Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 10, 2004

Русский Елеон

В Москве есть одна экспозиция, название которой ассоциируется не только с пищей для ума, но и с активным отдыхом, развлечениями. Это - Коломенское. Зона отдыха здесь мирно сосуществует с музейной территорией, на которой, кстати, вы не встретите грозного «руками не трогать». По праздникам в заповеднике проходят народные гуляния, в обычные дни туристы приезжают сюда и выставки посмотреть, и устроить костер с шашлыками, и даже позагорать.

Царское место

Такой демократизм со стороны музейщиков вовсе не означает малую историческую ценность Коломенского. Раскопки показывают, что люди жили в этих местах еще во времена палеолита. Известность это место получило с переселением сюда жителей города Коломны. В начале монголо-татарского нашествия они хотели укрыться от лиходеев под стенами Кремля, но он был уже переполнен. Тогда коломенцы отошли к юго-востоку от города и основали на берегу Москвы-реки поселение, которое назвали в честь своей родины. Татары, проходя мимо, село не тронули. В 1380 году после Куликовской битвы в нем торжественно, «медами и соболями» встречали Дмитрия Донского. В память о событии построили колокольню святого Георгия Победоносца, дошедшую до наших дней.

Во время царствования Василия Темного Коломенское присоединили к московскому княжеству. Оно оказалось важным стратегическим пунктом: до этого места можно было добраться и по воде, и по суше. Иван III часто сюда наведывался, оценил красоту места и решил основать здесь свою резиденцию.

Его отпрыск, Василий II, увековечил рождение сына Ивана (будущего Грозного) строительством церкви Вознесения Господня в Коломенском. Ох, и нелегко же дался царю этот ребенок! Даже последний холоп во дворце знал, сколько душевных терзаний стоило ему оставить первую любимую жену, Саломею Сабурову! Что поделаешь, бесплодность для царицы - смертный грех. Хорошо хоть вторая супруга, Елена Глинская, не подвела и родила-таки царю долгожданного наследника престола.

Впрочем, для строительства Вознесенского храма был еще один повод: ожидание конца света. Как ни странно, в ХVI веке его не только ожидали, но и тщательно к нему готовились: считалось, что князья должны достойно принять своего Верховного Правителя. Сомнений не было даже по поводу места Второго пришествия: конечно, гора Елеон, откуда Христос когда-то взошел на Небо. Там и церковь установлена, которая считается второй святыней обетованной земли после Иерусалимского храма.

Навсегда переселиться на родину Христа, чтобы встречать Его первыми, русские правители не могли. Этой проблеме они нашли остроумное решение: построить на Руси свой Елеонский храм. В Коломенском. Кстати, оно находится от Москвы на расстоянии «дневного пути» - ровно на столько удалена от «святого града» на иудейской земле и знаменитая гора. Правда, в храме-оригинале молящиеся всегда видят сферы, в которые вознесся Господь, через большое отверстие в кровле. С отечественными перепадами температур о подобном архитектурном сооружении нечего и думать. Но русские зодчие не растерялись. Они сделали первую на Руси каменную шатровую церковь, самую высокую в стране в те времена - 65 метров снаружи и 42 метра внутри. За счет такого размера глаз молящегося не упирается в своды здания, и создается ощущение того, что в храме ничто не отделяет его от неба.

Вера в то, что Иисус посетит Вознесенский собор была так велика, что Ему даже приготовили место в восточной части храма, там, где обычно в церквях расположена абсида.

И внутри, и особенно снаружи церковь вышла такой великолепной, что композитор Берлиоз назвал ее «музыкой в архитектуре».

К сожалению, Василию III не суждено было долго находиться вместе с сыном, рождение которого сподвигло его на постройку дивного храма. Государь умер, оставив Ивана трехлетним ребенком. Грозный чтил места, любимые отцом. Перед Казанской битвой он уряжал полки в Коломенском; здесь он охотился, когда ему сообщили о взятии Астрахани.

Подчеркивать родство с прежней династией нравилось Михаилу Романову. В юго-восточной резиденции своих предшественников он построил маленький дворец. А еще - церковь, освещенную в честь важнейшей для русского ополчения Казанской иконы Божьей Матери, которой Минина и Пожарского благословляли на победу над поляками.

Но настоящего расцвета Коломенское достигло при Алексее Михайловиче. Оценив местные красоты, он развернул здесь строительство колоссального деревянного дворца, который три раза перестраивался. И немудрено - разместить 16 детей, да еще царского рода, это вам не шутка. Ради чад царь расстарался - получившееся архитектурное сооружение поэт Симеон Полоцкий окрестил восьмым чудом света. Да и простой народ дивился на прихотливо венчавшие терема кровли, шатры, бочки-луковицы, шатровые двойки. От великолепия слепило глаза: солнце преломлялось и в верхушках-маковках (позолоту для них выписывали из-за границы), и в трех тысячах слюдяных окон, освещавших 270 дворцовых комнат. За внутренней росписью палат следил знаменитый живописец Симон Ушаков. Крытая галерея соединяла дворец с церковью Казанской иконы Божьей Матери. Терема окружали постройки хозяйственного назначения: Фряжский погреб для заморских вин, Полковничьи палаты, помещение Сытного двора и т.п.

Тишь да гладь, Божья благодать… Именно здесь проводил в детстве каждое лето Петр I. В тени раскидистых дубов, сохранившихся до наших дней, Никита Зубов обучал его грамоте. Но уроки кончались, и подвижного юнца никто не мог удержать на месте. Сколько радости было, когда Петр нашел старый дедовский ботик «Святой Николай»! Он спустил его на воду и три раза прокатился до Кремля и обратно.

В Коломенском Петр устраивал и обучения своих потешных полков. Няньки только головами качали неодобрительно: никакой царской степенности. Впрочем, и государем-то мальчишке не быть: старший братец, Иван, хоть и хил, да в могилу не собирается, и Софьюшка на младшенького люто смотрит. После смерти отца она закрыла дорогу Нарышкиной и ее детям в летнюю батюшкину резиденцию, посчитав для них слишком жирным куском проживание в теремном дворце. Позже Москву от Петра заслонил Петербург, и все же в Коломенское царь наведывался. Подражая Донскому, здесь он принимал почести после своей главной военной победы, Полтавской битвы. Во дворце Алексея Михайловича родилась дочь императора Елизавета. Впоследствии она говорила, что фрукты из сада, вблизи которого она появилась на свет, самые вкусные. Царица приказывала доставлять их в Питер, что ее подчиненные и делали, пересыпая вишни и сливы зерном, чтобы подольше хранились.

Кстати, сама Елизавета, повзрослев, здесь так и не появилась. Зато Коломенское любила Екатерина II за прекрасный воздух и живописность. Императрица построила себе четырехэтажный дворец и жила в нем, когда бывала в Москве, ведь резиденции в Кремле, соответствующей ее статусу, еще не было. «Восьмое чудо света» пришло к тому времени в полное запустение. Екатерина долго хотела его отреставрировать, но потом решила снести. К счастью, перед демонтажем с творения Романова были сняты графические изображения и планы.

Постройка самой императрицы просуществовала недолго, в 1812 году ее разорили французы. А потом то, что не успели взять иностранцы, присвоили местные крестьяне. Доподлинно известно, что в доме крестьянина Кошкина на Большой улице стояла печь с расписными изразцами из покоев императрицы.

Самый последний дворец в Коломенском принадлежал Александру I. Как и предыдущие царские резиденции в этом месте, он не сохранился. До наших дней дошел только павильон 1825 года, предназначавшийся для театрализованных представлений.

С середины позапрошлого века Коломенское было известно прежде всего как зажиточное село с плодородными землями. И после революции в нем сразу же организовали колхоз - «Огородный гигант». Но в 1923 году все-таки задумались об истории. И решили сделать на территории бывшей царской резиденции уникальный музей деревянной архитектуры под открытым небом. Так у Коломенского началась новая жизнь.

Музей времени и пространства

Специально для новой экспозиции разработали методику перемещения сооружений из дерева по стране. С ее помощью в Коломенское попали четыре любопытных сооружения: медоварня из села Преображенское, проездные ворота из Николо-Карельского монастыря, башня Братского острога и домик Петра I из Архангельска (где за ним не могли установить должного досмотра). Жилище царя заслуживает отдельного упоминания, ведь в первопрестольной в его комнатках воссоздали обстановку ХVIII века. Вот уже который год туристы, сталкиваясь лбами в тесных помещениях (просторные в морозных краях три века назад было просто не обогреть) и стараясь не удариться о низкие притолоки, с любопытством заглядывают в «кабинет», «спальню», «столовую».

Идеологом музея в Коломенском стал знаменитый реставратор Барановский. В послереволюционный период его необыкновенно занимала проблема сохранения культурных ценностей прошлого. Ученый ездил по русским церквям, предназначенным на снос, и спасал из них все, что только было можно: иконы, облачения, книги... Так накапливались богатейшие фонды, возникли выставки. В помещении Сытного двора появились шедевры мастеров иконописной палаты Московского Кремля, религиозная живопись, собрание русского костюма. Здесь можно ознакомиться и с эволюцией отечественной резьбы по дереву и историей кафельной плитки и изразцов в России. В павильоне 1825 года выставлены предметы старинного быта.

До середины 60-х годов прошлого века Коломенское было филиалом Исторического музея. А потом обрело статус музея-заповедника. Наконец-то по достоинству оценили природный ландшафт, занимающий 300 гектаров на двух берегах Москвы-реки. На таком фоне прекрасно смотрятся театрализованные представления. В заповеднике проводят и праздник Ивана-Купалы, и Масленицу. Во Фряжском погребе, примыкающем к комплексу Передних ворот, взрослым и детям показывают русские обряды – прием гостей, свадьбу. Народ с удовольствием принимает участие в представлениях. Например, когда женихом объявляется турист, а невестой - девушка из фольклорного коллектива.

Директор музея Людмила Петровна Колесникова рассказывает: «В Коломенском работают несколько фольклорных коллективов, все - под единой эгидой научной обоснованности, ибо наша главная задача – не допускать фальши. На нашей территории должна звучать русская музыка с подлинными старинными песнями, мотивами, мелодиями. Это сложно, но мы стараемся, много времени проводим в архивах. А еще гордимся сотрудничеством с ГИТИСом и Консерваторией, а также с Людмилой Зыкиной и ее артистами.

С таким отношением к работе и высоких гостей принять не стыдно. Два года назад в Коломенском побывали Путин и Шредер. Их провели по государевой дороге, катали на тройке. Было так много народу, что невозможно было разглядеть всего, и супруга Шредера все спрашивала про церковь Вознесения: «А она на нашем берегу или на противоположном?»

Не так давно у нас появилась своя конюшня. В заповеднике живут соколы, и изредка мы проводим маленькое шоу - охоту с этими птицами. Иногда меня спрашивают: «Людмила Петровна, как вы все это придумываете?». Но в том-то и дело, что мы ничего не придумываем, а просто внимательно читаем историю.

Будет в нашем музее и псарня с борзыми и легавыми, и большой соколиный двор, и еще одна конюшня, и усадьбы крестьян со скотом и с собственным натуральным хозяйством, и ремесленники. Все это в программе, а пока мы начали с самого главного - сохраняем те архитектурные памятники, которые дошли до наших дней».

Новая экспозиция

Последний возрожденный к жизни шедевр русского зодчества - комплекс Передних ворот с примыкающими к ним Приказными палатами ХVII века. В июле в нем открылась экспозиция «Вехи истории Коломенского».

«На протяжении трех лет мы занимались реставрацией самого здания, - говорит Колесникова. И делали это так, чтобы никто никогда нас не мог обвинить в ненаучном подходе. Даже деревянные балки, которые никто не видит, мы укрепляли с помощью специальной технологии, чтобы они стояли еще сто - двести лет».

Основу экспозиции составляют предметы, отражающие многовековую жизнь в Коломенском - как государей, так и простолюдинов. Но есть и исключения, например поистине бесценная книга «Апостол», напечатанная самим Иваном Федоровым.

Осмотр выставки начинается с подвального помещения. Во второй половине ХVII века в нем были ледники, где хранили продукты и вина для царского стола. Блоки льда, запасенные зимой, хранились все лето и таяли только осенью, вода сливалась в специальный ход, шедший к реке. Сейчас в подвале - фрагменты декора гражданских и церковных зданий ХVII - ХVIII веков, кусочки «белокаменной Москвы».

Этажом выше - наглядный рассказ о «восьмом чуде света». Предмет особой гордости музейщиков, отреставрированный макет дворца Алексея Михайловича, сделанный еще в 1868 году по заказу императора Александра II. Красивейшие слюдяные «окончины», украшавшие когда-то царский терем, и стул, стоявший в его интерьере. Многочисленные книги и иконы.

Русь чугунная и металлическая ХVII века продолжает экспозицию. Здесь и пушка из Симеонова монастыря в Москве, и небольшие колокола. Один из них - 1689 года - вклад отца Петра I в Алексеевский монастырь Крестовоздвиженской церкви села Красное под Москвой. Другой, 1690 года, из столичного храма Параскевы-Пятницы в Охотном ряду, со двора боярина Троекурова (не предка ли пушкинского героя?). На стенном стенде - военные принадлежности далеких лет: наконечники пик и копий, бердыши и секиры, наручи, топоры, боевые доспехи, шлем и кольчуга...

Поднимаешься на второй этаж Передних ворот и оказываешься в окружении громадных зубцов, гирь, шестеренок. Органная палата хранит богатейшую коллекцию башенных часовых механизмов. Самый древний из них - 1539 года - из Соловецкого монастыря. Жемчужина зала - львы, которых часовой мастер Оружейной палаты Петр Высоцкий установил на дворец Алексея Михайловича в 1673 году. В прошлом они рычали и двигались при помощи особой механики.

Вниз по лестнице - и перед нами уже ХVIII век. Затейливые «царские» штучки, в которых явно чувствуется европейское влияние - штофы, аптекарские банки, курительная трубка. Красивый секретер с изображениями русских самодержцев, сделанных из слоновой кости. И уж совсем неожиданная на выставке статуя Афины Паллады. Три года назад археологи нашли ее на государевом дворе, оказывается, она стояла в екатерининском дворце.

Среди «утилитарных» предметов впечатляют массивные дубовые сани с жестяными и железными элементами, вывезенные из усадьбы Архангельское под Москвой.

В конце ХIХ века цари в свою старинную резиденцию уже не наведываются. Предметы быта начала века ХХ на выставке свидетельствуют о том, что в Коломенском совмещались черты крестьянской и деревенской культуры. Жители местных сел занимались огородничеством, садоводством и торговлей, и к хозяйству относились бережно. Так, например, колами для рассады очень дорожили. Их рукояди декорировали токарной работой и помечали надписями с указаниями года изготовления и имени владельца.

Ну, а после работы обитатели бывшего «царского» места любили хорошо отдохнуть. В праздники катались на каруселях, покупали сладости, ходили в гости, устраивали кулачные бои.

Наследники по прямой

Между прочим, карусель и сейчас есть в Нагатинской пойме. И вообще Коломенское сегодня ассоциируется у москвичей со словами «отдых», «праздник». Сюда приезжают погулять, посидеть в маленьких кафе, покататься вдоль набережной Москвы-реки на орловских рысаках. Зимой здесь устраивают горнолыжные спуски. Ну, а летом - делают шашлыки и даже загорают. Отдохнуть там, где раньше жили цари, может всякий. И как хорошо, что москвичам досталось в наследство это удивительное место!

Что касается молодежи, то не все приезжают в музей-заповедник бездельничать. Гуляя в Коломенском в июле, то здесь, то там я натыкалась на группы молодых людей с мольбертами. Оказалось, это студенты Москвы и области проходят плэнерную практику. Моей первой собеседницей стала Аня, второкурсница факультета графического дизайна Института Математики и Электроники. Впрочем, беседовала она не очень охотно. Рассказала, что место практики выбирали не студенты. На вопрос о том, что за здание она сейчас пишет (девушка расположилась напротив проездной башни из Николо-Карельского монастыря), Аня ответить не смогла – о музее-заповеднике преподы ничего не рассказывали.

Поодаль расположились студенты-живописцы с разных курсов Московского государственного областного педагогического университета. Их наставница, симпатичная улыбчивая Ольга Геннадьевна рассказала, что у ее подопечных идет уже вторая неделя практики. Два дня назад ребята работали в Измайлове, теперь три дня будут писать Коломенское. К сентябрю каждому из них надо представить 60 работ - как живописных, так и графических.

Следующими мое внимание привлекли молодые люди с лопатами в руках. Как оказалось, они тоже были из МГОУ, но только с факультета истории, политологии и права. Они очищали фундамент древних сооружений, стараясь обнаружить что-нибудь интересненькое при раскопках. Четыре девушки похвастались трофеями - костями, керамикой и монетами ХVI века. Троим из них предлагали поехать на практику в Переславль-Залесский, но они предпочли Коломенское, потому что оно ближе к дому. А вот четвертая, Ира, наоборот, к легким путям не стремилась и приехала в Москву из Северной столицы России, где она учится на историческом факультете Санкт-петербургского государственного университета. С девчонками удалось мило поболтать. Вот только когда я спросила у одной из них, около какого здания они сейчас работают, она ответила, что это «колокольня Алексея Михайловича». На самом деле сооружение было Водовзводной башней, но табличку, как видно, просто недосуг было прочесть.

Анна ЧЕПУРНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива