Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 01, 2011

Премия «Ясная Поляна»: Люди одной земли...

Есть ли сегодня настоящая литература и кто пишет современные произведения? На церемонии вручения литературной премии «Ясная Поляна» имени Л.Н. Толстого жюри объявило победителей в номинациях «XXI век» и «Современная классика» за лучшее художественное произведение традиционной формы. Прекрасный русский язык и неисчерпаемо искреннее восприятие жизни продолжают жить и в романах писателей нашего времени, отдавая дань литературным обычаям прошлого.
 
 
 
 
 

Премия «Ясная Поляна» учреждена Государственным мемориальным и природным заповедником «Музей-усадьба Л.Н. Толстого» и компанией «Samsung Electronics» в 2003 году. Идея создания зародилась в 2002-м во время традиционных писательских встреч в Ясной Поляне, приуроченных ко дню рождения великого писателя. Во время одной из бесед будущий председатель жюри премии, директор музея-усадьбы Владимир Толстой и писатель Анатолий Ким решили, что премия будет отмечать современных авторов – последователей и духовных наследников великого русского писателя.

Для нового поколения авторов премия – «путевка в большую литературу», дебют в национальном масштабе. Произведения лауреатов пользуются уважением среди профессиональных литераторов и любимы читателями.

В 2010 году премию вручали в восьмой раз. Для участия в конкурсном отборе были выбраны художественные произведения, опубликованные после 2000 года. 2010-й – год столетия памяти Л.Н. Толстого. Владимир Толстой поведал, что высокий литературный суд старался отметить лучших авторов. В составе жюри – видные знатоки русской словесности, известные российские писатели, критики и общественные деятели.

Настоящая литература сегодня испытывает вызов времени, СМИ, интернета, визуальных искусств. Поддержка ей абсолютно необходима. Это то, на чем зиждется духовная жизнь современного человека...

Заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин сказал, что конкурс нашел свое яркое место среди литературных соревнований. Лауреатами здесь становятся авторы произведений – явлений в литературе. Их читают для того, чтобы мыслить, сопереживать, глубже понять суть современности. Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Корея в РФ Юнг Хо Ли философски заметил, что литература, с одной стороны, раскрывает внутренние причины развития эпохи, с другой – подогревает людские души. Лев Толстой писал, что цель жизни человека есть всевозможное способствование всестороннему развитию всего существующего. Величие литературы в том, что она умеет лечить души людей.

«Быть причастными к открытиям новых имен в литературе, способствовать сохранению русской культуры – большая честь и радость для нас. Благодаря премии «Ясная Поляна», исповедующей принципы гуманизма, мы помогаем сделать окружающий мир более чутким и милосердным», – сказал президент «Samsung Electronics» по странам СНГ Чивон Со. Кстати, компания – официальный спонсор Большого театра. Именно здесь, в зале «Атриум», жюри огласило short list работ, претендовавших на получение награды в номинации «XXI век» («Яркое произведение современной прозы»). В этом году призовой фонд короткого списка составил 150 000 рублей. Его распределили между финалистами, не получившими главный приз.

Ведущие церемонии журналисты Фекла Толстая и Петр Толстой по очереди приглашали на сцену членов жюри. Каждый из них представлял номинантов и рассказывал о прочитанном новом произведении. Литературный критик, журналист, вице-президент международной ассоциации «Мир культуры», писатель Игорь Золотусский подошел к трибуне в расстроенных чувствах. На последнем заседании жюри ему пришлось решительно разойтись с коллегами во мнении по поводу лауреатов.

Среди примерно 60 номинантов были очень талантливые люди, к сожалению, не вошедшие в список лауреатов. Одна из них – Елена Тахо-Годи, написавшая замечательную повесть «У мирного порога моего...».

– Если бы я побывал в русской цветущей степи весной, пережил бы то же самое, что ощутил, читая книгу. Она написана прекрасным русским языком. Вспоминаются слова «поднявшего шлагбаум над русской литературой и открывшего ей дорогу» Н. Карамзина о том, что «мы пишем, как говорим, а говорим, как пишем». Это простое правило всякого писателя – великого и того, кому Бог дал невеликий талант. Такие писатели на Руси есть.

Игорь Золотусский выразил надежду, что и в следующем году они тоже появятся.

Вошедшему в состав жюри прозаику, исследователю русской литературы ХХ века Алексею Варламову выпала честь представлять роман Александра Иличевского «Перс».

– Это одна из самых необыкновенных книг, которые я прочел в жизни. Удивительно богатая, наполненная разными смыслами, сюжетами, героями. В ней есть нечто хаотичное, похожее на здание со многими башнями, переходами, лесенками, в которых можно даже заблудиться. Здесь читателю надо просто отдаться на волю автора, следовать за ним, чувствовать течение жизни, современности, истории, пластично передаваемое писателем. Книга связана с родиной автора. Открытый современный мир, герой которого перемещается по разным странам, континентам, участие людей самых разных вер, национальностей, культурных цензов – все это делает произведение невероятно злободневным, отвечающим современному уровню и образу жизни.

Самым дорогим для А. Варламова в этой книге оказалась ее свобода, раскованность, принципиально некоммерческая составляющая.

Писатель и эссеист, лауреат премии «Ясная Поляна» Владислав Отрошенко представил двух авторов. Одного из них, писателя Олега Павлова, он хорошо и давно знает. Автор вошел в русскую литературу блистательным дебютом. Когда-то «Казенная сказка» молодого, никому не известного прозаика вызвала волну обсуждений критиков и литературного сообщества. Потом были блистательная «Степная книга», составленная из пронзительных рассказов, и другие произведения. Роман О. Павлова «Асистолия» опроверг все то, что критики и читатели знали об авторе. Это новая форма с особой современной кинематографической фрагментарностью. При этом в произведении есть все то, что прозаик наработал за долгие годы, – глубокое, серьезное отношение к литературе. Роман создавался в течение многих лет. В него вошло все, что пережил автор, ища внутри себя точку опоры.

Другой представленный В. Отрошенко автор – Максим Осипов. Писатель отдал на суд жюри одновременно необычную и традиционную для русской литературы вещь – документальные записки врача. Произведение называется «Грех жаловаться».

– И вдруг я увидел жесткую, искреннюю публицистику, которой не встретишь в остро актуальных газетных статьях. Врач пишет о том, как уехал из Москвы в провинцию. Он принимает пациентов и наблюдает, как они относятся к жизни, как живут, - рассказывает Владислав. – Произведение острое, как лезвие бритвы. Автор рассказывает, как русские люди согласны жить 50 лет очень плохо, согласны рано умирать, болеть... Горько признаваться, но это диагноз не физическому здоровью нации, а какому-то ментальному. Одно дело, когда у тебя нет возможности обустроить свою жизнь нормально, жить полноценно, качественно, а другое дело, когда ты с обреченностью отказываешься вообще от этой возможности. Записки М. Осипова достойны более широкого обсуждения, чем просто в среде литературной общественности.

Писатель, публицист, литературный критик Валентин Курбатов вспомнил о том, что сказал Игорь Золотусский. Впервые расхождения среди членов жюри остры и болезненны. Это живое тело внутри литературы. Возможно, когда-нибудь заседания членов жюри будут проходить публично. И тогда в этом столкновении мнений об одном, другом, третьем будет ясно, что происходит в литературе с человеческим сердцем. Это естественно, болезненно, мучительно для всех, но закономерно неизбежно, как движение литературного процесса. В. Курбатов представил два имени. Одно из представлений он начал со стихотворения:

Я все отдам за это вдовье
Лицо земли, где дождь, как штрих,
Где жизнь – сплошное предисловье,
А смерть – загадка для живых.
Где все, что есть, – и грех и слава –
Лишь голос предков в нас самих,
Где мы не заслужили права
И в мыслях быть счастливей их.

Это написал Михаил Тарковский. Блистательно одаренной оказалась семья Тарковских. Каждый из ее членов – и поэт Арсений Александрович Тарковский, и кинорежиссер Андрей Арсеньевич Тарковский, и Михаил Тарковский – тот самый сталкер, идущий по хаосу и безумию жизни в поисках счастливой двери. Она откроется, и там будет спасение мира. Арсений Александрович делал это в своем одиноком поэтическом стоянии, Андрей – в фильмах.

Михаил – сегодня, оставив великую семью, Москву, балованный быт, славу великих родственников. Он поселился в поселке Бахта Туруханского края, где работает профессиональным охотником, промысловиком, пишет чистые стихи, вызывающие память об Арсении Александровиче. Он также создает высокую прозу, рассказывает о поселке Бахта. Этот крошечный пятачок земли на Енисее – неисчерпаемый для человеческого сердца, как для Гарсиа Маркеса – его Макондо.

Одну из представленных книг Михаил назвал «Енисей отпусти». Тарковский решил дотошно попытаться выразить в художественном слове всю тщету познания, подобрать ключ к великим далям – и горним, и человеческим. Господь снова и снова посылает русских художников, чтобы они писали эту тщету познания, снова и снова видели этот ослепительный мир – простой, естественный. Тарковский пишет охотников, рыбаков, их жен, простой быт.

Номинация «XXI век» как бы охватывает вечное стояние такого же, как природа, естественного русского мира и трудящегося на земле человека. Установившийся от века уклад жизни не кончается, как бы отдельный индивид торопливо не пытался уйти в цивилизованность, разорвав связь с навсегда с данным миром.

Михаил предпринимает акт сопротивления. Он пишет свой роман «Замороженное время».

Вторая книга, о которой рассказал В. Курбатов, – произведение томского писателя Бориса Климычева «Треугольное письмо». При чтении книги возникает картина из прошлого. Вдруг СССР проснулся в сердце человека, как затонувший континент. А его и описать-то нельзя, настолько кровав и беспощаден исторический период, когда воры становятся аристократией, и мальчики подражают этим ворам. Автор рассказал об этом с энциклопедической щедростью, подробностью высокого этнографического музея, где есть каждое движение собственной жизни. Борис Климычев рассматривает собственную жизнь, изумляясь, не понимая, как она оказалась такой сложной, мучительной, когда в 10 лет он уже знает столько смертей, сколько другой не видит и в конце жизни. Но при этом она оказалась так жива, так подлинна...

В номинации «XXI век» победил Михаил Тарковский с романом «Замороженное время», а лауреатом в категории «Современная классика» стал писатель Михаил Кураев и его повесть «Капитан Дикштейн». В этом году в два раза были увеличены премии победителям: лауреат номинации «XXI век» получил 750 000 рублей, а победитель в номинации «Современная классика» – 900 000 рублей.

Внук поэта Арсения Тарковского и племянник кинорежиссера Андрея Тарковского, Михаил Тарковский приехал в Москву на вручение премии из Красноярского края. В свое время он написал сценарий к фильму «Промысел» (в прокате – «Счастливые люди»). Кинолента рассказывала о поселке Бахта. Там писатель живет и создает свои произведения. По его словам, он уезжал туда, заранее любя Енисей из книг, бабушкиных рассказов, произведений Виктора Астафьева. А когда-то Андрей Тарковский работал там коллектором в геологической партии и даже хотел остаться. Недавно в поселке Бахта, ставшем прозаику родным, освящен храм, в строительстве которого помогал Михаил. Теперь, говорит писатель, нужно быть достойным этой стройки. Одно дело – построить, другое – измениться должным образом. В 2011 году будет завершено строительство музейного комплекса в поселке. Призовые деньги, полученные писателем, как раз пойдут на реализацию проекта.

– Для музея это будет хорошей поддержкой. Уже сейчас начнем заготовку леса. В поселке Бахта проживает 270 человек. Он находится на берегу Енисея. Первоначально комплекс назывался по-научному – музей традиционного природопользования. Его особенность в том, что это – музей живой технологии. Там можно увидеть все стадии изготовления долбленой лодки, посмотреть кино, как это делается. Ребятишкам там прочтут лекцию, как самим сделать туесок, и его тут же можно будет сделать. Сейчас страшные процессы происходят. Мы вообще на краю стоим – Россия великая наша. Промысловые традиции рушатся. Все куда-то уходит. Мы вовремя успели собрать нашу музейную коллекцию. В комплексе появится уголок мамонтов – ведь село стоит на лежбище мамонтов. Будет и уголок «Бахта».

– Михаил, расскажите, пожалуйста, о своем романе.

– Это вообще моя первая книга прозы, первый литературный опыт. Недавно вышел трехтомник. Это сборник рассказов и очерков о моей деревне. Там показаны судьбы охотников, рыбаков-сибиряков, различные проблемы. Есть, например, у меня рассказ о постройке бани. Образ главного героя взят с моего товарища-сибиряка, охотника, строителя. У него есть сын. Товарищ всю свою жизнь положил на то, чтобы выстроить дом в тайге, участок обустроить. А сыну это не нужно – он уезжает в город. Охотника старая баня не устраивает, главный герой строит новую. При этом у него больное сердце. Кончается все тем, что он парится в бане и умирает, очищенный.

– Сколько времени заняло написание книги?

– Пять лет.

– Насколько сложно живет деревня, о которой вы рассказываете?

– Так же, как и вся Россия. Но там хорошо все-таки – Енисей-батюшка кормит. Всегда есть рыба, картошка, ягоды.

– У кого вы учились писать?

– Последние годы стал читать одни и те же книги. Учился у Толстого, Бунина, Достоевского. Пять-десять лет читал только их. Одновременно мне и восток очень интересен. Владивосток – любимый город. Моя новая повесть «Тойота-Креста» посвящена проблеме востока и запада.

По окончании церемонии удалось поговорить и со вторым лауреатом – Михаилом Кураевым.

– Михаил Николаевич, может ли быть писатель без академического литературного образования? И ваше пожелание молодым начинающим литераторам.

– Я сам (смеется) – молодой, начинающий. Когда садишься за новый чистый лист бумаги и начинаешь писать, то все, что ты сделал до этого, тебе не помогает. То принадлежало другой истории. Или же... нужно набить руку и колотить тексты, но тогда это вопрос не ко мне. А литературное образование – вещь необходимейшая. Я об этом, где могу, говорю во весь голос. Мама мне читала в детстве, папа читал «Слово о полку Игореве», рассказывал своими словами историю о вещем Олеге. Вот где начинается литературное образование.

Сегодня школы вытравливают литературу, душу народа, язык, на котором мы общаемся. А понимаем мы друг друга, когда говорим. Когда произносим: «Молчалин», сразу понимаем, о чем это. Мелихов, Аксинья – каждый из них – это целый тип жизни.

Литературное образование нужно не для того, чтобы ты научился строчки складывать, а чтобы мы понимали друг друга, дышали одним воздухом, были людьми одной земли, одной истории.

Что касается профессионального стимула для того чтобы писать, могу сказать, что мне нравились слова. А я работал в кинематографе, где слово убивают. И слово мне так нравилось, что оно заставляло его запечатлеть на бумаге. Оказывается, это крепче, чем на пленке!

Александра РАКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива