Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 12, 2010

Осень в Поленово

Хорошо, когда у тебя выходные, и ты можешь делать то, что душе хочется. Например, отправиться в музей. И я поехала в Поленово, тем более что в ноябре 2010-го усадьбе исполняется 118 лет. Знакомые давно советовали побывать в этом музее-заповеднике, расхваливая живописное место. Не случайно в восьмидесятых годах позапрошлого столетия, проплывая по Оке на пароходе с одним из своих талантливых учеников Константином Коровиным, знаменитый русский художник Василий Дмитриевич Поленов присмотрел его для будущего поместья.

Музей-заповедник Поленово
Музей-заповедник Поленово
Музей-заповедник Поленово
Музей-заповедник Поленово
Музей-заповедник Поленово
Музей-заповедник Поленово
Музей-заповедник Поленово
Музей-заповедник Поленово
Музей-заповедник Поленово

Итак, проснувшись пораньше и собрав рюкзак, я села на электричку до Тулы и отправилась в усадьбу под Тарусой, где художник жил и много работал: писал картины, сочинял музыку, сажал деревья в парке, строил дамбу, помогал строить лодки. Погода утром выдалась отличная и я понадеялась, что мне удастся не только посетить сам дом, но и прогуляться по парку. Предстояло добираться полтора часа на электричке до станции Тарусская, потом маршруткой, как учит официальный сайт музея. Правда, на станции оказалось, что маршрутка в нужном направлении идет только два раза в сутки, и на нее я не успела. Зато рядом с вокзалом стояли машины частников. Учитывая, что местность незнакомая, рюкзак давит на плечи, и начался дождик, я, поторговавшись, поехала. За двести рублей.

Минут через двадцать-тридцать меня доставили в Поленово к стоянке автотранспорта и кафе. На стоянке – табун экскурсионных автобусов и машин. В кафе – муравейник из туристов.

От двух каменных столбов главного въезда я зашагала по сосновой аллее. Она – одна из первых, посаженных художником на бывшем ржаном поле. В то время привычными в парковом строительстве были аллеи липовые и березовые. Но Василий Дмитриевич предпочел сосну, прозорливо решив, что на открытом месте с песчаным грунтом она будет быстро и хорошо развиваться.

По окрестным дорожкам ходили довольные взрослые, бегали дети, дождь закончился, и парк выглядел таким красивым и идиллическим, что мои путевые мытарства показались ерундовыми.

Вспомнился текст с сайта музея, что пейзажист Поленов никогда не стремился к внешней эффектности изображения.

Природа предстает в его этюдах в наиболее обычном, естественном состоянии: ласковая, расположенная к человеку, рождающая чувство спокойного умиротворения. Картины «Бабушкин сад», «Московский дворик», «Заросший пруд» многим известны с детства. Оказавшись в усадьбе через сто лет после того, как художник здесь жил, я постепенно проникалась такими же добрыми чувствами, отвлекаясь от суеты мегаполиса и всего наносного.
Пройдя аллею, вышла к Большому дому – зданию, в котором жил Василий Дмитриевич с женой и детьми. Рядом еще один дом – Аббатство, в нем располагалась мастерская. А правее, напротив Большого дома, под разросшимися березами Поленов выстроил избушку для детских игр. Из нее раздавались веселые переливы: дети дули в свистульки – сейчас здесь проводятся мастер-классы по изготовлению филимоновской игрушки. Через месяц тема сменится другой, тоже интересной и полезной.

Бросилось в глаза, что вокруг всех построек разбиты прекрасные клумбы и цветники, которые радуют глаз даже осенью. Установлено множество скамеек для отдыха. Все опрятное, аккуратное! Несмотря на множество экскурсантов, никто не мусорит.

Еще в Москве у меня была договоренность о встрече с заместителем директора музея Натальей Федоровной Поленовой, правнучкой художника. Стоя на главной поляне, я сообщила ей по телефону о своем прибытии, и вскоре ко мне вышла миловидная молодая женщина в наброшенной на плечи шали, похожая на героиню Тургенева или Чехова.

– Хорошо, что добрались! – сказала она. – День сегодня насыщенный: приезжают потомки Поленова и другие гости, литераторы, художники. Скоро состоится показ документального фильма, сделанного питерскими режиссерами о внучке Василия Дмитриевича. Будет и она сама. Вечером на лужайке пройдет спектакль по пьесе Владимира Сологуба «Беда от нежного сердца». В нем участвуют сотрудники музея и их дети. Костюмы и декорации сделаны своими руками. Будет интересно, приходите.

Домашний театр в музее – продолжение семейных традиций, заложенных Поленовым. Художник и его домочадцы на рубеже XIX–XX веков возглавили работу нескольких самодеятельных театральных коллективов. «Король Лир», «Отелло», «Псковитянка», «Вильгельм Телль» – далеко не полный перечень постановок, шедших в то время на сценах соседнего села Страхово и города Тарусы. Не имея специального образования, Поленов сочинял оперы, романсы, устраивал домашние музыкальные вечера.

– До мероприятий вы можете отдохнуть или прогуляться, – говорила между тем Наталья Федоровна. – Пройдите по усадьбе. Она, к слову, занимает больше четырнадцати гектаров и включает 17 мемориальных зданий, построенных по проекту самого основателя. Усадебный парк – тоже детище Василия Дмитриевича. Большинство сосен посажено его собственными руками. К парку отношение в семье было особым – как к живому существу, составлявшему важную часть дома.
Ратуя за народное образование, Василий Дмитриевич построил две школы в окрестных деревнях. Последние его работы были тоже посвящены детям: в 20-е годы он создал диораму – кругосветное путешествие в волшебных световых картинках, которые стали праздником для крестьянских ребятишек. Здание диорамы – слева от аллеи. Обязательно сходите на могилу, – посоветовала правнучка художника. – От центра усадьбы вниз к Оке ведет дорожка.

Благодаря Наталье Федоровне я смогла обустроиться в маленькой комнате на втором этаже Сенного сарая, построенного еще при Поленове. Сейчас сарай, как и раньше, используется по прямому назначению. Ибо в усадьбе есть конюшня с лошадьми, к которым в рабочие дни открыт доступ.

Перед посещением вечерних мероприятий я успела спуститься к Оке. Прошла столбы каменных ворот, крытые черепицей, – северный вход в усадьбу. Полюбовалась декоративной изгородью из местного камня – известняка, по типу тех, которые напоминали художнику вель и были запечатлены им на многочисленных этюдах.
После получаса неспешной прогулки взгляду открылась Троицкая церковь села Бехово, построенная по проекту Поленова. Рядом кладбище. На нем – могила со скромным непритязательным крестом.

Вечерний спектакль на поляне собрал множество посетителей: приглашенных из Москвы и местных жителей. Многие были с детьми. Так, вместе с дочкой приехал куртуазный маньерист Вадим Степанцов, поэт, певец, автор известных песен «Король Оранжевое Лето» и «Добрый вечер, Москва». В разговоре со мной он сказал о своей любви к усадьбе Поленово, к ее сотрудникам и обещал посетить литературный клуб «Ст.М» (за новостями следите на сайте клуба www.club.stm.ru).

Я переночевала в одной из верхних комнат Сенного сарая, гордая осознанием того, что нахожусь хоть и в «хозяйственной постройке», но возведенной еще в позапрошлом веке! Интеллигентный дух сооружения дополняли хранящиеся здесь старые номера «Нового мира» и соседство через стенку с семьей поэта Алексея Остудина, приехавшего в Поленово на два дня из Казани.

Утром предстояла экскурсия по Большому дому, а также интервью с директором музея.

И вот новый день. Душ, кофе с молоком. Экскурсия.
Энергетика Большого дома, мемориальная обстановка которого сохранена полностью, заворожила. Дом произвел впечатление жилого. Может, оттого, что здесь до сих пор топят печи?! Кажется, будто хозяин ненадолго отлучился.
Состоянию сопричастности способствовал рассказ экскурсовода. Я узнала, что в музее хранятся коллекции, собранные несколькими поколениями семьи Поленовых. А датой основания музея принято считать 2 ноября 1892 года. Под вечер того теплого и сухого дня Василий Дмитриевич с двумя старшими детьми по тропинке, заваленной палым осенним листом, пришел в только что построенный по его проекту и чертежам бревенчатый дом, пахнущий еловой смолой.
При жизни Василия Дмитриевича в доме всегда было много друзей-художников. Поленовская усадьба для большинства из них становилась маленькой «натурной академией». На Новый год в гостиной устраивались Елки для окрестной детворы и творческие вечера для взрослых. Кстати, традиция Елок сохранена по сей день.
Я смотрела на стоящую в шкафах столовой посуду, на висящие в кабинете картины и думала о том, с какой заботой все это подобрано, обустроено! Как здесь уютно!

– Эпиграфом к творчеству Поленова могут служить его слова: «Искусство должно давать счастье и радость», – рассказывала директор музея Наталья Николаевна Грамолина, работающая здесь с 1970-го года. Выйдя замуж за внука художника Федора Дмитриевича Поленова, она всю жизнь посвятила усадьбе. Благодаря ее усилиям музей приобрел статус Государственного мемориального историко-художественного и природного заповедника. Сегодня это один из крупнейших музеев-заповедников страны, один из самых известных в России и за ее пределами. Его территория в 870 гектаров включает Троицкую церковь, усадебный парк, сад, окружающие луга, леса, сельскохозяйственные угодья.

– Объем нашего мемориального фонда – 11270 единиц хранения, из них живопись – 716 единиц, графика – 4004, археология Древней Греции и Египта – 722 единицы. Ведь Василий Дмитриевич был не только художником, архитектором, инженером, но также коллекционером, – сообщила Наталья Николаевна. – Наши фонды содержат произведения живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, личные вещи Поленова и членов его семьи, подлинные фотографии, предметы интерьера и быта, библиотеку. Конечно, очень важно сохранить это все для следующих поколений.

Специалистам известна широкая просветительская деятельность Поленова. Сам он в первые после революции годы писал: «Всякое просветительное дело есть самое важное и нужное». В соседнем селе Страхово Поленов выстроил школу, где его дочери несколько лет руководили театральным кружком и вышивальными мастерскими. Научные сотрудники нашего музея продолжают работу в этой школе, проводя занятия по изобразительному  искусству.
Музей идет в ногу со временем. Мы выигрываем государственные гранты, повышаем квалификацию сотрудников. Так, моя дочь Наталья Федоровна с 2007 года учится по программе «Музеология» в Школе Лувра. До этого она прошла ряд российских и европейских музееведческих и культурологических программ.

Недавно мы возили выставку постеров с картин Поленова в Белоруссию. Есть разные интересные задумки: например, выставка в Чехии. А пока готовимся к традиционной Новогодней Елке. По обычаю, установленному много лет назад художником, каждый Новый год в музее начинается праздником для детей из окрестных школ с обязательным спектаклем самодеятельного театра юных актеров округи.

Приглашаю всех интеллигентных, любящих свою историю и культуру людей приезжать к нам в музей. Приглашаю студентов-художников на этюды. Приглашаю добровольцев, готовых помочь в обустройстве усадьбы и парка.

Музей-заповедник Поленово Музей-заповедник Поленово
Музей-заповедник Поленово Музей-заповедник Поленово

Я покидала Поленово с легкой ностальгией. Может, и хорошо, что на общественном транспорте сюда не так легко добраться. Некоторая изолированность от мира делает это место еще очаровательней.

Идя по аллее и шурша сухими листьями под ногами, я вспомнила стихотворение московской поэтессы Надежды Далецкой. Оно так и называется «Поленово»:

В ноябре на Казанскую холодно, стыло.
Ельник редкий и бурый, речная коса.
Три оттенка, три краски: вод, неба и ила –
Среднерусский неброский осенний пейзаж.
  
Под ботинками луковым шорохом листья.
Отлетели давно, прикипели к земле.
Гладь воды отражает свинцовые выси,
Оседлавшие кроны дубов, тополей.
  
Перспективы аллей обрываются круто.
Там, за пашней дороги, к зеркалью Оки,
Может, берег осыплется? Может кому-то
Сухотравье щетинится в пойме реки?
  
На пригорке – усадьба: ступени, веранда,
Мох меж рамами лег, чтобы крепче спалось.
Коник тычется, требуя корку в награду.
В церкви Бехово треск фитилей, вечный ладан...
Дом художника – северный крест за оградой.
Холст осенний.
Поленово.
Родина.
Рось.

Светлана РАХМАНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива