Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 06, 2010

РГСУ: Время курсовых

Для студентов выпускных курсов весна – не только пение птичек и журчание ручейков. Не до отдыха – надо готовиться к дипломным работам. А для студентов других курсов – пора задуматься. Рано или поздно диплом писать придется. Кажется, времени много, но... крайний срок наступает быстро. Из отдаленной и неясной перспективы он превращается в реальность. Вывод: чем раньше начнешь думать о дипломе, тем лучше. И работу сделаешь, и на отдых время останется. Лучшая подготовка к диплому – конечно, курсовая, вторая по значимости работа. Многие ее тоже пишут весной. К ним относятся и журналисты 4-го курса РГСУ.

Первым делом – выбор темы

Заходим в аудиторию. Перерыв между четвертой и пятой парой. Но свободных мест мало. Значит, к учебе здесь относятся серьезно. Надеюсь, к курсовым тоже.

– С чего начинали?

– Конечно, с выбора темы! Это основной ориентир, определяющий план дальнейшей работы.

Вроде на этом этапе проблем быть не должно. Сейчас столько методичек, пособий, преподаватели каждый год напоминают основные требования: тема должна быть хорошо раскрыта, конкретна, актуальна. И все-таки это самый трудный этап: тем столько, что глаза разбегаются.

– По какому критерию выбирали?

– Главное, чтобы проблема была интересна тебе самому, – заявляют в один голос. – Иначе работа не пойдет.

– А как же актуальность?

Ее в первую очередь ждут преподаватели. Злободневность – один из обязательных пунктов для курсовой.

– Тему «с потолка» не возьмешь. Но решает автор. Что важнее: личный интерес или актуальность. Курсовая и журналистский материал в этом плане похожи. Но всегда можно найти компромисс. Практика показывает: даже для «непрофильных» тем найдется место в курсовиках журналистов. Например, студент интересуется молодежными организациями, знает их проблемы. Пусть рассмотрит публикации на эту тему, определит их объективность. А можно проанализировать прессу самих организаций, понять ее особенности.

Вот почему, признаются четверокурсники, многие берут темы не из списка. Все проблемы не уместить в одной методичке. Да такая задача и не ставится. Недаром списки тем в пособиях только «примерные». Даны ориентиры, а дальше все зависит от знаний и творческих решений студента, самостоятельности при выборе. Иначе получишь реферат, а не научное исследование, коим должна стать курсовая.

Трудности и хитрости

Но бывает так: тема актуальна, нравится, но есть проблемы. Например, мало материала.

– Отсутствие нужной литературы может испортить настроение, – подчеркивает Дарья Гаврикова. – Лучше сразу выяснить, насколько разработана тема. Сюрпризы перед началом работы не нужны.

Даша в этом году написала курсовую «Рекламные издания в книгоиздательском деле». И тему диплома планирует связать с рекламой.

– Это огромное поле для исследования. Реклама есть и в книгоиздательском деле, и в периодической печати, и в других сферах. Материала хватит не на одну работу. Рекламный бизнес бурно развивается, важно наблюдать за этим, выявлять закономерности.

Удобнее писать курсовые на одну тему, потом «сложить» их, чтобы получился диплом. Так думает поступить Ольга Никитина:

– С первого курса поняла, что спорт – моя тема. Решила: буду работать в этой области. С самого начала определила план действий: анализ спортивных материалов, поиск литературы, разработка проблемы. Об актуальности говорить не приходится: «спортивная страничка» стала постоянной рубрикой во многих изданиях.

И журналистика не стоит на месте: меняются жанры, манера подачи материала. Все это – основание для анализа. На третьем и четвертом курсах были «профильные» работы. Только по истории журналистики писала о «Русском вестнике» – тема непростая, необычная. Этот влиятельный журнал XIX века сначала придерживался либеральной программы. Но с 60-х консерваторы взяли верх, и вскоре «Русский вестник» превратился в «рупор реакции». Интересно было проследить эти перипетии. Но следующая курсовая была опять о спорте (смеется).

– Удержаться в рамках одной темы все пять курсов непросто, – добавляет Марина Жукова. – Мне, например, нравятся музыкальные репортажи, прошлогодняя работа была о них. Но сейчас нашла интересный материал о PR-деятельности, а на втором курсе писала о Тэффи. Столько необычных тем, жалко пять лет посвящать одной.

– Зато так проще для студента, – уверена Мария Погорелова. – Зачем начинать с нуля, когда можно использовать разработанный материал? На первом курсе я писала об иноязычных заимствованиях в прессе. Тогда рассматривала вопрос с лингвистической точки зрения – курсовая была по русскому. Но можно проанализировать публикации с такими заимствованиями. И написать еще одну курсовую.

– А можно не мучиться и взять «именную» тему, рассказать об исторической личности, – раздалось с задних парт. – Крылов, Катков, Суворин, Михайловский, Бухарин. О них и в дипломе все не расскажешь – места не хватит.

И тут перерыв кончился. Вошел преподаватель, началась пара. Беседу прекращаем. А как же иначе: чтобы хорошо написать любую работу, надо много знать, а для этого – учиться.

Отсебятина

К сказанному остается добавить несколько организационных советов.

1. Берите литературу не «древнее» пяти лет. Преимущества ясны: свежие данные, понятные события. Понимаю, иногда это правило приходится нарушать. Например, если по вашей теме не много научных работ. В основном это касается исследований по истории. Другая причина: вы опираетесь на фундаментальные исследования, цитируете Фрейда или Виноградова. Будьте осторожны с интерпретацией. Иногда лучше не рисковать. Может, кто-то интересовался этой проблемой до вас и уже все объяснил?

2. В работе не должно быть «незнакомых» слов. Бывает так: нашел студент в учебнике нужный материал, но не разобрался в терминологии. Упомянул новые слова в выступлении. Преподаватель может спросить, что означают понятия. Чтобы не попасть впросак, уточняйте каждый термин. Иногда не все из них относятся к теме работы.

3. Следите за оформлением, многие оценки снижают из-за такого «пустяка». Правила и требования для каждой работы обычно диктуют преподаватели. Особенно будьте внимательны к оформлению сносок и списка литературы.

Желаю всем удачи!

Екатерина БРЮХОВА,
студентка 3-го курса РГСУ,
специальность «Журналистика»

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива