Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 10, 2010

Башмет и Кремер в МГУ

Традиция принимать у себя в гостях известных музыкантов появилась в МГУ им. М.В. Ломоносова много лет назад. Сегодня в рамках цикла вечеров «Ректор Московского университета приглашает» перед студентами и преподавателями выступают только звезды. Оказывается, интеллектуальной университетской публике можно не только смело доверить хиты, но посвятить неожиданные открытия-премьеры! На этот раз в исполнении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета прозвучала музыка П. Чайковского и А. Шнитке.

В пронизанном историей и знаниями пространстве вуза музыканты иногда позволяют себе поэкспериментировать. Вместе с уже знакомыми классическими произведениями они отдают на суд публике что-то совершенно новое. Так случилось и на этом концерте. Первыми экспертами стали слушатели из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Судя по тому, что даже на ступеньках вместе со студентами в переполненном зале сидели и профессора, интерес к программе был огромен.

Выйдя на сцену, хозяин уютной «гостиной» актового зала МГУ, ректор университета Виктор Садовничий, весело объявил, что, безусловно, в вузе очередное торжество. И не только потому, что светит солнце, и у всех хорошее настроение. С огромным удовольствием глава вуза представил известных всему миру участников концерта – почетного профессора Московского университета, замечательного маэстро Юрия Башмета и его оркестр «Новая Россия», а также скрипача-виртуоза Гидона Кремера. Ректор обратился к альтисту:

– Маэстро, мы готовы вас слушать бесконечно, принимать тысячи и тысячи раз! Будьте уверены: люди Московского университета каждый ваш приезд воспринимают как праздник!

Юрий Башмет анонсировал программу. Он сказал, что, поскольку день солнечный и публика в зале необычная, (артисты очень уважают интеллект университетского слушателя), то музыканты позволят себе исполнить в этот раз музыку серьезную и не очень веселую. Первое произведение – Концерт № 4 для скрипки с оркестром Альфреда Шнитке. А затем – Пятая симфония Петра Чайковского.

Конечно, студенты и преподаватели МГУ знали программу и сознательно шли на концерт. Наследники учившихся и работавших в университете великих людей не посрамили репутацию интеллектуальных и просвещенных слушателей. В зале воцарилась глубокая тишина. Публика приготовилась смотреть, внимать и анализировать.

Как солист и дирижер народный артист СССР, народный артист России, лауреат многих премий, в том числе нескольких Государственных, а также премии «Грэмми», Юрий Башмет считается оригинальным и интересным музыкантом-интерпретатором. Мир знает его не только как дирижера, но еще и как выдающегося солиста и первопроходца в области альтовой музыки. Ведь в течение долгого времени альт находился «в тени», репертуар сольных произведений для него был мал. Башмет в ХХ веке открыл миру его как солирующий инструмент. Композиторы тут же начали сочинять произведения для альта, писать специально для Юрия Абрамовича. Сегодня он преподает в Московской консерватории, создал там «Экспериментальную кафедру альта», основал первый в России Международный конкурс альтистов в Москве, возглавил Международный конкурс альтистов им. Л. Тертиса в Англии.

В этот день Ю. Башмет предстал в концерте в качестве дирижера оркестра «Новая Россия». Его жесты были величественны и серьезны. Вообще при внешней мягкости его дирижерский стиль отличается строгой манерой ведения музыки, за которой безоговорочно следуют оркестранты. В 2002 году Юрий Абрамович стал художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», который с 1990 года возглавлял Михаил Горенштейн.

Под руководством Башмета оркестр приобрел свое неповторимое звучание и особенную манеру исполнения, где сочетаются творческая раскрепощенность, дерзость интерпретации, высокая одухотворенность, способность показать слушателям классику как что-то знакомое и любимое. У оркестра есть три постоянных филармонических абонемента – в Большом зале консерватории, в Концертном зале им. П. И. Чайковского и, что интересно, абонемент для детей и юношества «Классика – это классно».

Маэстро считает, что «душевную акустику» публики нужно ставить, оживляя музыку. Главное – искренность исполнения. Гении потрясающе писали про любовь, надежду, смерть. Дирижер говорит, что это не может не найти отзвука в человеческой душе, если передается искренне.

Что касается музыки Альфреда Шнитке, Башмет, сотрудничавший с композитором, считает, что в произведениях автора нет ни одной лишней ноты. Там всегда есть смысл, подтекст, разговор в шекспировских категориях. Музыка актуальна.

В качестве дирижера Юрий Башмет выступает с солистом Гидоном Кремером, которого считает скрипачом высочайшего уровня. Действительно, солируя на сцене в Четвертом скрипичном концерте Шнитке, Кремер выглядел необычно. Чувствовалось, как он, словно шаман, полностью отдавался во власть музыки. Движения его смычка были похожи на экзальтированный танец. Известно, что Кремер – музыкант интеллектуального, экспериментаторского склада. Начал учиться игре на скрипке у профессиональных скрипачей – своего отца и деда. Потом окончил Московскую консерваторию (класс Давида Ойстраха), стал лауреатом престижных международных конкурсов и премий, в числе которых – Международный конкурс имени Чайковского и «Грэмми»! Он – первый исполнитель некоторых произведений Шнитке. Любопытно, что ему также посчастливилось сотрудничать с Астором Пьяццоллой, а семья скрипача – созвездие знаменитостей. Нынешняя супруга – пианистка и преподаватель Ксения Кнорре (ее мать – великий педагог и пианистка Вера Горностаева), дочь – актриса, телеведущая Лика Кремер.

Концерт № 4 для скрипки с оркестром Альфред Шнитке посвятил именно Гидону Кремеру. За рубежом музыка автора стала известна как раз благодаря этому скрипачу. Кремер в свое время сотрудничал с автором. В работе Шнитке был придирчив, но одновременно открыт к пожеланиям и предложениям. Не выносил, когда в его музыке слышали «красивость». Именно в третьей части Четвертого скрипичного концерта есть такая «красивая» тема. Композитор подразумевал, что эта «красота» – ложная. Концерт – музыкальное и режиссерское сочинение. Немногие знают, что Шнитке был очень разносторонним композитором. Он, например, не только изобрел «глиссандо по обмотке струны ногтем» и сочинил «Желтый звук» – сценическую композицию по Кандинскому для пантомимы, 9 музыкантов, магнитофонной ленты и цвето-световых проекторов». Композитор создавал музыку к спектаклям Театра на Таганке, известным фильмам «Маленькие трагедии», «Мертвые души», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»...

Начало Четвертого скрипичного концерта заворожило слушателей. Кремер играл, точно попадая в стиль и характер произведения. Оркестр «Новая Россия» удачно передавал все краски образа, созданного автором. Казалось, музыка иллюстрировала какую-то детективную историю. Слышался бой часов на башне, звучало задумчивое соло скрипки, «тосковали» виолончели, «тревожились» скрипки. Автор пытался музыкой рассказать о чем-то чрезвычайно важном для него самого и слушателя.

Между прочим, Шнитке сравнивают с Достоевским. Его музыка – размышление о природе жизни и смерти, власти пошлого и торжестве духа. Как литературные произведения Достоевского, мелодии Шнитке тяготеют к «крупной форме» с большим количеством «персонажей» в сложном переплетении драматургических линий. В ХХ веке «игра чужими стилями» стала основой концепции сочинений. При помощи полистилистики с ее соединением «банального» и «изысканного». Шнитке показал конфликт классической гармонии мира и современной искаженности и хаоса. Это четко прослеживается и в Четвертом скрипичном концерте. Музыка пропитана беспокойным ощущением «двуединства мира». Помимо стандартных инструментов симфонического оркестра здесь использовано интересное сочетание английского рожка, саксофона, колокольчиков, маримбафона. Кажется, что саксофонное звучание – отголосок «Танго» Шнитке.

Дослушав последний такт, публика разразилась бурными аплодисментами оркестру, дирижеру и солисту. Возможно, ни в каком другом зале звезды-музыканты не могут ощутить того «неофициального» теплого слушательского приема, как здесь, в зале МГУ! Именно поэтому они «выкраивают» время среди расписанных на годы вперед выступлений и с удовольствием едут на Воробьевы горы.

Наконец, публика МГУ получила возможность услышать и знакомую музыку. Вторым произведением стала «роковая» Симфония №5 ми-минор (соч. 64) П. Чайковского в исполнении оркестра «Новая Россия» и дирижера Юрия Башмета. Мелодии из «Евгения Онегина», «Пиковой дамы», «Лебединого озера», «Щелкунчика», «Времен года» на слуху у каждого русского. Это – классика популярная, понятная и близкая. Но каждый раз мы убеждаемся, что жизнь причудлива и необъяснима.

Петр Ильич Чайковский, прежде чем стать великим композитором, был... юристом. Потом поступил в консерваторию. После получения диплома будущий гений неожиданно прочел суровый приговор композитора и музыкального критика Кюи: «Консерваторский композитор г-н Чайковский совсем слаб». Уникальность «Лебединого озера» была отмечена критикой, но вызвала недоумение просвещенных меломанов. Композитора упрекнули... в бедности творческой фантазии, однообразии мелодий.

Затем композитор почему-то женился на двадцатилетней Антонине Милюковой. Спасаясь от мучивших его семейных уз, уехал за границу. Тяжелые раздумья прервали его триумфальные гастроли в Европе в качестве дирижера. В Гамбурге он познакомился с восьмидесятилетним мудрецом – директором Филармонического общества Теодором Аве-Лаллеманом. Именно ему будет посвящена Пятая симфония, созданная в 1888 году. В дневнике Чайковского появилась запись литературной программы для симфонии: «Полнейшее преклонение перед судьбой, или, что то же, перед неисповедимым предначертанием провидения...»

Пятая стала первой из симфоний композитора, премьера которой состоялась в Петербурге под управлением автора. Успех пришел не сразу. Отзывы критиков были неоднозначными. Он и сам писал, что считает симфонию неудачной. Однако его ученик, композитор и пианист Сергей Танеев, говорил, что Пятая – лучшее произведение Петра Ильича. В ней – новое художественное решение. Через год Чайковский признал за Пятой очевидные достоинства.

Публика в Актовом зале МГУ была внимательна и даже дотошна. Слушателям хотелось все знать и понять – музыку, стиль игры музыкантов, интерпретацию дирижера. По мнению Юрия Башмета, в известных уже произведениях всегда остается что-то, еще не открытое. Кажется, вот уже дотрагиваешься, уже горячо. И вдруг – жар-птица! – открываются новые измерения. Поэтому возможно и новое прочтение Пятой.

В исполнении этих музыкантов она прозвучало как-то очень свежо и даже молодо. Бас-кларнет и низкие струнные вступили траурным маршем. Первая часть Симфонии по характеру была похожа на «скованный» бег. В главной партии очень тихо начался другой марш – решительный. Его звучание постепенно набирало силу. Как водится, внутрь вкрался нежный вальсовый эпизод, отвлекая внимание студентов и преподавателей от мрачного фона. Но внезапные резкие аккорды вернули публику в реальный мир, где неизменно идет полная страстей борьба.

Следующая часть симфонии отличалась от начала, как белое и черное. Поднимаясь из глубокого мрака коды, музыка Andante рвалась к свету и жизни. Этой музыкой Чайковский показал, как одинокая человеческая душа стремится ввысь. Ощущение тревоги нарастало, и в кульминацию вторглась знаменитая тема «рока».

В третьей части мелодия капризно-изменчивого вальса «прихотливо» переходила от инструмента к инструменту, внося в движение разнообразие. Зловещая тема «рока» возникла снова. В финале соперничали «не желающий» подчиняться привычному ритму марш и уже преображенная тема «рока». Неожиданно ворвался какой-то стремительный вихрь и, казалось, победил всех. Но «точку» в споре «поставила» тема «рока»...

Исполняющие Симфонию №5 дирижеры пытаются открыть ее тайный смысл. Происходит ли в финале победа роковых сил, или судьбу победил человек? Размышляют об этом не только исполнители, но и слушатели... Хорошо подкованная публика МГУ была довольна звучанием, оригинальностью подачи и самим настроением Ее Величества Музыки.

Чтобы не оставлять слушателей в грустном настроении, Юрий Башмет и его оркестр «Новая Россия» нон-стопом стремительно исполнили на бис «Венгерский танец № 1» Брамса и бразильскую композицию Де Абреу «Tico-Tico». Первое прозвучало изящно – сообразно великой эпохе и по характеру захватывающе, второе – игриво, ритмично и явно с юмором. А зрители в это время перенеслись мыслями, надо думать, в жаркие страны, где пальмы, море и счастье! Такова подача классики Ю. Башметом... Итогом были рев восторженной публики и – улыбающийся Юрий Абрамович! Его гениальный план по объединению хорошего настроения публики и серьезной классики в исполнении оркестра сработал! А, если серьезно, для великого альтиста и дирижера занятие музыкой – коридор, движение по которому дарует космические откровения!..

Сегодняшний мир стремительно меняется. Интернет, массовая культура, технологические новинки, мода – высокодоходные индустрии, рассчитанные на молодых. И все это для них же небезопасно. В пространстве высоких современных скоростей, гигантских объемов информации, новых способов коммуникации, обстановке вседозволенности можно упустить что-то действительно важное, забыть о морали, потерять ценностные ориентиры. Одна из просветительских задач университета – научить студентов по-другому смотреть на бесконечно меняющийся мир и не потеряться в нем!

После подобных концертов становится понятно, что университет, объединяя в своих стенах культуру и образование, выполняет великую миссию по отношению к студенчеству.

Александра РАКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива