Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 12, 2010

Евгений Евтушенко: Глаза искрятся по-разному

Поэт Евгений Евтушенко встретился со студентами и преподавателями РГСУ. Он передал библиотекам российских вузов 5000 экземпляров книги «Весь Евтушенко», прочитал новые стихи и поделился наблюдениями.

 
 
 
 

– Подписанные экземпляры только для читальных залов, – сразу предупредил Евгений Александрович. – Книга дорогая – студенты не смогут ее купить.

Евгений Александрович подписал каждый том. Книги отправились в МАИ, МЭИ, в библиотечный центр школы-студии МХАТ, в Литинститут, где поэт учился, а потом был исключен за защиту романа Дудинцева «Не хлебом единым».

– А до этого меня исключили из школы, – вспоминает поэт. – Заподозрили в краже и сожжении классных журналов. Это я еще мог сделать. Но вор ударил по голове сторожа, на что я неспособен. Однако даже любимый педагог был уверен, что это я. Уж очень плохие отметки получал. А через много лет одноклассник, ставший к тому времени членом-корреспондентом академии, во всем признался. Он был круглым отличником, а тогда впервые получил минус к пятерке. Но его, конечно, никто не заподозрил. Получилось, что железная логика не так прочна, как интуиция, идущая от сердца.

Но тогда меня исключили из школы с волчьим билетом. На работу не брали. Я грузил уголь на станции «Москва-Товарная», написал такие стихи:

И с уважением глядит милиция
И на мэитовца, и на миитовца.

Читатели и поэты вместе грузили – все были равны. Хотя было тяжело.

Но при всех ударах судьбы я счастливый человек – я люблю свою профессию, свою Родину. И к оскорблениям, которые не раз приходилось выслушивать, никогда не относился болезненно. Признаться, презрение или ненависть мне несвойственны. На них просто нет времени. К тому же в каждом человеке можно найти что-то хорошее.

И в первую очередь для людей, хотя и для себя тоже, я решил открыть мир, спрятанный за железным занавесом. Наше поколение первым стало ломать преграды, чтобы других людей увидеть и себя показать. Это не было эгоистическим самопоказом. Мы рассказывали о великих людях, о достижениях. Хотели показать, что нам дала родина. Я добивался словом, стихами, чтобы каждый человек, не зависимо от возраста, происхождения и социального положения, мог открыть для себя мир за занавесом. В 1954 году написал такие строчки:

Границы мне мешают...
          Мне неловко
не знать Буэнос-Айреса,
          Нью-Йорка.
Хочу шататься, сколько надо,
          Лондоном,
со всеми говорить –
          пускай на ломаном.
Мальчишкой,
          на автобусе повисшим,
Хочу проехать
          утренним Парижем!

Тогда и не подозревал, что по-стахановски перевыполню свой план. Я побывал в 96 странах мира и почти во всех регионах СССР, который был и остается моей родиной. Разве это не счастье?

Конечно, я бы мог считать себя несчастным, потому что видел столько страданий. Во время войны бежал к бабушке на станцию «Зима». Сыпали бомбы, пробирался сквозь груды трупов. Падал, бежавшая со мной девочка вытаскивала меня, потом я ее... Это незабываемо.

Но все эти страшные приключения были для меня наградой. Ведь я чудом остался жив! Тогда многие погибли...

   

Мне помогли и помогают выжить друзья, товарищи-писатели. Им посвящен мой главный просветительский труд – антология «Строфы века». Идея пришла в детстве. Мне попалась антология Эдуарда Шамурина, вышедшая в 1925 году. Там еще были стихи Гумилева, потом его запретили. И сколько у нас было таких поэтов! Я решил восстановить все имена. Этому и посвятил огромную часть жизни.

Сейчас уже 20 лет работаю над антологией «Десять веков русской поэзии». В этом году должен выйти первый том, заканчивающийся Пушкиным. Остальные пять томов на 70% готовы. Поэтому я надеюсь, что оставшаяся моя жизнь будет не меньше предыдущей (смеется). Носить в себе все впечатления преступно! Столько хочется сделать, сказать, написать. Подобрать слова, рифмы...

Ведь все лучшее в мире – поэзия. Не важно, выражена она словами или формулами. Это любовь, дружба, искренность. Это любое метафорическое, в том числе научное, мышление. Например, открытие Лобачевского: параллельные линии пересекаются в бесконечности. Это же потрясающая формула искусства! Наши души пересекаются в бесконечности. Все споры и разногласия бессмысленны, ведь в перспективе все соединятся. А поможет в этом искусство.

Но все чаще я встречаю ребят, которые не знают поэзию. По-моему, такие люди чем-то больны. Знаете, я побывал во многих странах и могу с уверенностью сказать: все могут понимать и любить поэзию! Надо только им помочь, показать этот чудесный мир.

Раньше в московских вузах часто устраивали поэтические вечера. Мы выросли на поэзии. А когда в последний раз в главном здании МГУ выступали поэты? 29 лет назад. А ведь была традиция. Почему мы о ней забыли?

Было время, когда устраивали встречи с поэтами, несмотря на сопротивление бюрократов. Когда освободили Бродского, я выступал в МГУ. Поэт приехал неожиданно. Тем не менее я пригласил его в аудиторию, он сорок минут читал стихи. Никто не возражал.

   

Люди понимали: поэзия нужна и гуманитариям, и технарям. Организаторами были выдающиеся ученые: Ландау, Капица, Сахаров. Курчатовский институт устраивал выставки знаменитого русского художника Олега Целкова. А меня туда приглашали в самый трудный период: газеты нападали, оскорбляли ни за что ни про что. Вузы защищали, возвращали веру в жизнь.

На встречи приходили студенты, преподаватели, аспиранты. Мы становились другими писателями, они – другими учеными. Воспитывали друг друга. Была обратная связь, которая сейчас разорвана. Ребята даже не знают: сразу надо аплодировать или в конце выступления.

Даже в глубинке стали возрождать поэтические вечера. На Дальний Восток, в Сибирь, на станцию Зима приглашают французских, никарагуанских, польских поэтов на фестивали. Почему бы московским вузам не приглашать живых, даже еле живых, писателей?

Все можно исправить, если взяться за дело. Например, ввести в университете должность штатного писателя. Одновременно с лекционной работой он мог бы проводить семинары с теми, кто пишет. А такие люди есть в каждой профессии. Но это пожелания. Надеюсь, скоро поэтические вечера не придется пробивать с таким трудом.

И еще одно наблюдение о молодежи. Все чаще я спорю с ребятами, которые, во что бы то ни стало, хотят маргинализироваться. Мой друг по этому поводу отметил:

– Молодая русская поэзия напоминает хоровое исполнение сольной арии Бродского.

Это точно. Но у Бродского маргинализация была естественной – часть общества не понимала его, считала тунеядцем. А молодые поэты искусственно все усложняют. Но не в этом величие. Вспомните Пастернака, какие глубокие стихи он писал. И старался не опроститься, не стать Демьяном Бедным. Пастернак находил для сложных проблем доступные для каждого слова. Быть понятным – великое искусство.

И вот молодые маргинализаторы говорят:

– Вы всегда пишете, что вы кому-то что-то должны. Это примитивно.

Объясню, что для меня «долг». Раньше я писал: есть люди с искрами в глазах и без оных. Но в последнее время стал замечать – искры бывают разные. Есть хорошие, а есть очень «неприятные». Иной человек негативно нацелен, корыстолюбив. Зато с искрами в глазах. А хорошие люди не хотят действовать. Это какая-то доведенная до абсурда трусость, обломовщина. Они сидят на кухнях вместо того, чтобы поставить на место зарвавшихся обладателей «нехороших» искр. Люди не чувствуют себя должниками, и это делает их слабыми. Поэтому «нехорошие искры» поступают, как хотят, чувствуют себя свободно.

Чувство долга не унижает человека, а делает его человеком. Поэтому я отошел от старой классификации, ведь надо учитывать качество искр. Теперь я делю людей на благодарных и неблагодарных жизни. Вот неблагодарность – подавленность, нытье – это опасно.

Никогда не надо унывать, ведь человек всегда может что-то изменить. Надо бороться. Даже искусство похоже на войну. За Родину.

Так было в 1962-м на премьере 13-й Симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Перед этим многие исполнители «неожиданно» стали отказываться. Сначала солист Гмыря, потом дирижер Мравинский... Перед премьерой заболел певец, с которым недавно договорились. Дмитрий Дмитриевич понял: неспроста это. Положение было отчаянное. Но тут выяснилось, что дирижер Кирилл Кондрашин ходил на все репетиции. Он выучил всю музыку. А молодой певец Громадский выучил весь текст. И они были готовы, появились неожиданно, как запасной полк на реке Каян!

И вот премьера. В декабре это было. Шел снег большими хлопьями. Около консерватории стояла конная милиция. Люди пытались проникнуть в здание с билетами и без билетов. Почти вся толпа осталась ждать нас с Дмитрием Дмитриевичем. Творилось неслыханное: люди прижимались ухом к стенам, как будто могли что-то услышать! Успех был оглушительный. Так мы выиграли эту битву.

Так что, ребята, никогда не унывайте, творите, но чувствуйте себя должниками.

И, конечно же, в этот день Евгений Александрович читал стихи. Совсем новые, нигде не напечатанные. Одно называется по строчке популярной песни «Эти глаза напротив». «Совсем лирическое», – как выразился поэт. Второе посвящено Олегу Ефремову.

– Недавно мне позвонила его дочь. Благотворительный фонд Олега Ефремова устраивает фестиваль «ПостЕфремовское пространство», где, кстати, будут показывать спектакль по моим стихам. Анастасия Ефремова попросила сказать несколько слов о ее отце. И тогда я написал стихотворение «Император-шофер».

В конце встречи поэт напомнил о своем музее в Переделкино.

– Там можно посмотреть лучшие картины иностранных и отечественных художников из моей коллекции. Музей работает с четверга по воскресенье. Всем буду рад. И, надеюсь, в следующий раз я приеду в РГСУ не как гость!

Екатерина БРЮХОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива