Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 02, 2011

Леонид Малев: Придумайте нобелевку для музыкантов

Звезды, великие артисты, мировые знаменитости – слова, которые мы употребляем для обозначения отношения к личности. И все это кажется «пеной дней» в сравнении с реальными делами, о которых не трубят на всех перекрестках. Скромно и спокойно работает по своему армейскому плану Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

Леонид МалевКоллектив постоянно выступает в воинских частях, госпиталях, горячих точках. Артисты приезжают в гости к военнослужащим, что несут службу в Чечне, Таджикистане, Приднестровье, Абхазии. Концерты проходят в Дальневосточном, Приволжском, Уральском округах, на Северном и Дальневосточном флотах.

Организатором и первым музыкальным руководителем коллектива был профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского, народный артист СССР, выдающийся русский композитор и дирижер, автор Государственного Гимна нашей страны генерал-майор А.В. Александров. Интересно отметить, что Александр Васильевич был последним регентом хора храма Христа-Спасителя, а затем работал хормейстером в камерном театре режиссера А.Я. Таирова, руководил Московской государственной академической капеллой, консультировал работу хора в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

В 1928 году А.В. Александрову предложили стать музыкальным руководителем организуемого при Центральном доме Красной Армии Ансамбля красноармейской песни. Богатый опыт разносторонней работы помог ему в дальнейшем в формировании многоплановой репертуарной политики коллектива, положил начало созданию и развитию коллективов нового типа – ансамблей песни и пляски. В репертуаре появляются обработки А.В. Александрова таких песен времен гражданской войны как «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Там, вдали за рекой», «По долинам и по взгорьям». В самом начале Великой Отечественной войны он создал знаковое произведение – «Священную войну» на слова В.И. Лебедева-Кумача. Она стала гимном борьбы с фашистами, а ансамбль стали называть «Поющим оружием победы».

С 1946 по 1987 год ансамблем руководил сын А.В. Александрова – Герой Социалистического труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, композитор и дирижер, генерал-майор Борис Александров. С ансамблем сотрудничали Матвей Блантер, Эдуард Колмановский, Людмила Лядова, Борис Мокроусов, Вано Мурадели, Анатолий Новиков, Василий Соловьев-Седой, Ян Френкель, Арам Хачатурян, Тихон Хренников и многие другие выдающиеся композиторы. Да и Б. Александров создал немало произведений, обработок народных песен. Чего стоит одна только знаменитая оперетта «Свадьба в Малиновке».

Состав коллектива все время обновляется, а традиции бережно сохраняются. Все артисты ансамбля имеют специальное музыкальное и хореографическое образование. Хор признан одним из лучших мужских хоров мира. Танцевальная группа с честью удерживает завоеванные александровцами высоты хореографического искусства. Успех работы хора, солистов и танцоров зависит и от звучания уникального по составу оркестра.

В репертуаре ансамбля более 2000 произведений: песни отечественных композиторов, народные песни и танцы, солдатские пляски, духовная музыка, классические произведения русских и зарубежных композиторов, шедевры мировой поп-музыки. «Хитами» стали «Калинка», «Катюша», «День Победы», «Очи черные», «Вечерний звон». Сегодня для коллектива пишут музыку композиторы Эдуард Ханок, Александра Пахмутова, Ким Брейтбург, стихи – поэты Илья Резник, Николай Добронравов, Сергей Сашин.

Сейчас директором ансамбля является заслуженный работник культуры России полковник Леонид Малев. Вместе с ним в коллективе трудятся художественный руководитель и главный дирижер, народный артист России, профессор Игорь Раевский, дирижеры заслуженный работник культуры России подполковник Геннадий Саченюк и заслуженный артист России Николай Кириллов, главный балетмейстер, народный артист России Лев Куликов.

Мы беседуем с Леонидом Малевым.

– Леонид Иванович, что является основой ансамбля? Когда вы пришли сюда, наверное, мечтали привнести что-то новое?

– Новое, как известно, это хорошо забытое старое. Помогает обращение к истокам. У ансамбля на заре его истории были в почете литературно-музыкальные композиции. Это и «Первая конная в песнях», и «Красный флот в песнях», и «Приамурская дивизия в песнях», и ряд других. Там были и сюжетная линия, и кульминация, и определенная тематика. В них звучала музыка, поэзия и проза, пелись народные и революционные песни, исполнялись лихие пляски. Сегодня эти композиции называют мюзиклами. Потом это было забыто ввиду неактуальности. Мы попробовали создать современный мюзикл – «Гимн дому твоему». Затем придумали совершенно новый формат – новогодний спектакль-феерию «Про Ивана-молодца, удалого храбреца». Мне говорили: «Леонид Иванович, какие вообще новогодние сказки? Это же Ансамбль Александрова!»

– Хотели привлечь новую аудиторию?

– Совершенно верно. Первое – изменение формата на сцене, второе – изменение зрительской аудитории. Сказки на сцене и сейчас продолжаются. Когда это начиналось, многие вообще не понимали, что происходит. А все очень просто. Один из ведущих артистов хора – Дед Мороз, артисты балета танцуют, артисты хора поют. Какая же сказка без песни и хорошего танца?

После мюзиклов и новогодних елок у нас появился детский хоровой коллектив. Начались совместные выступления ансамбля и хора мальчиков. Концерты переросли в европейские турне. Есть в Европе такое направление как «military tattoo», когда военные оркестры выступают на улицах. Нас пригласили в Канаду по случаю 400-летия Квебека. Туда приехали коллективы из 12 стран мира, в том числе музыканты из США, Великобритании, Франции, Германии. Ну, и наш ансамбль.

А там, оказывается, нужен был и еще иной формат выступления. В один из дней программы все оркестры проходили по центральной улице Квебека. Оркестр у нас небольшой и не в состоянии был бы выполнить эту задачу один. Приняли решение поменять весь формат нашего выступления. Так мы для себя открыли совершенно новое направление – можем делать то, чего никогда раньше не делали.

Было много споров: «Как это так? Ансамбль Александрова обычно выступает на сцене. А тут улица. Причем тут артисты балета? Что будет делать хор?» В итоге придумали, что по ходу действия артисты балета сделают некоторые танцевальные «эпизоды», хор споет, оркестр будет играть. Мы все объединили и прошли по главной улице Квебека. Люди кричали: «Браво, Россия! Браво, российская армия!».

Так в свои выступления мы все время вносим новые краски. Конечно, выступаем с другими артистами и молодежными группами. На Евровидении был кусочек в гостевой программе конкурса вместе с группой «Тату». Это дает возможность привлечь другую аудиторию, сделать ярче репертуар. В каждой стране обязательно исполняем несколько музыкальных произведений на языке государства, в котором выступаем.

Любые новшества мне симпатичны. Отношусь к ним с должным вниманием. Знания, полученные при первом образовании, и навыки в режиссуре позволяют иногда помочь коллегам.

– Вы – музыкант или военный?

– Мое базовое образование – Львовское высшее военно-политическое училище (отделение «Культурно-просветительская работа», специальность «Режиссура»). В общем – организатор культурно-массовых мероприятий. В юношеские годы танцевал, занимался режиссурой. И по сей день часто приходится принимать режиссерские решения.

– Какова общая численность ансамбля?

– Двести человек, артистов – 160.

– Сложно управлять таким большим коллективом? Как решаете вопросы дисциплины?

– Очень просто. Все по-человечески. Если твой девиз: «Раньше думай об артисте, а потом – о себе», все становится на свои места. Мы делаем все, чтобы у артистов были хорошие сцены для выступлений, гостиницы, приличные условия. Мое кредо: «Не быть добреньким, но быть добрым». Если человек нарушил что-то «по-серьезному», получает взыскание. Если достойно проявил себя, объявим благодарность. Никакого заигрывания здесь не может быть. Все справедливо. Люди понимают, что нельзя допускать оплошности вроде выхода на сцену в несвежей рубашке.

Есть незыблемое правило: «Не опаздывать», особенно при переездах. На гастролях все по графику: утром – подъем в 6–7 утра, завтрак, посадка в автобус, отправление, переезд, остановка на новом месте, обед, посадка, приезд в гостиницу, размещение, отдых, выезд из гостиницы на репетицию, репетиция, перерыв, начало концерта, окончание концерта, ужин, отдых. На следующий день утром – выезд и т. д. Если сказано: «Утром выезд в 7.30.», то все три автобуса и грузовик с реквизитом ровно в 7.30. утра трогаются в путь. Опоздал – добирайся из одного города в другой самостоятельно. Но такие случаи единичны.

И концерт мы всегда начинаем точно в назначенное время. Так что приучили публику, в том числе и в других странах: «Русские начинают вовремя». И потом нам говорят «спасибо!». У меня один довод: людей, которые пришли к назначенному времени в зал, сидят и ждут, большинство. Мы не можем их не уважать. Это дисциплинирует зрителей и артистов.

В репертуаре коллектива за полугодие появилось 20 новых произведений. Нас хотят слушать, зовут на гастроли. Мы чувствуем себя востребованными. Даже видеоотчет об успехах коллектива, показанный артистам на общем собрании, дисциплинирует. Мы все-таки представляем за рубежом свою страну, её Вооруженные Силы.

– Кто определяет, где выступать коллективу?

– Бывает по-разному. Например, давно не выступали в военных госпиталях. Они есть в Рязани, Туле, Твери и других местах. Значит, планируем поездки туда. Новое направление концертных выступлений – учебные заведения. Берем их список. Администраторы созваниваются, пишут письма. Комитеты или управления культуры разных регионов сами к нам обращаются. Зарубежные выступления проходят благодаря импресарио. Они просчитывают, планируют наши выступления за пределами России.

Вы бы видели, что происходит за рубежом! Такая гордость за свою страну! У людей мурашки бегут по коже! Аплодисменты, овации, поднятие российского и зарубежного флагов. Это происходит как бы каждый раз по-новому. Каждый концерт неповторим. Все выступления яркие. Мы говорим шутя, что «обречены на успех».

Ответ прост. Первое. Ансамбль всегда выступает живьем. Второе. Когда ребята поют много месяцев и лет вместе, их голоса сливаются в единое целое. Фальшь исключена. То же самое – у инструменталистов. Третье и самое главное. В Ансамбле Александрова собраны профессионалы высокого класса, имеющие солидное образование. Отобраны лучшие из лучших. Из солистов можно назвать народных артистов России Вадима Ананьева, Валерия Гавву, Василия Штефуцу, а также молодого солиста Ивана Столяра и других. Но основа ансамбля, как завещали нам А.В. и Б.А. Александровы, – это хор.

– Раньше была «Священная война». Какое произведение сегодня является брендом Ансамбля Александрова?

– Почему раньше? «Священную войну» и сегодня исполняем. В репертуаре две тысячи произведений. Каждый раз программа состоит из новых песен, потому что все время нельзя петь одно и то же. Но заканчивается концерт, и люди кричат из зала «Священная война! Священная война!». Так было в Польше, Болгарии, Петербурге. Люди встают и слушают песню как гимн. Можно ли как-то объяснить это?

Думаю, что дело в исполнении. Талантливо написана музыка. В песне заложена сильная энергетическая мощь. «Калинка», «Очи черные», «Вдоль по Питерской», «Катюша», «Подмосковные вечера», ровно как произведения Моцарта, Верди, Чайковского, Мусоргского и Глинки, никуда не уходят. Время от времени многие к ним возвращаются. Наверное, у каждого есть любимая песня. Вы ее, может быть, слушаете сегодня, а завтра вам не хочется ее слушать. Вы к ней вернетесь через неделю. В ней есть что-то родное...

В репертуаре Ансамбля Александрова есть песни, которые люди хотят слушать только в нашем исполнении. Мы им не отказываем. Но это всего пять-шесть музыкальных сочинений. Они по времени звучат около 10–12 минут. А концерт длится два-три часа. И главная наша задача – исполнение новых произведений.

– Есть ли постоянные зрители?

– Есть меломаны, которые нам пишут. Несколько девушек всю Словакию объездили за нами. В Чехию на наш концерт приезжали зрители из Германии. Как раз в Чехии одна из девушек после концертов написала, что хочет встретиться. Ей понравилось наше выступление, но она совсем не знала русского. Чтобы понять, о чем песни, начала учить наш язык. Теперь все ее одногруппники по университету учат русский и мечтают приехать в Москву на наши концерты.

Несколько лет назад мы с огромным успехом выступили в штаб-квартире НАТО. После концерта одна из сотрудниц штаб-квартиры обратилась в наше российское представительство посредством электронной почты: «Где в Европе в ближайшее время будет выступать Ансамбль Александрова? Хочу купить мужу в подарок на день рождения билет на самолет и... на концерт коллектива». Это же интересно, правда?

– Пишут ли сегодня музыку с таким же мощным зарядом, как в былые времена?

– Пишут. Есть песня композитора Э. Ханка на слова поэта И. Резника «Служить России», песни композитора К.Брейтбурга «Раз, два, левой», «Русский парень» на слова С.Сашина и ряд других новых интересных по мелодии и содержанию сочинений. Сегодня ко мне, например, приходил молодой поэт.

– То есть еще и конкурс поэтов существует?

– Нам присылают и ноты, и слова. Члены художественного совета отбирают произведения.

– О чем мечтает директор Ансамбля Александрова полковник Леонид Малев?

– Чтобы Ансамблю Александрова присудили Нобелевскую премию.

– В области музыки?

– В области мира за укрепление дружбы между народами. Дружба народов сохраняет людям здоровье, поднимает настроение, укрепляет экономику, делает мир прекраснее. Овации артистам – это аплодисменты нашей стране, нашей армии, уважение к нашему государству. Мы четко понимаем, что через эти аплодисменты идет энергия добра, мира и процветания!

Беседу вела Александра РАКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива