Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 06, 2010

Художник-модельер: Чтобы костюмчик сидел

При звучном словосочетании «художник-модельер» первое, что приходит на ум, – обернутые мерцающими тканями манекены, россыпь загадочных эскизов, подсвеченный подиум и вереница красавиц в замысловатых нарядах. Но этим не исчерпывается понятие профессии. О том, как стать модельером, мы узнаем из первых рук – у студентов четвертого курса кафедры конструирования костюма Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина.

Идет занятие. Вместо ожидаемых рядов парт – череда швейных машин и длинных раскроечных столов. Склонившись над ними, одни девушки (а именно их большинство) сосредоточенно орудуют ножницами. Другие оживленно обсуждают с преподавателями свои эскизы и примеренные на манекены модели. Словом, работа кипит, обстановка, как и полагается художникам, творческая. Студентки Аня и Милена, с которыми мы разговорились, поясняют, что как раз сейчас их любимый предмет – исполнение задумки в материале, возможность воплотить идеи в жизнь. Кстати, эти самые материализованные идеи красуются на них самих и часто – на их друзьях.

Кажется, совсем недавно они, взволнованные абитуриентки, лишь мечтали быть зачисленными в ставший теперь родным университет. С какими трудностями столкнулись тогда в начале пути, при поступлении?

Солидный статус старейшего текстильного вуза страны и большой конкурс на факультет прикладного искусства производят на абитуриентов двоякое впечатление – у одних вызывают страх и благоговейную дрожь в коленях, у других лишь усиливают и без того твердую решимость поступить, пускай даже и не с первого раза. Оно и понятно – оказаться в числе выпускников вуза, чьими питомцами были в свое время знаменитые Вячеслав Зайцев и Виктория Андриянова, завидно и почетно. Поскольку среди вступительных экзаменов на факультет прикладного искусства нет точных дисциплин вроде математики, творческие предметы – живопись, рисунок, композиция, – должны выявить из огромного числа претендентов самых талантливых. Есть от чего задрожать!

Однако у желающих учиться в старейшей российской школе моделирования одежды есть и другой способ поступить. Ежегодно внутри университета проводится конкурс для «юниоров» «Шаг в будущее», в котором, помимо первокурсников, имеют возможность участвовать и абитуриенты. И если им удастся создать оригинальную и запоминающуюся коллекцию, призом становится зачисление без вступительных экзаменов – настоящее совмещение полезного с приятным!

Для студентов постарше тоже существует возможность для самовыражения – конкурс «Формула стиля», также проходящий в университете. Претендовать на участие можно всем – от второго курса до пятого. Если рамки вуза не позволяют разгуляться, в России проходит масса конкурсов для молодых дизайнеров одежды: «Ассамблея моды» в Москве, «Адмиралтейская игла» в Санкт-Петербурге, «Русский силуэт» и многие другие, призом в которых может стать стажировка даже у известного модельера.

Иногда для поднятия тонуса организуются «международные встречи». Приглашаются студенты из разных стран – Швейцарии, Японии – для совместных проектов, суть которых сводится к обмену опытом: чтение и слушание лекций, небольшие соревнования. Интересно узнать и понять нюансы зарубежных школ, понаблюдать за их работой и показать свои приемы. Однако борьба на таких соревнованиях разгорается нешуточная, и тогда студенты с благодарностью вспоминают учивших их преподавателей и ощущают их поддержку.

От соперничества и соревнований перейдем к любопытнейшей теме: как модельеры создают костюмы? Выкройки да иголки с ниткой тут далеко не достаточно!

Первое, что необходимо художнику, – разумеется, вдохновение. Для этого преподаватели вывозят своих ищущих идеи питомцев в разнообразнейшие места – например, в старейшие города России, хранящие следы прошедших веков в своей архитектуре, в нарядах местных жителей. Увиденное студенты должны запечатлеть в тематических набросках, а позже преобразовать их в рисунок для ткани или силуэт костюма. Источником вдохновения может послужить что угодно, даже комнатные растения.

Самым экстремальным путешествием за поиском вдохновения, по словам Анны, стала поездка на Соловецкие острова, поскольку, во-первых, это очень далеко, а во-вторых условия проживания там были весьма разнообразны – начиная от вполне комфортных гостиниц до матраса на полу. Конечно, для подобного вояжа нужен большой энтузиазм и смелость, но полученные впечатления того стоят.

Когда вдохновение, наконец, поймано, впечатления зарисованы, приступают к эскизам моделей. Для правильного конструирования существует специальная дисциплина под названием «костюмографика», позволяющая сформировать индивидуальный графический стиль. Кроме того, эскизы бывают художественными и промышленными, и их создание – отдельная серьезная работа. Промышленные отличаются большей простотой и понятностью. В художественных больше экспрессии, образности, впечатлений и эстетики.

Особняком стоит выбор ткани – одного из главных условий, чтобы «костюмчик сидел». Найти подходящую материю не так-то просто. Нередко от запланированного первоначально варианта приходится отказаться. Студентам, пока они не именитые мастера, не по карману ткани из дорогих магазинов, предпочитают покупать их со складов. Именно «текстильщикам» предоставляется возможность отовариваться в розницу – дешевле, чем в бутиках, по студенческому билету.

Непосредственно пошив коллекции, в которую, в зависимости от масштаба показа, входит от 5 до 7 моделей, занимает разное количество времени – кто-то может сшить за месяц, другому нужно полгода, а кому-то и год. Некоторые подходят к выполнению работы с особой тщательностью, кропотливо следят за тем, чтобы все строчки были выполнены четко, всё сидело безупречно. А кто-то создает костюмы на кураже и экспрессии буквально за одну ночь!

Анна со смехом рассказала, как студентки второго курса помогли ей однажды дошить коллекцию за неделю – благодаря бурлящей в них энергии и большому желанию участвовать в творческом процессе. Бывало и так, что за одну ночь отыскивалась модель (тоже студентка), и за ту же ночь на нее шились костюмы – вот какой силы бывает порой вдохновение!

Нередко, чтобы показать себя и попытаться заработать, девушки устраивают показы своих работ в ночных клубах – по собственной инициативе и своими силами. Текстильный университет, славящийся своими модельерами, требует от них в создании костюмов большого креатива и выдумки, однако именно необычность созданной одежды порой мешает ей легко и быстро обрести хозяина. Помимо того, и стоят такие вещи недешево, поскольку требуют немалого труда. Благодаря «ночным показам» наряды можно распродать.

Сейчас привыкают работать с простыми вещами – понимают, что, получив диплом и придя на производство, скорее всего шить придется одежду незамысловатую.

А ведь верно, учеба закончится совсем скоро, и настанет момент истины – куда идти? Где реализовать свой творческий потенциал и приобретенные навыки? При ответе на эти вопросы мои визави слегка приуныли. Конечно, заветная мечта всех модельеров – иметь свое дело, но для этого нужны средства, а откуда они у начинающих?

Вообще выпускницы текстильного нередко со временем уезжают работать за границу, например, в Италию, поскольку там открыть свой магазин гораздо проще и дешевле, чем в Москве. Бывает, что дипломированные модельеры становятся просто художниками.

Ирина ЧЕЛЯДИНОВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива