?

Разговор неожиданно перешел в другую плоскость – возможно ли такое в западной журналистике? Там желтизны и агрессии больше или меньше?

Света Юсипова припомнила программу одного европейского телеканала, в которой показывают якобы смешные видео, как человек падает, переворачивается, ударяется. Что тут веселого, удивляется она. Таня Пацап, читая английские новости, видит, что и там вполне солидные издания публикуют разные сплетни – скандалы, интриги, расследования закулисной жизни известных политиков и артистов. В то же время, по мнению ребят, западные журналисты более независимы и не так преклоняются перед сильными мира сего, как наши. А ведь верное замечание!

Свобода слова

Чтобы понять, как они рассуждают, даю свободу слова Любе Пуховой.

– Цензура – это все-таки больше политическое явление, когда за тебя решают, что можно публиковать, а что нельзя. К примеру, публикация снизит рейтинг такого-то политика. Этические рамки, безусловно, должны присутствовать, но не цензура, не тотальный контроль, не целенаправленная травля в СМИ кого-то неугодного. Когда на тебя сверху давят, тут уже априори – ты либо куплен, либо застрелен.

Проблема выбора в том, что если ты напишешь отличную статью отличным русским языком, но она попала «не в струю», по головке за это не погладят. У журналистов сейчас такая своего рода самоцензура: если напишу лишнего, точно не опубликуют. Хотя, если бы написал, не факт, что не опубликовали бы. Наши журналисты во многом перестраховываются и во многом провоцируют сегодняшнее состояние журналистики. Если бы мы сами что-то делали, может, ситуация бы изменилась.

Если говорить об объективности, слово – Диме Беляеву

– По-моему, объективности просто не существует. Каждый видит ситуацию по-своему, и эффективность освещения событий зависит от того, как журналист увидел происходящее. Объективность зависит от того, сколько изданий прочитал читатель и какой вывод сделал. Если читаешь одно издание, объективного взгляда, естественно, не будет.

Уроки русского

Похоже, первокурсники журфака МГУ кое-что из лекций уже усвоили и пытаются осмыслить.

Валерии Исаевой хотелось бы, чтобы в современных изданиях был хороший, литературный русский язык. Сейчас многие журналисты говорят так, как все вокруг, именно потому, что «сейчас все так говорят». Но все-таки журналист – человек, на которого так или иначе равняются, и когда он начинает уподобляться толпе и использовать сленг, это непрофессионально.

Светлану Юсипову раздражает, когда в русское кириллическое письмо вставляют иностранные буквы. Как, например, Глюкоzа и множество других подобных написаний. «Мне очень неприятно читать такие тексты. Хотя к внедрению слов в целом я отношусь достаточно сдержанно», – говорит Света.

Диме Беляеву кажется неоправданным введение новых, непривычных русскому уху ударений в словах на телевидении и радио.

Валерия Исаева считает, что язык в первую очередь должен быть понятным. Заимствования в большинстве своем основной массе людей непонятны. Да и лексика русского языка так разнообразна, что во многих заимствованиях просто нет смысла...

Через пять лет они станут выпускниками и поймут, насколько верный выбор сделали. На вопрос, что все-таки для них было главным в выборе: получить общественное признание, добиться славы, уважения или заработать, хорошо ответил Кирилл Тютюнников: «Главное – получать удовольствие от своей профессии».

Я с ним солидарен.

Владимир ЛАРИН


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива