Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 01, 2011

Международный фестиваль «Military Tattoo» «Спасская башня-2010»: Под музыку военных оркестров

Ружейные залпы, красиво одетые гвардейцы, гарцующие кони сопровождали безукоризненное звучание лучших военных оркестров мира на Красной площади в Москве. Таким запомнился международный фестиваль «Military Tattoo» «Спасская башня-2010».

Военная музыка в России ведет историю с 1547 года. Еще при Иване IV ею ведал Приказ Большого дворца. Петр I считал военные произведения средством для укрепления воинской дисциплины и подъема боевого духа солдат. Так у Семеновского и Преображенского полков появились свои оркестры. При Елизавете Петровне полки наряду со знаменами и орденами стали награждать серебряными георгиевскими трубами – символами доблести и славы.

В начале XVIII века в Голландии по вечерам военные барабаны британской армии под командованием герцога Мальборо сообщали ушедшим в увольнительную солдатам, что пора возвращаться в гарнизон. Хозяева за стойками баров понимали: «Пива солдатам больше не наливать!». Так появился термин «tattoo». Постепенно процесс превратился в летние выступления гарнизонных оркестров. Такие «татуировки» с волынками и барабанами появились во многих городах. Первым крупнейшим оркестровым соревнованием в этой области стал Королевский турнир в Лондоне в 1880 году. Сегодня грандиозные фестивали military tattoo проходят в Эдинбурге, Осло, Берлине, Лондоне, Квебеке, Стокгольме.

В Москве в Международном военно-музыкальном фестивале принимают участие ведущие оркестры мира. «Спасская башня» – уникальное сражение, где оружие – ноты и музыкальные инструменты, а триумфатору достается любовь зрителей. Общая численность военных музыкантов и артистов, выступавших в 2010 году, – тысяча человек. Мероприятие сопровождалось видео-инсталляциями, 3D-визуализациями, фейерверками, световыми и пиротехническими эффектами.

В послереволюционные годы прошлого века была создана «кремлевская музыкальная команда» гарнизона Московского Кремля, ставшая со временем Президентским оркестром Службы коменданта Московского Кремля ФСО РФ. Именно этот коллектив, а также Рота почетного караула Президентского полка и Кавалерийский почетный эскорт открыли фестиваль на Красной площади.

Восхищение и восторг – слабые эпитеты для передачи эмоций тех, кто сидел на трибунах и видел происходящее не по телевизору. Оркестр исполнял музыку, здесь же бойцы роты жонглировали карабинами, подбрасывая их вверх и делая сложные фигуры, а 24 осанистых всадника с саблями показывали слаженную, четкую и чуткую работу с прекрасными лошадьми, создавая при помощи шага и рыси различные рисунки.

Для роты специального караула создана особая церемониальная форма одежды. Такие же кивера, эполеты, мундиры с цветными лацканами, обшлага с вышивкой были и у солдат дореволюционной поры. На вооружении – самозарядный церемониальный карабин СКС.

История Кавалерийского почетного эскорта восходит к Императорскому конвою. Одеты кавалеристы в парадную форму лейб-гвардии Драгунского полка. У военных на вооружении – кавалерийские шашки образца 1881 года. Участники показали торжественный развод конного и пешего караулов и дали залп из карабинов. Зрители вздрогнули и рассмеялись. Без сомнения: российские участники фестиваля были лучшими.

Зрители наблюдали интерактивные постановки и стилизации времен Великой Отечественной войны. Ежедневно в течение шести дней фестиваль на Красной площади смотрели более 6000 человек. А всего с учетом интернет- и телевизионной аудитории 100 миллионов человек узнали о Military Tattoo «Спасская башня-2010».

Коллективы выступали не только на Красной площади, но и на различных городских площадках. Счастливчики, оказавшиеся у Боровицких ворот, запомнили выезд Кавалерийского почетного эскорта Президентского полка РФ. Другие смогли увидеть гала-концерт военно-патриотической авторской песни «Рубежи нашей памяти». Фестиваль был посвящен 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и окончанию Второй мировой войны и прошел в соответствии с поручением Президента РФ при поддержке правительства Москвы. По тысяче ребят из детских домов, школ, кадетских корпусов и военных училищ смогли прийти на каждое представление.

В зрелищных мероприятиях цвет – не на последнем месте. Если первый коллектив был в белом, синем и форме цвета морской волны, то и следующие участники появились в традиционных шотландских костюмах яркой черно-красно-белой расцветки и клетчатых плащах. Музыканты Сводного оркестра волынок и барабанов «Скрещенные мечи» из Евросоюза при участии оркестра волынщиков Москвы и солистки Анны Марии Вигерс показали виртуозную игру и стройность в исполнении гимна «Amazing Grace».

Памятник К. Минину и Д. Пожарскому, старинная каменная мостовая, собор Василия Блаженного – все как нельзя лучше соответствовало духу фестиваля. Находясь на трибунах, где за спиной стены Кремля, а рядом Спасская башня, каждый из российских зрителей вдруг ощутил давно забытое чувство единения и гордости за Россию. А выступления участников доказали, что народы вместе – дети великого, богатого исторического и культурного пространства.

Например, горячий танец в исполнении коллектива «Кабардинка» придал фестивалю неповторимую эмоциональную окраску. Лауреат многих международных конкурсов и фестивалей, кавалер высоких государственных наград, Государственный академический ансамбль танца «Кабардинка» представил зрителям технически безупречный танец, зажигательные номера с трюками, сцены с фехтованием. Зарисовки передавали образ жизни и духовный мир свободолюбивых красавцев-горцев. Замечательными были кабардинские национальные костюмы. Одни артисты танцевали в белом. Другие же были полностью в черном, с закрытыми повязками лицами, где на соперников смотрели лишь сверкающие глаза. Будто белое и черное, словно мужчины из кланов Монтекки и Капулетти, они так явственно сражались между собой за право на свободу и любовь.

Коллектив из Липецка – Государственный ансамбль танца «Казаки России» запомнился зрителям танцами, акробатическими трюками, скрещенными шашками и летящими от них на мостовую искрами. При помощи пластики артисты рассказали о казачестве, сражениях, славе и, конечно, любви. Между прочим, выступив на ежегодном Эдинбургском фестивале «Military Tattoo» в 2001 году, ансамбль произвел фурор в культурной среде Великобритании.

С 1940 года все парады на Красной площади открывает рота барабанщиков – воспитанников Московского военно-музыкального училища (начальник - заслуженный артист России, полковник Александр Герасимов). Группы духовых и ударных из оркестра суворовцев Московского военно-музыкального училища показали на фестивале уникальное по ритму, четкости и легкости шоу с барабанами.

Величественные звуки Российского рогового оркестра из Санкт-Петербурга окрасили один из концертов «Спасской башни» в цвета старины. Истоки роговой музыки – в царствовании императрицы Елизаветы, когда директор Императорских театров граф Семен Нарышкин решил улучшить звучание охотничьих труб и удивить государыню. Музыка была популярной более 100 лет. Потом роговые оркестры были забыты, а секреты исполнения утеряны. В 2006 году Сергей Поляничко основал Российский роговой оркестр, возродивший традиции. Аналогов в мире нет. На Красной площади коллектив исполнил увертюру П. Чайковского «1812 год».

Сводный оркестр Московского военного гарнизона принимает участие в важнейших государственных торжественных мероприятиях столицы. 190 музыкантов из лучших оркестров центрального подчинения, штаба округа, военных образовательных учреждений и воинских частей Московского военного гарнизона работают под руководством начальника военно-оркестровой службы Московского военного округа, заслуженного артиста России подполковника Игоря Шевернева.

На фестивале можно было услышать игру музыкантов из Сводного военного оркестра отдельной дивизии оперативного назначения внутренних войск МВД России, оркестра штаба Центрального регионального командования внутренних войск МВД России, Военного образцового оркестра Почетного караула, Военного оркестра Московского высшего военного командного училища, пение артистов хора Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского.

И, наконец, здесь выступила и Мирей Матье! Под оглушительные аплодисменты зрителей на одном из концертов французская певица исполнила «Подмосковные вечера» и композицию «Non, je ne regrette rien» из репертуара Эдит Пиаф. «Спасибо. Я вас люблю», – закончила свое выступление М. Матье по-русски.

Когда участники фестиваля собрались между трибунами вместе, Сводный оркестр всех музыкальных коллективов исполнил знакомые мелодии – «Смуглянку», «Синий платочек», «Огонек», «Катюшу». Как сказал дирижер этого невероятно большого состава, начальник оркестровой службы Минобороны и музыкальный руководитель фестиваля Валерий Халилов, это – главная изюминка музыкального действа.

Александра РАКОВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива