Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 08, 2010

Владимир ФЕДОСЕЕВ: Говорить с людьми о них самих

Считается, что единственная «универсальная» нить, связующая людей с чем-то возвышенным, – музыка. Но молодому слушателю непросто сориентироваться в репертуаре многочисленных концертных афиш. Настоящее искусство звучит только в исполнении мастеров, отдавших служению музыке годы кропотливой работы. Подлинным носителем высокого звания Музыканта-просветителя является знаменитый маэстро – бессменный художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского Владимир Федосеев.

Владимир ФЕДОСЕЕВОн родился в Ленинграде. Родители мечтали, чтобы сын стал музыкантом. Заслышав доносящиеся с улицы звуки духового оркестра, мальчик выбегал из дома, шел за оркестром и как бы дирижировал. Во время войны в осажденном Ленинграде все время было включено радио, и душа будущего дирижера наполнялась звуками музыки...

Музыкальное образование он получил в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных и аспирантуре Московской консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). Карьеру симфонического дирижера начал в оркестре ленинградской филармонии, выступив по приглашению Евгения Мравинского с его оркестром. В Ленинграде состоялся и дирижерский дебют В. Федосеева в опере – в театре имени Кирова (теперь снова – Мариинском).

В 1974 году музыкант возглавил Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского, являясь с этого времени и по сей день его бессменным художественным руководителем и главным дирижером.

В этом году БСО отмечает свое восьмидесятилетие. В разные годы его возглавляли замечательные русские дирижеры: А. Орлов, А. Гаук, Н. Голованов, Г. Рождественский. Высочайшая профессиональная репутация Владимира Федосеева и признанное мастерство музыкантов оркестра открыли коллективу сцены лучших залов мира. Оркестр, развивая традиции, вступил в пору необычайного расцвета. Вдохновенная, титаническая, вдумчивая, кропотливая работа, безоглядная отдача дирижера оркестру и оркестра дирижеру создали уникальное явление – Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского.

Владимир ФЕДОСЕЕВВ составе коллектива много замечательных музыкантов-солистов: концертмейстер виолончелей Виктор Симон, Эмилия Москвитина – арфа, Мария Федотова – флейта, Владимир Пермяков – кларнет. Это, безусловно, придает совершенной ансамблевой игре особый блеск. С 1993 года оркестр носит имя Петра Ильича Чайковского, присвоенное ему за подлинную глубокую интерпретацию сочинений русского классика.

Репертуар коллектива необъятен и одновременно необычайно выверен. Одна из гениальных инициатив маэстро Федосеева – «Общедоступные симфонические абонементы». С 1997 года в Большом зале Московской консерватории дирижер и оркестр в рамках «Общедоступных абонементов» дают возможность встречи с высокой музыкой учителям, врачам, деятелям науки и искусства, студенчеству. Оркестр, сам борющийся с финансовыми трудностями, бескорыстно дарит людям бесценные музыкальные сокровища.

С 1997-го по 2006-й Владимир Федосеев – также главный дирижер Венского симфонического оркестра, с 1997-го – постоянный гостевой дирижер оперного театра Цюриха, с 2000-го – первый гостевой дирижер оркестра Токийской филармонии. Музыкант работает с оркестром Баварского радио (Мюнхен), Национальным филармоническим оркестром Французского радио (Париж), оркестром Финского радио, Берлинским симфоническим и Дрезденским филармоническим, оркестрами Штуттгарта и Эссена (Германия), Кливленда и Питтсбурга (США). И везде добивается высочайшего исполнительского качества, создавая атмосферу высокого дружественного музицирования. А это – залог истинного успеха.

Музыкант удостоен приза «Золотой Орфей» Французской национальной академии грамзаписи (за запись компакт-диска с оперой Римского-Корсакова «Майская ночь»), Серебряного приза телерадиокомпании «Асахи» (Япония). Маэстро награжден российским орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Святого Владимира, Серебряным крестом Австрийской республики и Орденом «Почетного Креста I степени» за заслуги в области культуры Австрии, Золотой медалью Международного общества Густава Малера, Орденом преподобного Сергия Радонежского II степени.

Владимир ФЕДОСЕЕВОбширный репертуар дирижера включает сочинения разных эпох. Поставленные Владимиром Федосеевым оперы «Пиковая дама» Чайковского, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Отелло» Верди, «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, «Приключения лисички-плутовки» Яначека и другие на сценах оперных театров мира неизменно имеют успех у публики и получают высокую оценку прессы. Его новая оперная работа – «Русалка» Дворжака в цюрихском Opernhaus.

К сожалению, как оперного дирижера российские слушатели очень мало знают маэстро. Концепции современных российских оперных режиссеров-постановщиков не совпадают с мнением Федосеева. Они подчас издеваются над музыкой композитора, коверкают драматургию. Поэтому Владимир Иванович предпочитает ставить оперы за рубежом, где к его мнению прислушиваются.

Дирижер входит в совет директоров швейцарского конкурса молодых исполнителей «Орфеум», где открывает западной публике новые имена российских музыкантов. Эта традиция продолжается.

Сейчас БСО имени П.И. Чайковского – один из лучших оркестров мира. А его руководитель Владимир Федосеев – крупнейший музыкант современности.

У него иммунитет к фальши и духовной порче. Он всегда точно знает, чего хочет добиться от оркестрантов. Он высококультурен и очень образован. Он так глубоко понимает замысел великих композиторов прошлых веков, что кажется, будто знаком с автором. Такого дирижера музыканты не хотят огорчать ни на репетиции, ни на концерте!

– Владимир Иванович, время высоких скоростей и современных технологий повлияло на Вашу работу дирижера?

– Музыка – особое искусство, таинственное. Она призвана воспитывать или удерживать гармонию в душе, в мышлении. А это значит – в мире. Как можно, познав ее, почувствовать гармонию в «современных скоростях», в ежесекундной суете? Если вы «проглотите» быстро, без раздумий и остановок, «Войну и мир» Толстого, что с вами останется? Чем вы пополнитесь? «Служенье музыке не терпит суеты...», а слушатель – тоже «сотворец», служитель музыки. Великая культура диктует свои темы восприятия.

– Дирижер – профессия необычная. Как Вы объясните, что один из знаменитых ее представителей, Карлос Кляйбер, иногда часть произведения дирижировал одной рукой? Дело не только в жесте?

– Великий Кляйбер дирижировал по-разному – и одной, и двумя руками, с палочкой и без нее. Герберт фон Караян – с закрытыми глазами. Но не эти внешние способы воздействия определяли суть их дирижерских интерпретаций партитуры...

– Есть ли сегодня, на Ваш взгляд, кризис в образовании – в подготовке молодых дирижеров в нашей стране?

Владимир ФЕДОСЕЕВ– Мы – на пике кризиса дирижерской профессии. Дирижировать хотят (и дирижируют) все – со школой и без, с талантом дирижера-интерпретатора и без него. Исчезает сама суть дирижерского искусства – осмысление партитуры. Сыграли вместе и быстро – ну, хорошо. Это то же самое, что в драматическом театре – постановщик. Там он – «осмыслитель», «мыслитель» с арсеналом собственных средств. И, несомненно, в образовании сейчас существует кризис. Ушли такие большие учителя, как Илья Мусин – в Петербурге, Лео Гинзбург – в Москве. Исчезли все ведущие серьезные дирижеры русской школы и их ученики. Сейчас говорить о школе в нашем деле не приходится.

Знаете, когда-то Арам Ильич Хачатурян начал дирижировать своими сочинениями. И однажды Дмитрий Дмитриевич Шостакович спросил его: «Скажи, Арамчик, ты правда дирижируешь – или машешь?» – «Машу, Митя, машу», – ответил честно Арам Ильич. Мне рассказал эту быль один из близких учеников Хачатуряна. Поучительная история, не правда ли?

– Как, на Ваш взгляд, расположить молодого слушателя к «молитве» – к музыке? Каков Ваш начальный собственный опыт прикосновения к прекрасному?

– Нужен опыт слушания. И чем раньше это начнется, тем лучше. Помню до сих пор, как меня, совсем маленького, потрясла музыка оперы «Кармен», транслировавшейся по радио. Ничего не понимая в содержании, я «прилип» чувством к этой красоте.

– Можно ли понимание, что надо любить Россию, передать сегодняшнему молодому поколению через музыку?

– Необходимо стараться это передавать в подлинности и чистоте мысли наших великих художников. Они – неисчерпаемые. У оркестра есть опыт общения со студентами МГУ. И это – взаимопонимание!

– Что нового появится в программах цикла концертов «Музыка для всех»? Будете ли Вы за дирижерским пультом?

– Всегда участвую в наших абонементах. В предстоящем сезоне мы создаем новую идею – «Абонемент Одной симфонии». Одна и та же симфония будет исполняться пятью разными дирижерами (наряду с другой музыкой). Цель – привлечь внимание слушателей к искусству интерпретации, то есть собственно к «сфере» дирижерского творчества. Посмотрим, что получится.

– Сегодня в великих в прошлом залах выступают не только по-настоящему хорошие артисты. Как слушателю распознать коллектив, исполнителя?

– Только имея собственный опыт слушателя и не поддаваясь «внешней рекламе», зазывной деятельности менеджерских компаний, их шуму, который часто строится на пустоте. Уважать свое мнение, доверять своему чувству.

– У крупного дирижера известного оркестра всегда есть преимущество: он может говорить публике о том, что интересно ему самому. О чем Вам интересно рассказать музыкой слушателям?

– Мне кажется ценным говорить с людьми о них самих, о том, какими прекрасными они могут и должны быть.

– Какие права, по-Вашему, предоставляет партитура дирижеру?

– Партитура – послание автора дирижеру. Я отношусь к ней свято, стараюсь как можно глубже и чище передать идею, смысл, атмосферу, что создал композитор. С другой стороны, это не есть буква закона. Современный художник мыслит современно. «Отношения» музыканта с партитурой зависят от естественности его таланта, глубины, умения вникать в суть написанного. В общем, партитура – это больше обязанности, чем права. Например, необходимо очистить ее от наслоений плохих традиций.

– Вы в своем концертном репертуаре ориентируетесь на вкусы публики или наоборот – ставите задачу ее воспитывать, даете новые, ранее не исполнявшиеся произведения?

– Ориентироваться нужно на все, что приносит жизнь, принимая это или отвергая. С одной стороны, надо поднимать слушателя на высоты культуры, уважая его при этом. С другой, с точки зрения соответствия современной культуре, – необходимо дать публике почувствовать, как прекрасна «Пасторальная» симфония Бетховена, как трагичны «Симфонические танцы» Рахманинова, как светлы мечты Грига и так далее.

– Выгодно ли коммерчески исполнение симфонической музыки сегодня?

– Если говорить о серьезной музыке и серьезной культуре, то классическая музыка ни в какие времена не была коммерческой. Она всегда нуждалась в поддержке меценатов, правительства, церкви, государственных служб.

– Есть ли сегодня хорошие импресарио, продюсеры симфонических оркестров?

– Думаю, что нет или почти нет. Время унесло все традиционно хорошее из этой профессии, превратив ее в «дело» – дешевле купить, шумнее и дороже продать независимо от «качества продукта».

– Дирижер Евгений Светланов ставил перед собой задачу записать всю русскую симфоническую музыку. А какие задачи у Вас?

– Он поставил перед собой огромную и благородную задачу и выполнил ее с честью. У меня же нет «репертуарной задачи». Я всегда стремился и стремлюсь к созданию этакого оркестрового «Страдивари» – высококлассного оркестра с полными звуковыми возможностями, со своим «почерком», оркестра, которому подвластны в исполнении разные стили и «цвета».

– Проект «Исторические концерты» рассказывает о различных периодах работы оркестра. Фильм не собираетесь снять о БСО и Вашей работе в нем?

– Будет ли фильм – не знаю. Кажется, канал «Культура» все еще собирается его делать. Но книга будет. И, надеюсь, необычная, интересная – о судьбе и истории нашего оркестра, о его значении, роли в судьбе страны. Оркестр наш очень «историчен».

– Почему в российско-французской программе выбор пал в том числе и на творчество композитора Дюпарка? Чем он интересен для исполнения?

– Наши слушатели мало знают творчество Дюпарка, а оно стоит того, чтобы о нем знать. Кроме всего прочего мы имели возможность дать его музыку в исполнении замечательного французского баса Николя Куржаля.

– Как-то БСО выступал вместе с Юрием Шевчуком из «ДДТ». Охотно ли музыканты оркестра идут на эксперимент? И где та черта, которую в таких случаях нельзя переступать исполнителю классической музыки?

– Некий компромисс в смешении жанров может быть интересен. Но компромисс вкусовой – никогда.

– Кого из композиторов Вы считаете крупнейшим симфонистом последнего времени?

– Смотря какой смысл вкладывать в понятие «симфонист последнего времени». После периода, в котором творил Шостакович, началось творческое время композитора Бориса Чайковского, а теперь – Юрия Буцко. Жалею, что не так много пишет сегодня Роман Леденёв.

– В одной из своих программ БСО представил 40-ю симфонию Моцарта, 5-ю и 10-ю – Шостаковича, 4-ю симфонию Чайковского, «Ромео и Джульетту» Прокофьева. Есть ли в этом новое прочтение, новый акцент?

– Новый акцент всегда должен быть. Я никогда не могу «повторить дословно» партитуру. Есть много факторов, влияющих на восприятие самого сочинения. Меняется время. И этот факт оказывает мощное влияние и на исполнителя, и на слушателей, даже самых традиционных.

– Почему Вы так много выступаете за рубежом?

– Пожалуй, там я больше востребован. И мне интересно работать с разными оркестрами в мире. Среди них нет двух одинаковых. Да и оперу я очень люблю. Но я не чувствую, что нужен в России. Здесь, видимо, другие критерии, другие задачи и цели. Да и в самом движении – жизнь.

– Русская музыка – одна из самых многослойных, «эмоционально-полифонических». Считаете ли Вы, что и дальше зарубежные слушатели будут принимать ее так же хорошо?

– Думаю, русская музыка никогда не утратит к себе интереса. И тем более будет его привлекать, чем больше появится хороших, разных и умных ее интерпретаторов.

– Сегодня – время информационного хаоса и фальши, в том числе и в искусстве. На что Вы морально «опираетесь» сегодня в жизни – что дает Вам опору, веру, покой в этой ситуации?

– «Покой нам только снится...» Эта мысль – на все времена, особенно если характер ваш – русский, и ему присуще тяготение, интерес к другой – не твоей, а общей жизни. Это тяготение предопределено дальностью друг от друга, «стеной отдаленности». Может быть, оттого наше желание соборности. Эх, только бы это не исчезло окончательно! Интерес к друг другу, боль за другого...

Вы правы, вокруг столько лжи, порока. Но все-таки остается некий моральный стержень: запрет дурного, боязнь греха, может быть, и неосознанная. От разложения и гибели может спасти только одно: надо перестать лгать в ежедневной жизни всем и вся. Это значит – признать ошибки. Следовательно – поворот на 180 градусов в воспитании, образовании, взаимоотношениях. Есть только одна истина – Создатель и Его законы.

– Что Вас интересует в жизни помимо музыки?

– Люди. Люди – в смене эпох. Искусство в целом.

– Есть ли у Вас любимая настольная книга или партитура?

– «Евгений Онегин», «Бесы», Третья симфония Бетховена.

– Для Вас важно быть публичным человеком?

– Не важно, но, увы, нужно, если отвечаешь не только за себя, но и за оркестр.

– На записях репетиций, на концертах у Вас улыбка, хорошее настроение. Это – выдержка, характер? Необходимо всегда быть в таком настроении, чтобы получить высокий результат?

– Не знаю, улыбчив ли я. Не слежу за этим. Может быть. Но знаю, что успешная игра в концерте какой-то из групп оркестра или одного из солистов дает мне радостное желание идти дальше. И наоборот – неожиданная фальшь или «кикс» трубача выбивает из колеи, как нож острый. Ох, это сложное дело – дирижировать!

Беседу вела Александра РАКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива