Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 01, 2011

Эдуард Успенский: Мои персонажи – дети

Окончив школу и даже институт, можно не иметь представления о философии Платона, абсолютно не разбираться в теории относительности и даже не уметь найти площадь треугольника. Но в одном можно быть уверенным точно – любой ребенок, хоть раз посетивший библиотеку, сходивший в детский сад, да и просто разок взглянувший на экран телевизора, знает о приключениях Чебурашки, мечтает о таких же каникулах, как у дяди Федора в Простоквашино.
Да что дети, часто взрослые на пресловутый вопрос: «Кто там?» – отвечают задорно: «Это я, почтальон Печкин!». Герои его детских книг – на все времена, они не выходят из моды, проходят сквозь поколения.
Плюс к своему писательскому творчеству Эдуард Николаевич является создателем таких передач, как «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка», «Радионяня» и «В нашу гавань заходили корабли».
Профессии детского писателя, наверное, невозможно научиться или научить. О том, как создаются детские книги, и о том, что общего, как ни парадоксально, этот процесс имеет с производством инженерных конструкций, рассказал известный детский писатель, «отец» кроводила Гены, дяди Федора, кота Матроскина, Веры и Анфисы, Рыжего-рыжего-конопатого и других героев, знакомых всем с детства, – Эдуард УСПЕНСКИЙ.

Эдуард УСПЕНСКИЙ– Эдуард Николаевич, Вы не получили филологического образования, но тем не менее стали известным писателем, реализовались в творческой сфере. Как учеба в техническом вузе отразилась на Вашей работе?

– Как ни странно, есть много общего в проектировании инженерных конструкций, создании технических сооружений и написании детских книг. Везде должны быть учтены строгие правила, пропорции. При проектировании необходимо соблюдать габариты (нельзя установить произвольную высоту, ширину). Кроме того, нельзя использовать некоторые металлы, например.

Так и с детской литературой. Чтобы книга понравилась ребенку, она должна быть определенной величины, определенного формата. Содержание детской книги также не является вопросом произвола писателя. Она должна быть наполнена конкретными моральными ценностями.

– Творчество именно детского писателя – скорее талант, данный свыше, или постоянный труд?

– Творчество нельзя назвать трудом в полном смысле этого слова. Работа – это постоянный праздник! Еще Белинский писал, что детский писатель – это «взрослый ребенок». Это образ жизни, постоянное общение с детьми, помощь им.

– Персонажи Ваших книг были созданы достаточно давно, но не изжили себя, а пользуются популярностью и по сей день. Как Вы создавали своих героев? Продумывали образы до мельчайших деталей или полагались на вдохновение?

– Персонажи – это дети. Мне сложно ответить на вопрос, как они создавались. Так же сложно, как родителям ответить на вопрос, как они создавали своих детей. Планировали или руководствовались вдохновением? Какие-то герои приходили в голову спонтанно, кого-то я выдумывал. И вообще не люблю слово «вдохновение», оно скорее – для поэтов.

– Вы по-прежнему верны словам, которые однажды написали, а потом размножили на обложках своих книг: «За одну хорошую книгу я бы мог отдать пять телевизоров. И, если ребенок завален книгами, у него появляется воображение. А если он завален телевизорами, у него появляются шишки. Ребята, читайте больше и больше».

– Современные дети просто липнут к телевизору! Конечно, проще лежать на диване и нажимать на кнопочки, чем читать и задумываться над прочитанным. Чтение – это работа. В данном случае важна роль родителей, которые бы приобщали детей к литературе. Потом, когда ребенок поймет, что чтение – одно из прекрасных занятий, которое придумало себе человечество, он уже сам откроет книгу.

В общем, не надо говорить о специфике детской литературы. Может быть, вся она повернется в другую сторону, как «Гарри Поттер», который расшевелил, взорвал профессиональную литературу для детей.

– Вы являетесь автором и ведущим передачи «В нашу гавань заходили корабли». Как она появилась?

– Изначально программа задумывалась для детей. Мы хотели наполнить ее добрыми песнями, песнями счастливого детства, юности, где-то – дворовой романтикой. Сделали пробный ролик, но дети, как ни странно, не отреагировали. Зато откликнулись взрослые!

Вторая программа уже была ориентирована на них. Затем в коллектив пришла новый редактор – Элеонора Филина, которая искренне заинтересовалась тематикой работы. Проект существует и развивается вот уже более 10 лет, сейчас мы регулярно выходим на радио и телевидении.

– Основная аудитория нашего журнала – студенты. Как Вы думаете, что самое важное в эти годы? Чего бы Вы могли пожелать нашим читателям?

– В любом институте, даже для технарей, существуют театральные студии, творческие коллективы, команды КВН. Я бы пожелал и посоветовал студентам посещать их, участвовать в работе таких объединений. Это – настоящие, живые кузницы дарований!

Беседу вела Мария ГОРОДИЛИНА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива