Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 08, 2010

Лето начинается с костра

Автор волшебных сказок «Мойдодыр», «Айболит», «Телефон» Корней Чуковский с детства был очарован литературой. Последние тридцать лет жизни он провел в подмосковном поселке Переделкино, где создан музей Корнея Ивановича. Страсть к сказкам и слову писатель передал детям. Он придумал проводить в Переделкине Костры «Здравствуй, Лето!» и «Прощай, Лето!». Добрая традиция сохранилась до сих пор. Сейчас сюда съезжаются не только дети с окрестных дач, но и ребята из детских домов, многодетные семьи и целые школьные классы со своими педагогами!

На знаменитой лесной поляне рядом с мемориальным домом-музеем Корнея Чуковского собралось около тысячи человек, в большинстве своем – дети. Здесь и проходило одно из главных мероприятий Четвертого московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского – традиционный костер «Здравствуй, Лето!».

Слава об этих кострах идет по всем окрестным поселкам, поэтому в зрителях недостатка нет. Самых нетерпеливых, появившихся на месте сбора задолго до начала мероприятия, разогревал авторский дуэт «Ты и Я». Актеры театра «Игра» во главе с Андреем Защеринским и Галиной Ривкович привезли с собой воспитанников студии юного актера, и все смогли увидеть их выступления. Прямо на поляне и рядом с любимым детьми «башмачным» деревом можно было купить книги лауреатов литературной премии имени Чуковского. Среди прочих, заглянув в густую ребячью толпу, можно было углядеть книги Чуковского «От двух до пяти», «Путаница» и «Федорино горе», Михаила Яснова «Собиратель сосулек», Александра Тимофеевского «Пусть бегут неуклюже», Михаила Грозовского «Я был в стране чудес», Андрея Усачева «Мы играли в паровоз».

Праздником «дирижировали» руководитель пресс-центра Ольга Мурзина, сотрудник дома-музея Владимир Спектор, координатор программ Арсений Белорусец, директор дома-музея Сергей Агапов и его заместитель Павел Крючков.

У костровой площадки Айболит и Робинзон распевали песенку из мультика «Бременские музыканты»: «Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету». Чебурашка, пятнистый Бычок, полосатый Тигр, сверкая сквозь листву разноцветной шерстью, крадучись, приближались к поляне с разных сторон. Дети начали водить хоровод, готовясь вместе с ведущими мероприятия зажечь костер.

Робинзон посетовал: «Все готово к костру, но, мне кажется, не хватает волшебных облаков! В них должно быть не менее пяти мам и пап. Ребята, пробегая хороводом мимо взрослых, обязательно захватите их с собой!» Живой хоровод ширился, вовлекая в веселое действо все больше участников.

Дети из многодетных семей играли в мячик. Я подошла к маленькому Захару:

– Нравится Переделкино?

– Здесь весело!

– С кем-то познакомился?

– Айболита видел, Лису! Хоровод водили у костра!

– А Айболит, он – кто?

– Он лечит зверей! – проинформировал меня малыш.

Ведущий праздника Робинзон достал волшебные спички и снова попытался зажечь костер: «Знаете, почему костер не загорается? Потому что вы мало танцевали!» Веселье продолжилось. Айболит предложил станцевать «Весенние обжималки»: «Обнимаем мам, пап, сказочных героев, бабушек...» «А как бабушку узнать?» – вдруг спросил какой-то мальчик, стоявший поближе. «Бабушка это – когда глаза добрые и пирогами пахнет!» – добродушно прояснил ситуацию Робинзон. И дети гурьбой бросились обнимать рядом стоящих. Тех, кто не умел танцевать, в два счета обещал научить Айболит.

И вот на костровой площадке разожгли огонь. В этом детям помогали Сергей Агапов и первый секретарь Союза писателей Москвы Евгений Сидоров. Наконец, ребята уселись слушать пришедших на праздник писателей и поэтов.

В литературно-музыкальном представлении приняли участие детские писатели, лауреаты литературной премии имени Чуковского и других престижных наград в области детской литературы Марина Бородицкая, Андрей Усачев, Сергей Георгиев, Михаил Грозовский, Дина Крупская, Игорь Жуков, Елена Усачева, Александр Тимофеевский, Людмила и Александр Чутко.

Вел программу председатель оргкомитета Московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского, секретарь Союза писателей Москвы, президент Фонда поддержки творчества разножанровых детских авторов, поэт Сергей Белорусец. Выйдя на сцену, он начал неожиданно:

– Ребята, мне сейчас сказали, что кто-то из вас потерял розовые очки. Дорогие взрослые и дети, никогда не теряйте «розовых очков». Они очень могут пригодиться в жизни!

Взрослые засмеялись, а детвора задумалась.

Писатель Сергей Георгиев рассказал историю про собаку. Со сцены звучали загадки, стихи в исполнении ребят, шутки, песни. Поэт, прозаик и драматург Людмила Чутко и актер Александр Чутко под джазовую музыку исполнили диалог мистера Маркоу и Чипполоне из сказки «Приключения Чиполлино». А поэтесса и переводчик Марина Бородицкая развеселила детей стихотворением «На контрольной»:

Не решается задачка –
хоть убей!
Думай, думай, голова
поскорей!
Думай, думай, голова,
Дам тебе конфетку,
В день рожденья подарю
Новую беретку.
Думай, думай –
В кои веки прошу!
С мылом вымою тебя!
Расчешу!
Мы ж с тобою
Не чужие друг дружке.
Выручай!
А то как дам по макушке!

С одним из знаменитых участников фестиваля – поэтом, писателем, сценаристом и художником-постановщиком мультфильмов, автором песен крокодила Гены и Чебурашки в популярных мультиках Александром Тимофеевским удалось поговорить о детях и книгах:

– Александр Павлович, как сегодня писать для детей, чтобы они понимали, чтобы им было интересно?

– Конечно, с детьми надо говорить естественно. Писать так, как будто говоришь со своим другом, мамой, любимым человеком. Точно так же, как вы разговариваете со своим ребенком, – на том же языке надо писать стихи. Я писал и для взрослых – тогда, когда шел в дом друзей. Думал о них и сочинял на улице стихи.

– То есть вдохновение приходило на улице?

– Так мне как-то легче, свободней. А детские стихи в основном были адресованы моей дочке. Тогда она была совсем маленькой. Затем она стала постарше – и я стал писать стихи для тех, кто старше.

– Как вы считаете, какой сказочный персонаж в современном мире дети могли бы полюбить? Раньше были Айболит, Чебурашка, сегодня – Бэтмен, Человек-паук. Это не так уж развивает...

– Согласен. Сейчас любимыми персонажами становятся герои, массово тиражируемые западным кино. Это не лучший вариант. Но против этого есть защита – семейное чтение. Это очень важно. В моей жизни и творчестве главную роль сыграло чтение в семейном кругу. Мне было пять лет. Взрослые говорили: если я буду себя хорошо вести, меня допустят к чтению среди взрослых. Не знаю, насколько я старался, но меня допускали. Сажали вместе со всеми и читали Гоголя. Я был совершенно потрясен. Читали «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь или утопленница», другие замечательные сказки. Я от смеха падал со стула. Потом, через много лет понял, что это было чтение не для взрослых, а для меня. Мне кажется, это замечательный прием, который я бы посоветовал другим.

– Какое у вас впечатление от сегодняшнего праздника?

– Я встречаюсь со своими коллегами. Здесь, в доме Корнея Чуковского очень приятная обстановка. И мне интересно. Потом – я люблю общаться с детьми.

– Они воспринимают вас с восторгом. Ведь в ваших стихах – обаяние!

– Детям здесь просто весело!

Действительно, на этом празднике в Переделкино детям – полное раздолье. На поляне водили хороводы, играли в бадминтон, читали книжки. Никому скучно не было. Замечательная атмосфера создавала странное ощущение, будто все здесь друг друга давно знают. И главное – чувствовалось, что детям здесь рады.

Такое необычно теплое пространство появилось здесь давно, еще в 1955-м, благодаря мечтателю Корнею Чуковскому. Сам писатель родился в далеком 1882 году. Его религией и смыслом жизни с детства стала литература. Вертлявый мальчишка, он убегал в парк с книжкой Овидия. Позже, выучив по самоучителю английский, мальчик читал Уолта Уитмена. Став взрослым, он написал о великом американце просветительские книги, работал корреспондентом в Англии. В России Чуковский перепробовал много занятий: работал критиком, переводчиком, писателем, журналистом. Он написал книги о Леониде Андрееве, Николае Некрасове, Антоне Чехове, переводил Уолта Уитмена, Марка Твена, Дефо, Честертона, О. Генри.

Реакция на его статьи никогда не была равнодушной. Чуковского называют лучшим критиком Серебряного века. Его книга «Мастерство Некрасова» была удостоена Ленинской премии. Оксфордский университет присудил писателю почетное звание Доктора литературы. Друзьями Чуковского стали И. Репин, В. Короленко, Н. Анненский, А. Толстой, Л. Андреев, Н. Евреинов, А. Аверченко, Н. Тэффи, Н. Минский, А. Бенуа, Б. Кустодиев, М. Добужинский, Ф. Шаляпин, В. Комиссаржевская, Л. Яворская, Л. Собинов, академик Анатолий Кони.

Кстати, Репин придумал название домашнему альманаху Чуковского – «Чукоккала», собравшему на своих страницах автографы Конан Дойля и Маяковского, рисунки Шаляпина и стихи Репина. Альманах всегда был полем для игры, которая стала естественной формой общения Корнея Ивановича и с собственными детьми. Период жизни Чуковского не миновали революционный 1917 год, времена репрессий, иных политических коллизий. Сам побывал в тюрьме. Кое-кого из его родственников не стало.

Писатель успел разувериться во многом, кроме словесности и детей. Ради них он строил свою библиотеку в Переделкино. Общение со своими и чужими детьми было любимейшим отдыхом Чуковского. А в писательской работе его больше всего увлекала радость изобретения, открытия. Эту радость он впервые почувствовал, когда сочинял сказки, форма которых была в литературе того времени нова. Ради мгновений счастья, когда Слово давалось в руки, Чуковский работал, прорываясь через все трагедии. Государство боролось с «чуковщиной», но все-таки было побеждено «одеялом, которое убежало», и чудо-деревом с башмаками.

В течение какого-то времени после кончины писателя костры не проводились. Но традицию возродили Московский фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского и его мемориальный Дом-музей. В этом году фестиваль проходит в четвертый раз. Появилось кое-что новое, интересное. Об этом рассказал Сергей Белорусец.

– Сергей Маркович, какое значение имеет это событие для организаторов и что дает детям?

– Первоначально идея называлась «Дом-музей приглашает друзей». Ведь напротив находится Дом творчества писателей. Туда авторов можно приглашать на время мероприятий. Решили сделать наши традиционные костры частью фестиваляЛюдей собирается все больше. Узнают о нас разными способами: из пресс-релизов, информации на сайте www.chukfest.ru. Информационную поддержку оказывает Комитет по коммуникациям и средствам массовой информации города Москвы. Пресса к нам благоволит.

Иное дело – финансовая поддержка. Несмотря на то, что есть распоряжение правительства Москвы о нашем фестивале, средств не хватает. Последние годы мы вручали только литературную премию Чуковского. На другие проекты денег не было. Мне бы хотелось обратиться к финансово состоятельным людям, представителям бизнеса. Корней Чуковский – одно из немногих имен, вокруг которого люди могли бы объединиться.

Мы ищем тех, кто захотел бы поучаствовать в наших праздниках. Ведь они имеют отклик. Сюда людей не на аркане тащат. Они приходят радостные, улыбающиеся. Нам всегда благоволит погода. Еще ни разу не было, чтобы во время наших мероприятий шел дождь. Хотя тент на этот случай существует.

Наш фестиваль – День защиты детей от плохой литературы, своеобразный живой каталог. Участники выступают перед детьми и взрослыми и ненавязчиво и ненагло пропагандируют современную детскую литературу. Дети узнают, что, оказывается, есть неплохие современные детские писатели. Авторы, в свою очередь, видят, как их творчество воспринимают те, кому оно посвящено. В результате писателям радостнее работать. А дети покупают книжки и журналы, где можно найти произведения тех, кого они слышали живьем.

– Что нового сегодня появилось на костре?

– Прошло 55 лет со дня первого костра. Чуковский его придумал в 1955-м. То есть – сплошные пятерки. Поэтому мы стараемся на отлично провести фестиваль. Оценка «отлично» связана с учителем. Действительно, в Москве и в России – Год Учителя. И преподаватели везут сюда детей целыми классами.

– Как вы думаете, какого сказочного персонажа дети сегодня могли бы полюбить?

– Думаю, не стоит замыкаться на персонажах. У каждого, даже самого маленького человека с самого детства есть право выбора.

Александра РАКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива