Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях.
А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.
Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.
Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.
Надеюсь, что нам удастся представить Вам увлекательную историю создания и деятельности СтМ.
Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.
Рок-н-ролл... Для кого-то он по-прежнему развлекательный жанр, кому-то – новейшая из всемирных религий. Отсюда и смещение понятий к флангу культовой фразеологии: если в поп-сфере все еще толкуют о «звездности», то в роке все чаще творят себе таких кумиров, которые перерастают... в «иконы», ни больше, ни меньше! Масштаб «иконостаса», как и все в нашей жизни, мельчает: последней крупной фигурой тут был Курт Кобейн, персонаж почти уже мифологический. Зато численность его неуклонно растет, о чем можно судить хотя бы по списку «Рок-иконы XXI века», обнародованном журналом «Керранг».
Первым делом в глаза бросается тот факт, что действительно монументальные фигуры современности, Мэрилин Мэнсон и Трент Резнор, заметны, так сказать, своим отсутствием. Может быть, просто какие-то более светлые чувства воцарились под сводами рок-н-ролльного храма? В таком случае странно выглядит хилое представительство прекраснейшего из полов. Причем, сколько-нибудь серьезные фигуры – Кристина Скаббиа (Lacuna Coil) и Эми Ли (Evanescence) – прозябают на 19-м и 17-м местах соответственно; самого же высокого полета «рок-богиня» здесь – несколько карикатурная Хэйли Уильямс (Paramore, 2-е место); факт, сам по себе многое объясняющий.
Творческая состоятельность для вхождения в «иконный» статус – сегодня уже не критерий. Условно говоря, «мастер» в списке один, Мэтт Беллами (Muse, 7), и выглядит он на общем фоне явно «белой вороной». С другой стороны, и «чистый фанфарон» тут тоже в единственном числе: Оли Сайкс (Bring Me The Horizon, 14); из разряда таковых Вилле Вало (H.I.M., 12), по крайней мере, уж точно выпал – благодаря своему удивительному чувству самоиронии.
Можно было бы порадоваться несколько неожиданному присутствию в списке героев сегодняшнего британского DIY-сообщества. Действительно, Итч (King Blues), Фрэнк Картер (Gallows) и Ру Рейнольдс (Enter Shikari) представляют те самые «ценности» рока – искренность, честность, презрение к звездности, – которые традиционно приписываются без кавычек. Но все они располагаются в диапазоне 15– 21 мест, а значит, погоды не делают.
Так что же все-таки превращает сегодня рок-музыканта в «икону»? Похоже, прежде всего – упорство и сила духа (Дэйв Грол, Foo Fighters, 4-е место), известная доля авантюризма (Том Делонж, Blink 182, 13), непоколебимая вера в себя (Мэтт Такк, Bullet For My Valentine, 11), умение выловить своих «тараканов» (иногда по недомыслию все еще именуемых «демонами»; Честер Беннингтон, Linkin Park, 10), талант ударно-ломового лидерства, способный сокрушить любые препятствия (Эм Шедоуз, Avenged Sevenfold, 5).
...А самое главное, наверное, – способность ринуться в глубь серых масс, почти утонуть в глубинах равнодушия, а то и презрения, и – чудесным образом вырваться на поверхность, отвоевав право на индивидуальность. Именно этот действительно ценный в наше время дар символизируют Джерард Уэй (My Chemical Romance, 3-е место) и Билли Джо Армстронг, лидер Green Day и – «икона №1» в роке по данным на август 2010 года.
Куда дым подует?
Вилле Вало пообещал покинуть Финляндию навсегда, если она станет первой в мире страной некурящих. «Дело даже не в том, что я заядлый курильщик, и табак в данный момент спасает меня от наркотиков. Просто дело в принципе: не хочу, чтобы правительство запускало свои лапы мне в легкие!», – заявил певец. На естественный вопрос о том, в какую сторону направит он свой груженый сигаретами жизненный караван, лидер H.I.M. заявил: «В Швецию или в Россию!» ...Э-э, нет, Вилле, так не пойдет: это лишь наполовину верный ответ. Не нужно быть прокуренным финном, чтобы признать: табачного дыму такой плотности, как у нас, нигде больше не сыскать на планете. А главное – правительство в России гуманное: если куда и запустит руки, легкие точно останутся в стороне.
Дело вкуса
Убийство моряком-психопатом Натаном Гейлом гитариста Даймбэга Даррелла во время концерта Pantera в Коламбусе, штат Огайо, 8 ноября 2004 года, казалось бы, всеми забылось. Еще более равнодушно история отнеслась к живописному полотну Тома Сэнфорда под названием «Убийство Даймбэга Даррелла Аббота», выполненному год спустя. Скандал разразился лишь сейчас, когда художник выставил свое произведение на аукцион... «Меня удивила реакция метал-фэнов, – заметил творец. – Не спорю, мое произведение являет собой образец дурного вкуса. Но разве то же самое нельзя сказать и о поступке мистера Гейла? Какова тема, таково, извините, и ее художественное решение!»
Согласитесь, в этом рассуждении что-то есть... Студент, предлагающий преподавателю ужасный ответ, получает, как правило, ужаснейшую из оценок. И при этом искренне отказывается понять, почему: разве вопрос в билете не был столь же ужасен?